Никто не знает, зачем в школе литература

22.10.2017

Но никто не признаётся.

Россия давно уже потеряла статус самой читающей страны. Причём лет десять как. Снижение интереса к чтению - это и наша проблема, и общемировая тенденция. Вряд ли я прибавлю что-то новое к затянувшему обсуждению причин и следствий. Но вот поделиться жизненным, так сказать, опытом охотно спешу.

Нередко от своих учеников слышу "ненавижу литературу!". Парадокс вызывают уточняющие обстоятельства:

а) ребёнок 5-7 класса читает с большим увлечением и заговорчески сообщает мне, что тайком от родителей читал до двух часов ночи;

б) подросток переходного возраста делится со мной своими первыми писательскими опытами;

в) старшеклассник сочиняет рэп / ведёт свой блог / публикуется.

Почему же школьные уроки литературы не резонируют с юными поэтическими натурами? (Если что, я для них репетитор, а не учитель.)

Учителя старшего поколения, как правило, имеют достаточно бессильную, по нынешним временам, мотивировку чтения классики. Это либо "читать, чтобы быть образованным", либо "читать, чтобы учиться нравственности". Но исчерпанность первой мотивировки раскрыл ещё Пьер Бурдье в своих социолого-философских работах: почему я вообще обязан знать что-то, что знаете вы? Единственный стимул быть начитанным и эрудированным - потешить своё самолюбие причислением себя к соответствующей элитарной группе. Сейчас ребёнок самоутверждается за счёт совсем других вещей.

Второй аргумент - о том, что литература взращивает в человеке духовно-нравственные качества, опровергается самой жизнью. Нет никакой чётко прослеживаемой корреляции между количеством прочитанного и градусом прекраснодушия, потому что среди ценителей литературы мы обнаружим и Сталина, и Путина. Тем более что вся область духовного слишком расплывчата, чтобы понять, а что вообще от нас хотят. В добавок паразитирование известных религиозных и общественных организаций на вопросах "нравственности и морали" только отталкивает.

Очевидно, что для молодого поколения нужно искать совсем другие мотивировки. Можно предложить такую: "литература позволяет прожить чужую историю, с которой ты, возможно, никогда не столкнёшься в действительности". Это работает, но редко для классики. Потому что, так уж выходит, что современному школьнику непонятны декорации в виде собственного поместья с крепостными, муки невесты, выдаваемой замуж против воли и тяжёлая работа в поле. Конечно, за этим историческим антуражем скрываются вечные темы, но ребёнку в 8-9 классе попросту неинтересно продираться к ним через реалии, не увлекающие их эмоционально.

Дети и подростки любят читать современную литературу, где им близок окружающий мир и проблемы личности, либо фэнтези, создающее альтернативную вселенную. Но именно к этой литературе в школе относятся пренебрежительно или даже презрительно. Вместо того, чтобы поощрять любовь к чтению хотя бы в таком формате, учитель делает вид, что это "ненастоящая", "неполноценная" литература.

На мой взгляд, это здорово, что школьник может взахлёб читать "Гарри Поттера". Вырастит - и у него уже будет сформирован навык продолжительного чтения, так что, при желании, он сможет взяться и за классику.

Что касается случаев, когда уроки литературы отторгаются ребятами, имеющими собственные произведения слова, то тут всё просто. Литература в школе - это не истории о творческом процессе великих авторов. Это проговаривание канонических интерпретаций текстов и изложения их в виде стандартизированных сочинений. Ничего общего с творчеством уроки литературы не имеют. Современные жанры литературы, привлекающие школьника, - фанфики, посты в "Подслушано", рэп и прочее, - сложно вписать в курс литературы.

Трудно сказать, зачем читать литературу. Поэтому нет ничего удивительного, что ребёнок тоже не понимает смысла чтения художественных произведений. Тем более, положа руку на сердце, спросите сами себя: а вы-то знаете, зачем читать истории про томящихся дев и никем не понятых идеалистов? И сколько часов в неделю вы уделяете чтению классики? Не надо кормить ребёнка фразами о том, что "я в твоё время уже прочитал всего Диккенса". Потому что это было другое время. Ребёнок видит вас сейчас - и не находит у вас на столе томика Тургенева. Так и чего вы хотите?