Скандал Facebook и Cambridge Analytica — что произошло

04.06.2018

В марте 2018 скандал об утечке данных пользователей Фейсбука ВЗОРВАЛ ИНТЕРНЕТ. Короче, данные 87 млн пользователей были использованы компанией Cambridge Analytica для психотипирования и политической пропаганды, что помогло повлиять на победу Трампа и Brexit. Я поискал этому объяснения и дополнительные материалы по теме Data Driven Marketing.

Самый простой рассказ от Миши Саидова

Довольно понятно и интересно объясняется вся ситуация:

Я пока не читал ничего вменяемого, объясняющего скандал с фэйсбуком, поэтому разложу здесь всю историю по полочкам для любителей подобного жанра и объясню, почему это охереть как серьезно.
Пьеса "В поисках козла"
Завязка.
1) Поляку Михалу Косински и русскоязычному Александру Когану, двум профессорам психологии в Кэмбридже, однажды приходит в голову план реализации избитой идеи - вместо социо-демографического (пол, возраст, доход, статус) таргетирования в рекламе, использовать психотипирование, которое работает в разы более точно. Давайте теперь простыми словами. Представим себе, что Джон из Невады лайкнул в фэйсбуке видео, в котором белые полицейские задерживают мексиканца-нелегала. Спустя две минуты в ленте Джона появляется реклама Трампа, в которой Дональд обещает построить стену на границе с Мексикой, если его выберут президентом. Не осознавая зависимости между лайкнутым видео и собственным выбором, Джон голосует за Трампа.
2) Михал и Алекс рассказывают об идее коллегам. Одно предприятие очень заинтересовалось и дает ученым деньги на реализацию. Это предприятие - Кэмбридж Аналитика (КА). КА консультирует высокопоставленных политиков и помогает лоббировать тяжелые проекты типа Брексита.
3) Чтобы реализовать идею, исследователям нужно создать массивную статистическую модель, которая вычислит все возможные психологические портреты пользователей фэйсбука и что им свойственно лайкать.
4) Профессоры создают два приложения для сбора профилей для анализа. Одно создает Алекс Коган и называет его this is your digital life. Второе создается Косински, которое до сих пор работает - https://applymagicsauce.com/
И одно, и другое приложение дает пользователю возможность получить свой психологический портрет, если он/она даст полный доступ приложению к своему профилю.
5) Только вот проблема. Профилей для анализа не хватает. Легально каждому из ученых получилось собрать до сотни тысяч профилей. Для анализа данных этого очень мало. На этом этапе, Косински сдается и предлагает Когану продолжать самостоятельно, объясняя, что его научный интерес удовлетворен. Но Саша не так прост. Он немного доделывает свое приложение, и теперь оно может анализировать профили не только тех, кто подписался изначально, но также и их друзей. Если у каждого в среднем в друзьях 200 человек, то база данных для анализа быстро переходит отметку в 20 миллионов профилей. С такой базой, все психотипы определяются и их решения можно начать предсказывать. Увидев, ваши два лайка в фэйсбуке, машина может предсказать, какой кофе вы купите завтра в Старбаксе. Ошалевшая от счастья КА покупает с руками все, что создал Алекс.
Кульминация.
1) Трамп, пораженный тем, как Кэмбридж Аналитика помогла осуществить выход Британии из Европейского союза, нанимает их помочь ему победить Клинтон. КА использует алгоритм Когана, чтобы манипулировать выбором американцев. И, о май гад, это работает! Подавая рекламу под каждый психотип, и играя на внутренних демонах бедного пользователя, КА получает ошеломляющий результат! Трамп становится президентом.
2) 2015 год. Фэйсбук узнает, что Коган продал свою модель и данные Кэмбридж Аналитике и по-тихому блокирует им доступ к своей системе. Если дело вскроется, будет много говна, и лучше повыше задвинуть забрала. Все утихает. Фух, вроде, пронесло!
3) 2018 год. Канадец Крис Вайли думает, что вся херня в мире происходит из-за него и решает немного очистить совесть. Он выходит в свет и дает эксклюзивное интервью авторитетной английской газете, в которой признается, что помогал КА манипулировать голосованием людей, и что это все адский гипноз, поэтому ни Трампа, ни выхода Британии не должно было случиться.
Развязка.
1) Какашки начинают разлетаться со сверхзвуковой скоростью. Обалдевший Трамп понимает, что его выборы как бы не очень и легитимны и пахнет перевыборами. Но это он нанял КА, поэтому нужен другой козел отпущения.
Он запускает свою пиар машину и травит ее на фэйсбук. Лепеха дерьма размером с Техас сваливается на Марка, потому что именно через его платформу до пользователей добралась Кэмбридж Аналитика. Это Марк не защитил своих юзеров от черной манипуляции на их подсознание.
5) Озверевший Марк не может тягаться с Трампом, и фигачит Кэмбридж Аналитику, потому что они не имели права использовать данные пользователей фэйсбука для создания своей адской машины. КА не может тягаться с Марком, и гробит Александра Когана, потому что они, якобы, не знали, что ученый передал им данные пользователей без их согласия.
Жалко Сашу.
Занавес.
Актуальный арт
Актуальный арт

Последствия скандала с Cambridge Analytica​

В Фейсбуке поднялся кипиш, акции компании резко упали (насколько — в этом не разбираюсь, ищите сами). Они занялись извинениями, объяснениями и улучшением репутации. Кстати, может тоже заметили внезапную массовую рекламу Фейсбука в приложениях и на сайтах? Зовут новых людей зарегистрироваться в сети.

В последнюю неделю марта было объявлено, что переделывают Messenger Platform с учётом приватности. Из-за этого страдали чатботы с рассылками. Нельзя было ничего менять и вообще заниматься мессенджер-маркетингом день-два. Боты барахлили. Ботоводы жаловались.

Также Фейсбук решили напомнить о настройках приватности, переделали интерфейс в мобильном приложении — собрали настройки в одно место. Эти настройки на самом деле не дают нам полного контроля над данными. Да и тем более уже столько всего было собрано и возможно передано третьим лицам ранее.

Что немаловажно, Фейсбук сообщили, что планируют остановить таргетинг с использованием данных от внешних провайдеров.

Извинения-разъяснения Цукерберга на всю полосу британских газет (via The Bell)
Извинения-разъяснения Цукерберга на всю полосу британских газет (via The Bell)

Какие выводы мы можем сделать​

Давайте все вспомним, что Privacy is dead, приватность умерла. Если вы пользуетесь дарами технопрогресса, смартфоном, цифровым ТВ, различными сервисами, где можно создать аккаунт, вы уже отдаёте данные. Эти данные пользования в свою очередь сильно помогают сделать опыт использования удобным и персонализированным. Это нельзя убрать из жизни, не уйдя в лес и выбросив девайсы. Мы можем контролировать, каким приложениям мы отдаём доступ к Фейсбук-профилю (действительно ли надо проходить тест "Какой ты хлеб"?) и мы можем лучше разбираться в жизни, быть осознаннее, образованнее, чтобы не поддаваться пропаганде и манипулированию через рекламу.

Станут ли возможности сделать рекламу точной ограниченными? Я думаю, что нет.

А вот предупреждать об использовании данных и просить разрешения наверное придётся чаще.

Дополнительные материалы​

Статья с моего сайта smmpr.ee

———

ВСЕ ПОСТЫ В ДЗЕНЕ
МОЙ КАНАЛ В ТЕЛЕГРАМЕ
ПОДПИСКА В MESSENGER

Для связи: почта