"Сад - как мозаика из сотен частиц..."

30.03.2018

Ландшафтный дизайнер Татьяна Звездочкина о проектах и вдохновении

Мы продолжаем серию интервью с дизайнерами о творчестве и ландшафтном деле. Сегодня своей историей поделилась Татьяна Звездочкина, руководитель студии «Venus Design", г. Рязань.

Вы помните, когда у вас появилась идея о том, что профессия ландшафтного дизайнера – это ваше? Как развивалась эта идея?

Очень хорошо помню, как пришла в профессию. Цветы вдохновляли меня с самого детства. У бабушки на даче были незабудки, аквилегия, тюльпаны, нарциссы. Уже в 3 года я знала все эти названия. Папа тоже был увлечен садоводством - иногда мы покупали редкие растения в маленьких горшочках и высаживали их на клумбах, делали вместе рокарий, пытаясь повторить картинку из красивого журнала. Конечно, это не совсем удавалось, но цветов в саду с моим взрослением становилось все больше и больше.

Тем временем я закончила университет и пошла работать банковским аналитиком. Помню, как ужасно долго тянулось время в ожидании выходных, когда я смогла бы сбежать на дачу. Я постоянно там что-то переделывала и пересаживала, вела садовый дневник, где записывала сорта растений, зарисовывала эскизы будущих цветников, записывала садовые мечты и хотелки.

Садоводство превратилось в огромное самозабвенное увлечение, в котором я даже иногда забывала поесть и поспать - скупала новые сорта, собирала коллекции, наблюдала за тем, как растут и меняются растения.

Затем жизнь занесла меня на полтора года на далекие острова Фиджи. Именно там для меня открылось понятие ландшафтного дизайна. Сады при лучших мировых отелях были созданы профессионалами высочайшего уровня, и они очень сильно отличались от садов, сделанных садоводами-любителями, которые до этого были для меня эталоном красоты и пределом мечтаний.

Чистые геометрические линии, пропорции, посадки цветовыми массивами, моно и смешанные посадки - на тот момент я не понимала этих терминов, но именно тогда мой эстетический мир перевернулся.

Я посещала отели, изучала местную флору, тогда же ещё больше проснулась во мне страсть к ботанике. Я расспрашивала местных жителей о том, как называется то или иное растение, искала в интернете его «народное» название на английском , а затем - и латинское название.

За полтора года я изучила все виды геликоний, имбирей, орхидей, лиан и других тропических растений, произрастающих на Фиджи. Вернувшись в Россию, я поняла, что не могу больше терять ни минуты. Именно тогда я осознала, что хочу, чтобы детское увлечение садами стало профессией. Отучилась в Рязани, затем в Москве, Санкт-Петербурге и продолжаю учиться до сих пор.

Совершенствованию в этом деле нет никаких преград и пределов.

Фото: Татьяна Звездочкина
Фото: Татьяна Звездочкина

Как сложился ваш коллектив?

Возможно, это прозвучит странно, но я никого не искала. Нужные люди пришли сами, оставаясь со мной и по сей день. Когда в 2015 я открывала собственную студию, у меня уже были контакты с инженером и визуализатором. Мы познакомились в то время, когда я была наемным дизайнером в одном рязанском ландшафтном бюро. Ребята ещё тогда работали на аутсорсинге, а узнав, что я начала самостоятельное плавание, с удовольствием присоединились ко мне. Затем к нам пришли дизайнеры Наталья и Елена.

Первый самостоятельный рабочий сезон был очень тяжёлым, с множеством неудач, сложных технических моментов и одновременно с первыми победами. Было много полезных знакомств, новых впечатлений и прекрасных молодых садов, созданных, несмотря ни на какие преграды.

Мы как-то сразу прикипели друг к другу в этом творческом приключении. К тому же мне было очень важным распределить работу в студии так, чтоб каждый занимался не просто любимым делом, а тем, что у него лучше всего получается. Кто-то рисует в программах, кто-то руками, кто-то любит общаться с заказчиками, а кто-то предпочитает оставаться наедине с собой.

Фото: Татьяна Звездочкина
Фото: Татьяна Звездочкина

Все мы очень любим ездить по питомникам и выбирать растения - общение с зелёными питомцами доставляет огромное удовольствие. Ещё любим вместе учиться - посещать семинары, выставки, конференции и форумы. Общение с коллегами очень вдохновляет, каждое обучение - это профессиональный прорыв. До недавнего времени я просто учились, а теперь ещё веду образовательную деятельность сама - читаю доклады на конференциях и авторские семинары для профессионалов.

Я поняла, что мне очень важно передавать свои знания. Когда я делюсь своим опытом, я открываю в себе ресурс для того, чтобы овладеть новым. Ну и конечно обратная связь от людей, которых учишь - невероятно приятно быть полезной, знать, что действительно помогаешь.

Считаю, что основная цель моих семинаров - помочь начинающим дизайнерам поверить в себя, увидеть свою уникальность, правильно использовать свои сильные стороны, правильно заявлять о себе и продвигать себя.

Фото: Татьяна Звездочкина
Фото: Татьяна Звездочкина

Что для Вас служит источником вдохновения?

Это моя любимая тема! Для себя я разделила источники вдохновения на «внешние» и «внутренние».

К внешним отношу:
- Планировку как вдохновение («чертил-чертил, что-то стало вырисовываться, развил в концепцию». (Наш Проект «Лучистый»)
- Цвет (цвет строений, цвет растений) – наши Сады «Красный Октябрь», «Сад в Лимонно-Лиловых тонах», «Майский махагон»
- Социальное явление – наш новый проект «Русские забавы»
- Сказки, ремесла и легенды - как примеры: сад "Малахитовая шкатулка" Оксаны Хлебородовой, сад Оксаны Пискаревой «Хохлома», и мой сад «Ловец снов» (навеянный индийской легендой об этом амулете).

Конечно, литература и искусство - бесконечные внешние источники вдохновения, и тому есть масса подтверждений в частных и выставочных садах

А к внутренним источникам я отношу личность дизайнера и личность заказчика. Это источник более сложного и глубинного вдохновения, когда личный опыт человека вдохновляет на создание сада.

Например, на создание нашего золотого медалиста - проект Brickusgarden - нас вдохновил именно наш заказчик, сад, для которого и благодаря которому он и был создан (название сада - Brickus - происходит от названия компании заказчика (Brick - кирпич , US – Universal System).

2018, Международный фестиваль «Архитектура. Дизайн. Ландшафт» , «Ловец снов» - лауреат III премии в номинации «Выставочный сад. Реализация».
2018, Международный фестиваль «Архитектура. Дизайн. Ландшафт» , «Ловец снов» - лауреат III премии в номинации «Выставочный сад. Реализация».

Есть ли на вашем рабочем месте книги, к которым вы обращаетесь в поисках информации или вдохновения? Или сейчас актуален только интернет?

Конечно, больше интернет. Книги, каталоги, журналы - все это есть, безусловно, есть и у меня, и у каждого дизайнера. Но, помимо всех уже названных источников вдохновения, я считаю, что путешествия - неотъемлемая часть жизни ландшафтного дизайнера.

Отдаленные и близкие уголки планеты, их необычайная природа, цвета и энергетика - все это впитывается сквозь поры, вдыхается с воздухом, записывается в тонких структурах, чтобы потом долгие годы вдохновлять к созиданию...

Фото: Татьяна Звездочкина
Фото: Татьяна Звездочкина

Что для вас интереснее: создать сад для себя, для конкурса или для клиента? Как выглядит ваш личный сад?

Создать сад для клиента - это как сложить мозаику из сотен частиц, среди которых фигурируют не только исходные данные об участке, пожелания клиента, растения, но и цвет, форма, а главное - детали. Это те самые мелочи, которые наделяют участок жизнью, уникальными чертами и индивидуальностью.

Сад для выставки - это, в первую очередь, шоу - а «show must go on». Шоу-сад - это эмоции, впечатления и чувства. Для дизайнера создание выставочного сада - это возможность творить, максимально раскрывая себя.

Что же касается моего личного сада - я очень по нему соскучилась. Два года я почти не уделяла ему времени, он жил своей жизнью, оставаясь красивым, отдавая мне свою красоту и покой в те короткие моменты, когда я его навещала. В этом году хочу провести в своём саду больше времени, что-то переделать, вдохнуть в него новую жизнь, ведь меняюсь я, мое мышление и мне хотелось бы, чтобы мой сад менялся вслед за мной.

______________________________________________________

Материалы, которые нельзя пропустить:

30 Instagram-аккаунтов для дизайнера:
подборка вдохновения на все случаи жизни

Ленивый сад: 3 главных принципа разумного садовода

Как вырастить тую? Простая инструкция по посадке и уходу

30 YouTube-каналов о саде: что еще посмотреть тому, кто видел всё?

Новичок в ландшафтном дизайне?
Вас ждет 10 занятий от дизайнера с 20-летним опытом.
Начните с бесплатного обучения здесь.