История Великой Песни

22 July

50 лет назад, 5 марта 1971 года, в концертном зале Ulster Hall в Белфасте Led Zeppelin впервые исполнили свою новую песню "Stairway to Heaven". Никто тогда - ни музыканты, ни зрители - не мог предположить, что ей суждено стать гимном и визитной карточкой группы, одной из самых известных, любимых и популярных песен в истории рок-музыки и заодно предметом одного из самых громких скандалов и судебных разбирательств по обвинению в плагиате.
В обширном и по-настоящему величественном музыкальном наследии Led Zeppelin у "Stairway to Heaven" сложная, двойственная репутация - и вовсе не из-за омрачившего ее историю скандала и суда вокруг так и не подтвержденных обвинений в плагиате.
Причина этой двойственности - именно в этой самой раздувшейся до мегаломании популярности песни.
Популярности такого масштаба, что бесконечное ее звучание и упоминание стали настолько вездесущими, что вольно или невольно при первых же аккордах ты не можешь не ощущать давным-давно набитой оскомины. Оскомина эта приводит к тому, что художественные достоинства песни оказываются затерты, а то и вовсе теряются в нашем восприятии, уступая место раздражению: "Ну сколько можно…"
В популярной американской молодежной комедии "Мир Уэйна" есть характерная сцена. Главный герой Уэйн в исполнении комика Майка Майерса приходит в магазин музыкальных инструментов, желая подобрать себе гитару. Он берет в руки инструмент, и при первых же звуках продавец сурово указывает ему на висящую на стене предупредительную надпись огромными буквами: "Только НЕ Stairway to Heaven"!"
Stairway to Heaven - не единственная песня с такой печальной судьбой. В этом же ряду рядом с нею стоят обреченные на такой же удел Yesterday, Imagine, Satisfaction и Bohemian Rhapsody.
Еще 30 лет назад, к 20-летнему юбилею песни, кто-то подсчитал, что она звучала в радиоэфире 2 874 000 раз, что в общей сложности равноценно 44 годам непрерывной Stairway to Heaven. Да и без непрерывного звучания не обошлось. В 1990 году некая радиостанция в городе Санкт-Петербург во Флориде запустила свой месячник Led Zeppelin 24-часовым непрерывным проигрыванием легендарной песни.
Однако сверхпопулярность сама по себе не есть ни доказательство, ни опровержение художественных достоинств произведения искусства. Есть смысл на мгновение от нее отрешиться, взглянуть в историю песни и попытаться понять, что же за ней стоит и в чем же, наконец, причина этой самой ее вездесущей известности.
К моменту премьерного исполнения Stairway to Heaven в марте 1971 года замыслу грандиозного опуса был уже почти год.
Идея песни появилась в начале 1970 года, когда Led Zeppelin решили создать новую величественную композицию, которая должна была занять центральное место в их концертах вместо приевшейся "Dazed and Confused" из первого альбома группы.
Пейдж делал первые гитарные наброски мелодии в установленной у него в доме восьмиканальной студии. В апреле в интервью газете New Musical Express он говорил, что новая песня может быть растянута на неслыханные до тех пор в поп-музыке 15 минут, и что барабаны Джона Бонэма появятся только ближе к середине.
"Мы хотим попробовать что-то новое, с органом и акустической гитарой, так, чтобы напряжение нарастало и лишь со временем выливалось в полноценное электрическое звучание", - говорил Пейдж.
Интенсивную работу над песней Пейдж и Плант начали в октябре 1970 года, уединившись вдвоем после длительного тура в Уэльсе, в старинном деревенском доме XVIII века, купленном семьей Планта еще 1950-е годы .
Дом назывался по-валлийски Bron-yr-Aur, что значит "золотой холм" и был излюбленным местом творческих поисков двух главных сонграйтеров группы. Именно здесь, в деревенской тиши, создавались проникнутые фольклорным духом песни альбома Led Zeppelin III, одна из которых в честь дома получила название "Bron-yr-Aur Stomp", увековечив тем самым его в истории музыки.
Пейдж рассказывал, как они вдвоем сидели у камина, время от времени подбрасывая в него дрова. Он наигрывал мелодию, а Плант набрасывал карандашом на листке бумаги текст. Эта романтическая история придавала песне мистический характер, как будто сами духи диктовали музыкантам песню.
Затем они перебрались в другой, не менее старинный деревенский дом Headley Grange, уже в английском графстве Гэмпшир. В огромном, пыльном и затхлом особняке не было особых удобств, но была прекрасная акустика. И были уединение и тишина, мягкая английская природа и единственные живые существа вокруг - пасшиеся у дома овцы.
Дом пользовался любовью и популярностью у английских рок-музыкантов 1960-70-х годов - для репетиций и записи сюда регулярно приезжали Fleetwood Mac, Genesis (здесь был полностью написан легендарный альбом The Lamb Lies down on Broadway), Bad Company и многие другие.
Здесь к Пейджу и Планту присоединились и двое остальных музыкантов Led Zeppelin - басист Джон Пол Джонс и барабанщик Джон Бонэм. Песня постепенно стала принимать свою более или менее законченную форму. Записывали ее уже в декабре 1970 года в лондонской студии фирмы Island.
Чтобы сохранить фольклорный характер песни, в ее растянувшемся на почти на четыре минуты (!) акустическом вступлении было решено отказаться не только от барабанов, но и от бас-гитары. Мультиинструменталист Джонс предложил сопроводить гитарные переборы продольными флейтами и записал наложенные друг на друга четыре партии.
Получившееся звучание вместе с акустической гитарой Пейджа придавало развернутому началу песни, как говорил он сам, "баховский", барочный, если не средневековый характер.
И начиная лишь с пятой минуты - в соответствии с замыслом Пейджа - напряжение нарастало, инструментальные и эмоциональные слои накладывались один на другой, достигнув в конце могущественного крещендо с торжественно, "фанфарно", как говорил Пейдж, вступающей парящей электрогитарой, яростными барабанами Бонэма, пульсирующим басом Джонса и устремленным в небеса фальцетом Планта.
Заключительную часть - всю ту беспрецедентную до появления Led Zeppelin ансамблевую мощь, которую уже успели полюбить поклонники группы и которая по праву завоевала ей титул родоначальников тяжелого рока и провозвестников "тяжелого металла", и ее финал, ниспадающие проникновенные вокальные фразы Планта - Пейдж сравнивает с оргазмом.
До обещанных Пейджем 15 минут песня не дотянула, но и получившиеся восемь далеко выходили за пределы привычного и для радиоэфира, и для сингла формата. На концертах песня нередко звучала и того дольше - до десяти и даже тех самых пятнадцати минут.
Через месяц, 1 апреля 1971 года, в переоборудованном в студию Би-би-си старом лондонском кинотеатре в присутствии зрителей Stairway to Heaven была записана специально для радиоэфира и начала кочевать по радиостанциям Европы и Америки. Led Zeppelin исполняли ее практически на всех своих концертах, и песня быстро стала самым популярным и самым востребованным номером группы.
Законы шоу-бизнеса требовали естественного в этой ситуации шага - выпуска сингла. Да, чрезмерная длина была препятствием для привычного к жесткому формату радиоэфира. Но, во-первых, она и так уже была в эфире, а, во-вторых, в исключительных случаях для сверхпопулярных исполнителей и песен и рекорд-компании, и радиостанции охотно шли на уступки - достаточно вспомнить вышедшую двумя годами ранее битловскую Hey Jude, продолжительность которой - 7 минут 11 секунд - лишь немногим уступала Stairway to Heaven.
Менеджер Led Zeppelin Питер Грант придерживался жесткой политики в отношении паблисити для группы - никаких фотографий музыкантов на обложках пластинок, никаких синглов и минимум интервью
На выпуске сингла настаивала издающая Led Zeppelin американская фирма Atlantic. Но тут и музыканты, и их упрямый менеджер Питер Грант уступать не хотели.
Впервые на пластинке Stairway to Heaven появилась почти через год после записи, на вышедшем 8 ноября 1971 года Led Zeppelin IV. И несмотря на то, что на альбоме были и мощные рок-номера - Black Dog, Rock'n'Roll, завораживающая фолк-баллада The Battle of Evermore и гипнотический блюз When the Levee Breaks, центральное место Stairway to Heaven было очевидно. Это была единственная песня, удостоенная публикации текста - вычурным готическим шрифтом на вкладыше.
Текст Планта, по его собственному признанию, был циничным рассказом о женщине, которая покупает все, что только взбредет ей на ум, ни на секунду не задумываясь ни о цене, ни о последствиях. Это "всё" включает в себя и "лестницу в небо" - давший название песне метафоричный и красивый образ.
Поэтому, не углубляясь в дебри реальных или надуманных ассоциаций, ее можно рассматривать просто как критику консюмеризма и алчности. Так же, отказываясь вдаваться в объяснение всей нагроможденной образности, говорил о песне и Плант: "Она о женщине, которая получает все, не отдавая в ответ ничего".
Плант рассказывал о зарождении текста: "У меня в руках были карандаш и бумага, и почему-то настроение в ту минуту у меня было препаршивое. И вдруг рука моя сама начала выводить слова: "Есть леди, которая знает: все что блестит - золото/И она может купить лестницу на небо". Я взглянул на эти слова и подпрыгнул от изумления".
Этот его рассказ о руке, которая сама выводила слова, породил легенду о том, что текст песни ему ниспослало некое сверхъестественное существо: то ли бог, то ли дьявол, то ли потусторонний дух.
Несмотря на композиционную сложность, песня стала предметом многочисленных и самых разных кавер-версий - от изысканного сольного фортепиано Рика Уэйкмана до совершенно неожиданного исполнения ее, казалось бы, максимально далекой от тяжелого рока кантри-певицей Долли Партон.
И, разумеется, как подтверждение ее неумирающего статуса - множество пародий, самая яркая из которых - от известного пересмешника Фрэнка Заппы.
Полвека - срок для песни достаточный, чтобы считать его заявкой на бессмертие.
Плант в недавнем интервью, отвечая на вопрос, что значит для него сегодня Stairway to Heaven, он ответил: "Не знаю… Для меня она как давно уехавший родной человек. Он лежит где-то на пляже, закинув руки за голову, наслаждаясь морем и солнцем, и говорит: любите меня!"

тонировка автомобилей СПБ

https://mastercar.spb.ru