Основатели: Давид Ян

12.10.2017

Создавая хороший проект, нужно помнить о трех главных правилах.

Рассказывает основатель и Председатель совета директоров группы компаний ABBYY.

Проект должен быть нужен людям

"Ты придумываешь что-то новое и считаешь, что оно всем нужно. А потом опрашиваешь своих знакомых, друзей, коллег, и выясняется, что это далеко не так. Тогда ты начинаешь системно обсуждать этот вопрос с целевой аудиторией, пытаясь понять, какая боль на самом деле существует у нее. После начинается планомерная работа, но все равно это всегда как рождение ребенка. Что-то абсолютно сверхъестественное происходит внутри команды, когда с трудом и болью рождается новый проект, который, в конечном счете, нужен другим людям."

Нужно всё время учиться

"В каждом проекте есть какая-то специфика, так что приходится все время учиться и изучать мат. часть. Например, проект iiko начался с того, что я в качестве хобби решил открыть кафе. Мы назвали его FAQ-кафе. Оно достаточно быстро стало популярным среди журналистов, блогеров, театральных деятелей, художников. Это был такой подвальчик в Газетном переулке. Тогда я решил пойти на курсы барменов и шеф-поваров."

"Я работал официантом, стоял на кухне и за стойкой бара. Я тогда уже начал увлекаться латте-артом. Бариста из «Кофемании» учил меня рисовать молочной пеной по кофейному крема. И в процессе освоения профессии ресторатора и сотрудника ресторана я вдруг обнаружил, что автоматизация ресторанного бизнеса не идеальна. Я посчитал, что ресторатор использует, в среднем, 11 разных программ для управления собственным бизнесом. К тому моменту у меня уже был большой опыт разработки программ, и мы с Максимом Нальским решили инвестировать свои деньги и создать лучшую в мире систему управления ресторанным бизнесом. В тот момент мы так шутили, понимая, что сделать это будет сложно. Но, тем не менее, мы сделали первую версию, потом – вторую. В общем, за три года разработки, где-то к 2008 году, нам удалось сделать систему, которая своими параметрами оказалась лучше других на рынке. Нашу систему взяла сеть «Кофехаус», потом «Сбарро», потом её взяли еще какие-то рестораны. В общем, сегодня 10 000 ресторанов в 20 странах мирах используют iiko. Сегодня она – одна из двух самых популярных ресторанных систем в России. И действительно, если бы я не изучил эту профессию изнутри и сам фактически год не поработал в разных специальностях в собственном ресторане, наверное, мне не удалось бы заложить в iiko элементы, которые нужны ресторанам.

Что-то постоянно необходимо делать, чтобы двигаться вперед. Так, пятнадцать лет назад я изучил слепой десятипальцевый метод машинописи по Шахиджаняну, что, наверное, сэкономило мне полжизни с тех пор. Всем советую. После перелома руки и восстановления начал регулярно подтягиваться и довел число подтягиваний на перекладине примерно до 25 раз."

Важно собрать хорошую команду

"Да, конечно, один в поле не воин. Собственно говоря, единственная задача руководителя – это собрать тех людей, которые смогут не только сделать, но также подхватить идею и развивать ее дальше. Я не верю в так называемое One Man Show. Если возникает какая-то, на твой взгляд, сверхгениальная идея, но ты не смог найти людей, которые ею загорятся и которые вместе с тобой будут ее воплощать, то лучше этим не заниматься до тех пор, пока ты не найдешь ту самую команду, которая будет воспринимать эту идею, как свою."

__________

Как принимать непростые решения, и что необходимо помнить при создании команды - вы узнаете во второй части нашего интервью с Давидом Яном.