Как правильно покупать билеты на сайте РЖД

Самое время мне поделиться некоторыми тонкостями покупки железнодорожных билетов.

Начнём с того, что с весны этого года выбрать нужный билетна rzd.ru стало проще, Теперь для каждого вагона отображаются пиктограммы, говорящие об уровне комфорта (наличие биотуалета, кондиционера и т.д.). Выглядит это так:

При наведении мыши на конкретную пиктограмму она расшифровывается. Также можно подвести курсор к названию класса обслуживания (например, "2Э") и получить полное описание. Здесь же указывается наличие питания, если оно предоставляется. Обращаем вимание на строку "Категория". "У1" - означает наличие одного рациона питания. "МЖ" - то, что в вагоне есть мужские, женские и смешанные купе - при покупке билетов обязательно указание пола пассажира.

Не стоит забывать о том, что в одном и том же поезде могут быть вагоны разного уровня комфортабельности. Сейчас РЖД это очень активно практикует. Даже в фирменном поезде могут быть вагоны без биотуалетов и без питания по более низким ценам. Равно как и в составе обычного пассажирского поезда (даже не скорого) может оказаться парочка "крутых" вагонов со всеми удобствами. Мы с таким столкнулись, например, в поезде "Новороссийск - Пермь", когда возвращались из Адлера в Казань: среди большинства плацкартных вагонов из СССР было 2 современных тверских вагона, в которых к тому же предоставлялось питание.

Про питание в поездахпозволю себе пару слов. На самом деле, оно достойное. В одноэтажных поездах рацион питания состоит из двух частей: ланч-бокс + горячее блюдо. В ланч-боксе обычно бывает бутылочка воды, какое-нибудь печенье/шоколадка к чаю + набор пластиковых столовых приборов, жевачка и прочие мелочи:

Горячее блюдо может быть типа "куриный гуляш с рисом" или "говядина с макаронами" или "грибы с рисом". Обычно оно и вправду бывает горячим. Какое выбрать, у Вас уточнит либо проводник, либо сотрудник вагона-ресторана. Чаще всего дают выбор, но в редких случаях могут молча принести что-то определенное. Упаковано обычно в пластиковый кейс, обёрнутый в картон.

Скажу больше: нередко после покупки билета на сайте РЖД можно выбрать тип питания в личном кабинете для каждого билета. Т.е. себе можно взять курицу с рисом, супруге - вегетарианский варинат, а ребёнку - детский (да, есть и такой!). Но, по моему опыту, это вовсе не гарантирует, что вам подадут именно то, что Вы указали. Могут и вообще выбора не оставить по факту. К сожалению, такова реальность. Кстати, на сайте даже блины с икрой я как-то видел, но не выбрал почему-то. Теперь жалею. :-)

Стоит отметить, что чай/кофе в рацион питания обычно не входят и предоставляются по желанию пассажира за доп.плату.

В хороших поездах у Вас дополнительно спросят, когда подать горячее блюдо. Например, если поезд уходит поздно вечером, могут предложить принести утром следующего дня. И такое бывает, ага.

Всё вышесказанное о питании справедливо для купейных вагонов "ФПК". В СВ и люксах может быть по-другому. В СВ, если мне память не изменяет, чай наливают бесплатно. В вагонах "ТКС" также питание может быть другим.

Как выбрать поезд?
Пожалуй, главное правило - чем меньше номер поезда, тем он лучше! Фирменные поезда нумеруются от 001 до 100, если я не ошибаюсь. Когда есть выбор между фирменным и обычным поездом, крайне рекомендую выбирать фирменный. Он идёт быстрее, делает меньше остановок, персонал в нём более профессиональный, вагоны комфортнее, публика более интеллигентная. Проверено многократно!

На самом деле, теперь стало проще найти нужный поезд. Даже если между городами нет прямого железнодорожного сообщения или в нужный день поезд не ходит, есть возможность вызвать поиск маршрута с пересадками. Вот, к примеру, я хочу 28 сентября отправиться из Казани в Иркутск:

Видимо, прямой или проходящий поезд в этот день не ходит, поэтому жмём кнопку "Маршруты с пересадками", и система выдаёт аж 91 вариант:

Можно отсортировать по времени в пути, отправлению и т.д. Выбрать наиболее подходящий вариант как по времени, так и по цене. Круто же!

Пару слов про аббревиатуры.
Под номером поезда можно встретить аббревиатуры "ФПК" и "ТКС". Может быть, есть и ещё какие-то, но я пока не встречал.
Эти буквы говорят о том, какая компания занимается обслуживанием поезда/вагона.

"ФПК" - это федеральная пассажирская компания, дочка компании "РЖД".
"ТКС" - это компания "ТрансКлассСервис", сторонний перевозчик. (Хотя, предположу, что он так или иначе связан с РЖД). Когда-то "ТКС" имел даже свои целые поезда, (например, был поезд "Мегаполис", курсирующий по маршруту "Казань-Москва"). Теперь вроде бы только вагоны в составе поездов "ФПК". По уровню комфорта такие вагоны отличаются в лучшую сторону. Там можно встретить сейфы в купе, души в санузлах и т.д.

Про выгодные цены.
Кто дочитал до этого места - тот молодец. Сейчас самое интересное: как сэкономить? Ответ на этот вопрос я разделю на 2 раздела: РЖД-Бонус и мониторинг цен.

Про РЖД-Бонус.
Как ясно из названия, это бонусная система РЖД. Позволяет накапливать баллы за поездки и потом использовать их для покупки премиальных билетов. Что важно: цена премиального билета в баллах зависит от расстояния, которое Вы собираетесь проехать. Есть специальная шкала. К примеру, премиальный билет в купе от Казани до Москвы обойдётся в 7000 баллов, а от Москвы до Сочи - в 12000 баллов. К тому же, сумму сервисного сбора нужно будет доплатить деньгами. Она, как правило, небольшая. На моей памяти, не более 600 руб.

Если получать баллы только за поездки на поездах, то копить придётся долго. Лучше сразу же оформить карту в партнёрском банке и расплачиваться ею, получая за это баллы. Раньше партнером РЖД был банк "ВТБ", сейчас - как минимум "Альфа-банк" и "Росбанк", а может и ещё кто-то уже присоединился...

Кстати, у "ТКС" также есть своя бонусная система "ТКС-Бонус".

Про мониторинг цен.
Здесь всё очень интересно. Сейчас для большинства поездов РЖД применяет систему динамического ценообразования. Т.е. цена каждый день может быть разной. На значительную часть поездов продажи открываются за 60 дней, на остальные - за 45. Кстати, в декабре РЖД : обещает начать открывать продажи за 120 дней.

По моим наблюдениям, цены меняются не очень значительно: в пределах 50-100 рублей. Хотя, в определенных случаях могут и серьёзно измениться как в меньшую, так и в большую сторону. Помню один случай, когда мы приобрели билеты в купе двухэтажного поезда из Москвы в Сочи. В этот же день идёт и одноэтажный, но на момент покупки он был в полтора раза дороже, что вполне логично, ведь он комфортней. Но за пару дней до отправления я заметил, что цена на одноэтажный поезд упала ниже цены двухэтажного! Бывает и такое...

Как же поймать лучшую цену? Возможно, есть какие-нибудь приложения типа железнодорожного Букинга с гарантией лучшей цены (что вряд ли), я не интересовался пока. Но я использую простой, "дедовский" метод. Я приобретаю билеты при первой же возможности, когда определился с датами, и уже есть бюджет. Затем примерно раз в два дня отслеживаю цены. Если цена значительно снизилась, я ... оформляю возврат билета, (сделать это можно непосредственно на сайте), и покупаю билеты заново по более низким ценам. Комиссия за возврат купейного билета не позднее, чем за 8 часов до отправления поезда в 2017-ом году составляет всего 191 рубль. Этот тариф регулируется ФАС и меняться не может. Поэтому не сложно рассчитать, насколько цена должна снизиться, чтобы такая операция по перепокупке была выгодной.

Здесь стоит учитывать 2 момента. Первый - место по возвращенному билету не сразу поступает в открытую продажу. А только через какое-то время. Второй - если в нужном поезде почти все места проданы, лучше не рисковать с перепокупкой (но в таком случае обычно и цена уже не снижается).

Ещё парочка лайф-хаков.
Для детей можно купить как билет без места (до определенного возраста), так и с местом (для любого детского возраста). Даже с местом детский билет дешевле взрослого процентов эдак на 50-60. Поэтому на ребёнка лучше оформлять нижнее место - оно дороже. А на взрослого - верхнее, оно дешевле. В поезде никто не будет интересоваться тем, кто в вашей компании какое из ваших мест занял.

Если вы едете  втроём (двое взрослых + ребёнок) и хотите выкупить купе целиком, то оформите 2 нижних места в купе на ребёнка, а два верхних - на взрослых. Это самый дешёвый вариант. Ну и не забудьте рассмотреть вариант поездки в этом же поезде в СВ, если возраст ребёнка позволяет: 2 взрослых билета + детский без места. Иногда так получается дешевле, чем купе целиком.

Кстати, детей сейчас в РЖД любят и каждому юному пасажиру дарят подарок. В июле мы ездили из Казани в Нижний Новгород, а через неделю - обратно. Так, дочке дали 2 разных детских рюкзачка с разным содержимым. Один из них вылядел так:

Паззл, раскраска, наклейки, тетрадь с загадками - чего там только нет...

Ещё про цены. На сайте РЖД всегда много акций. Перед покупкой билетов не лишним будет их изучить, возможно, какие-то Вам подойдут.

Ну и напоследок напомню, что большинство железнодорожных билетов как по России, так и за рубеж, сейчас можно приобрести, не вставая со стула. Выбираем поезд и вагон, вводим данные пассажиров, оплачиваем картой, распечатываем или сохраняем на мобильном устройстве. При посадке в поезд предъявляем оригинал документа, удостоверяющего личность, и распечатку либо экран смартфона - всё максимально просто!

Приятных Вам железнодорожных путешествий!

P.S. Если остались вопросы по теме, с радостью отвечу на них в комментариях. Люблю поезда, однако. :-)

https://martinian.livejournal.com/230080.html

#жд #РЖД #цены #лайфхак #путешествия #туризм