10 параметров, влияющих на расход топлива Вашего автомобиля

09.07.2018

Каждый автомобилист так или иначе задумывается о расходе топлива своего автомобиля. Кто-то чаще, кто-то - реже. Пожалуй, лишь владельцы электромобилей не имеют таких мыслей. Хотя... Расход электроэнергии и запас хода на батарее никто не отменял - вещи взаимосвязанные. Несмотря на то, что заправка электричеством сейчас в разы дешевле, чем бензином или дизелем, а в некоторых случаях вообще бесплатна.

Но мы сегодня поговорим о параметрах, влияющих на расход топлива обычных легковушек с двигателями внутреннего сгорания, работающих на бензине, дизеле, газе.

Кто-то пытается найти единственную причину и устранить её - но это не совсем правильный подход. На расход топлива влияет множество факторов. Какие-то - в бОльшей степени, какие-то - в меньшей. И перечислять их все будет достаточно утомительным занятием. Остановимся на наиболее существенных.

Первый и самый очевидный фактор - исправность систем автомобиля. Современный автомобиль состоит из множества систем: двигатель, коробка передач, система охлаждения двигателя, система кондиционирования, различные системы безопасности, электронные помощники и т.д. и т.п. Неисправность некоторых систем, (не всех), может приводить к увеличению расхода топлива.

Стоит своевременно проводить техническое обслуживание своего автомобиля, с интервалом, указанным в сервисной книжке.

Второй параметр - масса автомобиля. Здесь всё просто: чем больше весит машина, тем тяжелее двигателю её перемещать и, соответственно, тем больше требуется топлива для езды.

Поэтому стоит следить за содержимым багажника и салона и все ненужные в дороге вещи оставлять дома.

Третье - это качество топлива. Неважно - бензин, дизель или газ - но его качество напрямую влияет на показатели расхода топлива вашей машины. Не стоит заправляться на подозрительных АЗС. Не стоит стесняться интересоваться сертификатами качества...

Кроме расхода качество топлива влияет и на тягу. Если вы чувствуете, что машина едет плохо, то, наверное, заправку стоит поменять. Я уже много лет заправляюсь на одной сети АЗС, избегая франшизных точек. И не знаю проблем, связанных с некачественным бензином.

Четвертый параметр в нашем списке - размер колёс. Да-да, и это влияет на расход топлива. Чем больше диаметр колёс, тем больше топлива потребуется для езды.

Здесь необходимо учитывать 2 момента. Во-первых, с увеличением диаметра диска растёт вес самого диска и шины, которая на него одета. А увеличение веса - это уже увеличение расхода топлива (см. параметр №2). Во-вторых, шины бОльшего диаметра как правило имеют бОльшую ширину. А бОльшая ширина - это бОльшее пятно контакта шины с поверхностью дороги и, как следствие, увеличение сопротивления качению колеса. Тем больше усилий придётся прилагать двигателю для движения авто, для чего потребуется больше топлива.

У большинства иномарок для старших комплектаций предлагаются колёса бОльших диаметров. Но никто не мешает вам заменить их на стандартные и сэкономить не только на топливе, но и на зимних шинах и услугах шиномонтажа. Какие размерности шин и дисков предусмотрены для вашего авто можно посмотреть на водительской стойке кузова. Только не стоит забывать, что при изменении диаметра колёс слегка меняется погрешность спидометра. Проверить её всегда можно при помощи любого навигатора.

Пятый параметр - марка и модель самих шин. Есть шины более экономичные и менее. Это примерно, как холодильники - есть более прожорливые, а есть менее. :-)

В тестах покрышек, которые проводят крупные и не очень автоиздания, всегда анализируется и показатель экономичности, можно на них ориентироваться. Кроем того, часто на самой покрышке бывает наклейка с показателем экономичности: А++, А+, А, В и т.д.

Шестое - это работа на холостом ходу. Холостая работа двигателя потребляет топливо, но не прибавляет пробега, а только увеличивает расход топлива. Современные бензиновые двигатели не требуют прогрева. Даже в сильные морозы после 3-х минут работы двигателя на холостом ходу рекомендуется начинать не быстрое движение, в ходе которого двигатель прогреется гораздо быстрее. С дизелями сложнее и к ним рекомендуется применять автономные подогреватели.

Любая сигнализация с автозапуском или штатный дистанционный запуск двигателя или автономный подогреватель в любом случае будут увеличивать расход топлива. Поэтому пользоваться этими удобными функциями следует с умом и в случаях реальной необходимости. Для себя я вывел правило: включать автозапуск тогда, когда я начинаю одевать обувь. Пока я спущусь на лифте вниз и дойду от подъезда до машины, как раз пройдёт не менее 3-х минут. А в летний период вообще не использую эту функцию.

Седьмой параметр - наличие коротких поездок. Этот параметр напрямую связан с предыдущим. При заводе двигателя тратится определенное количество топлива на сам процесс заводки и первые минуты прогрева. Если после этого проехать короткое расстояние и заглушить двигатель, то удельный расход топлива окажется достаточно высоким.

Если мне нужно куда-то в радиусе 5 километров, и на улице нет ливня, метели или урагана, а у меня нет крупного багажа, то стараюсь на такие расстояние ходить пешком. Если есть дорога для пешеходов, конечно.

Восьмой параметр - наличие работающих потребителей электричества. Это очень широкий спектр штатных функций авто и дополнительных гаджетов: фары ближнего и дальнего света, противотуманные фары, освещение в салоне, вентилятор системы охлаждения/отопления салона, подогрев сидений и руля, кондиционер/климат-контроль, магнитола, смартфоны, навигаторы, антирадары и регистраторы, запитанные от прикуривателя/розетки/портов USB и т.д. и т.п. Все они потребляют электричество, вырабатываемое генератором, который работает от двигателя. Соответственно, тратится дополнительное топливо. Да, для питания каких-то гаджетов требуется совсем немного электричества, но так или иначе оно тратится и аукается на расходе бензина.

Не стоит включать противотуманные фары, когда нет тумана. В дневное время суток лучше ездить с дневными ходовыми огнями, а не с фарами ближнего света, (они менее мощные и потребляют меньше электричества). Не стоит оставлять включенными в розетки те гаджеты, которые не используются в данный момент.

Девятое - чистота кузова автомобиля. Этот параметр особенно существенен на больших скоростях. Как говорится, аэродинамику никто не отменял. Наличие на кузове машины грязи, снега или льда ухудшает аэродинамику и увеличивает расход топлива.

Я в Казани стараюсь мыть авто раз в неделю. Летом иногда - раз в 2 недели. Ну а в межсезонье, когда на наших дорогах мокро и грязно - по 2 раза в неделю.

Десятый параметр, на котором я сегодня остановлюсь, - это стиль вождения. Пожалуй, это один из самых существенных моментов, влияющих на расход топлива. Стиль езды может быть агрессивным, (частые разгоны, торможения, перестроения), и тогда расход топлива будет высоким. Может быть спокойным, (без резких разгонов, движение на постоянной скорости, накатом и т. д.) и тогда расход топлива буде ниже. При езде по трассе сбросьте средний расход топлива на бортовом компьютере и попробуйте проехать не менее 50 километров, не превышая определённую скорость, (например, 90 км/ч). Засеките показания среднего расхода. Затем снова сбросьте и попробуйте проехать ещё 50 км с чуть большей скоростью, (например 100 км/ч), снова зафиксируйте расход, и так дальше. Таким образом, вы определите наиболее экономичную трассовую скорость для вашей машины. Она может быть разной в зависимости от модели авто.

Для моей машины с двухлитровым бензиновым двигателем и 6-ступенчатым классическим "автоматом" наибольшей экономичности на трассе можно добиться, если не разгоняться выше 80 км/ч. При такой езде расход можно "уложить" в 5 литров на 100 км. и даже чуть меньше. Если не превышать 100-110 км/ч, то расход будет выше на целый литр: 5,5-6 л./100 км. Ну при более быстрой езде он уже с лёгкостью перевалит за 6-7 литров на 100 км.

Теперь Вы знаете, как комплексно можно снизить расход топлива Вашей машины. И помните, что снижая расход бензина, Вы не только экономите Ваши деньги, но и сохраняете окружающую среду в более чистом виде, поскольку все двигатели внутреннего сгорания имеют загрязняющие природу выхлопы, которые тем объёмнее, чем больше топлива в них сгорает.