Отличница о том, как прогуливала школу постоянно

06.11.2017

Это может показаться курьёзом, но я окончила лицей (а затем МГУ) с отличием и без всяких натяжек, и при этом ненавидела туда ходить и поэтому охотно прогуливала. Более того, сейчас я работаю в сфере образования, но продолжаю крайне негативно относиться к социальному институту под названием ШКОЛА. (Что касается системы высшего образования, то и к ней у меня сохраняется некоторая предвзятость, сформированная под влиянием Льва Толстого и Пьера Бурдье.)

Проблема того, что ребёнок не хочет ходить в школу, постоянно усугубляется из-за двух процессов. Прежде всего, обновление преподавательского состава. Если исключить 10% действительно талантливых молодых учителей, которые приходят в школу не только после педов, но и после профильных факультетов университетов, то кто в большинстве своём сейчас подвизается учить наших детей? Среднестатистические выпускники педов. А кто чаще всего поступает в пед? Те, кто не прошёл в другие вузы по профильной специальности. Средний проходной балл ЕГЭ в педагогические вузы страны колеблется от 50 до 70 баллов. В Дагестанском педе, например, для того, чтобы стать будущим биологом, в 2016 году достаточно было набрать 42,5 балла. Это притом, что минимальный балл ЕГЭ по биологии был равен 36. То есть профессию учителя идут получать бывшие троечники, которые профильный предмет знают только наполовину.

Да даже и 70 баллов - это мало. Это четвёрка. Это неуверенное и неполное владение предметом. И вряд ли это любовь к нему. Так что, по моим прогнозам, в ближайшие годы ответственные родители схватятся за голову и побегут искать репетиторов или воевать с директором, поскольку выносить откровенных непрофессионалов в школе будет просто невозможно.

Второй процесс - изменение поколения школьников. Классические методические пособия для учителей слишком инертны по отношению к ускользающей действительности и быстро устаревают. Дети меняются так же стремительно, как развивается индустрия высоких технологий и развлечений. Мы как заведённые твердим, что книга - лучший собеседник, друг и наставник, но это уже лет 20 не так. Дети обращаются к другим способам приобретения знаний, эмоционального и нравственного опыта. Сериал, видеоблог, комикс, компьютерная игра гораздо эффективнее усваиваются в сознании школьника, чем бумажный учебник со скудными иллюстрациями. Обилие информации вокруг и простота её получения делает ребёнка скептически настроенным к заучиванию правил, пересказу параграфов и вообще - не позволяет школьнику относиться к словам учителя как к непреложной истине. Так что детям просто неинтересно в школе. И они в этом не виноваты.

Что касается вашей покорной слуги, то начальная школа стала для меня настоящей шоковой терапией. Я и до сих пор страдаю облегчённой социофобией, а тогда, в семилетнем возрасте, я просто не могла находиться среди орущих на перемене детей, не могла отвечать при всех, откровенно скучала от однотипных заданий и бесконечного пережёвывания одного и того же материала. Я не хотела ходить в школу до слёз. Делала два шага от подъезда, вставала как вкопанная и начинала рыдать. Затем организм придумал мне психосоматическое заболевание в виде произвольно поднимающейся температуры и головной боли. Так что весь второй класс я с удовольствием просидела дома, приходя в школу только на контрольные (и выполняя их на 5). С 3 по 6 класс я месяцами болела ОРВИ. Затем стала посещать школу примерно в таком режиме: 3-4 недели хожу - 1-2 недели пропускаю. Находиться в школе дольше месяца было для меня невыносимо.

Спасибо маме за то, что позволяла мне не ходить в школу не только, когда я формально была больна, но и просто когда я не хотела. Спасибо ей бесконечное число раз. Но даже с учётом такого вольного графика пребывание в школе привело меня к неврозу, а позже - к психозу. Так что подумайте, что вам дороже: здоровый ребёнок или циферки и точечки в школьном журнале, о которых через пару лет после школы вы же первым и забудете?

Ну а о том, каково ребёнку с социофобией приходится в школе, читайте в одном из следующих постов.