Перестаньте уже относиться к ЕГЭ, как к концу света!

Я работаю в сфере образования 9 лет. Преподаю, репетиторствую, составляю программы курсов. Этот пост я посвящаю несчастным одиннадцатиклассникам, которых превращают в невротиков их же родители.

В своей репетиторской практике мне иногда приходится иметь дело с семьями, в которых жизненные ориентиры перевёрнуты с ног на голову. Естественно, родители, нанимающие репетитора, по умолчанию выше среднего озабочены успеваемостью ребёнка. Однако порой желание родителей впихнуть в последний учебный год весь курс по 3-5 школьным предметам выходит за границы разумного. Родителям кажется, что, если выжать из ребёнка все соки, он покажет максимум своих возможностей. Поэтому и устраивают ему распорядочек: репетиторы, курсы довузовской подготовки, курсы при школе - и это всё минимум по трём предметам, да ещё и по два раза в неделю, и в выходные. В итоге "рабочий день" одиннадцатиклассника заканчивается в лучшем случае в 8 вечера. А ещё к обычным урокам готовиться! Не каждый взрослый потянет такой график.

Родители вбивают в голову ребёнку, что ему надо взяться за ум, хорошо сдать ЕГЭ, чтобы поступить в хороший вуз на хорошую специальность. Им вторят учителя, которые ещё больше заинтересованы в высоких результатах выпускников, поскольку от этого зависит их, скажем так, благополучие и благосостояние. Весь этот прессинг приводит к тому, что ребёнок начинает воспринимать ЕГЭ не как рядовую процедуру по контролю знаний, а как Страшный суд, после которого либо всё - либо ничего.

Переоценка значимости итоговых экзаменов не имеет ничего, кроме отрицательных последствий. Во-первых, неадекватный уровень волнения непосредственно на экзамене. Вообще, лёгкое волнение перед ответственным мероприятием - это полезное явление. Оно стимулирует человека быть более внимательным, собранным, да и в целом бодрит. Но ребёнок, в которого вселили уверенность в том, что ЕГЭ - это нечто чрезвычайно важное, чего все боятся и от чего будет зависеть вся дальнейшая жизнь, приходит на экзамен и просто впадает в оцепенение. Потому что - раз - и этот страшный момент настал. Я сижу на ЕГЭ. Если я не сдам, меня убьют. Если я сдам плохо, никуда не поступлю и буду всю жизнь работать в Макдональдсе. Естественно, такие мысли только усугубляют обстановку, ввергая организм в сильнейший стресс. В таких условиях очень трудно собраться и с трезвым умом решить все задания.

Во-вторых, школьник оказывается в психологически неблагоприятной ситуации, при которой его личность обесценивается: родители несознательно транслируют ребёнку мысли о том, что, если он будет плохо заниматься или плохо сдаст экзамены, его не будут любить, не будут ценить. В то время как в этот ответственный год ребёнка, наоборот, нужно окружать заботой, уверенностью в том, что он сам по себе - безусловная ценность, и никакие экзамены на это не повлияют.

В-третьих, интенсивный режим учёбы к концу года попросту приведёт школьника к эмоциональному истощению. Потому что не может организм работать с 8 утра до 10 вечера. Ему нужно отдыхать, гулять на свежем воздухе, играть в компьютерные игры и смотреть сериалы. За год напряжённой подготовки к ЕГЭ ученик вымотается настолько, что единственным его желанием станет распрощаться со школой любой ценой. Просто закрыть эту тему с ЕГЭ, и неважно уже, как. Не самый лучший настрой перед экзаменами, как по-вашему?

Ну и напоследок.

Родители пугают детей тем, что, если те не справятся с ЕГЭ, учиться им среди гопников и работать за три копейки. Но эти страшилки не имеют ничего общего с действительностью! В чём проблема перепоступить на следующий год или, скажем, поступить, куда взяли, а через пару семестров перевестись в другой, более престижный вуз? Да и, в конце концов, если человек не претендует на занятия фундаментальной наукой, не так важно, где он будет учиться: главное, развивать практические навыки, которые сделают из него хорошего специалиста. В этом помогут стажировки, подработки, а это уже совсем не связано с ЕГЭ.

Чтобы не вспоминать ЕГЭ с ужасом (да и вообще не вспоминать - неужели в школе не было ничего более запоминающегося?), нужно видеть в нём то, чем он, в сущности, и является: ещё одним экзаменом, с рядом типовых заданий, показывающий не столько уровень владения предметом, сколько уровень владения собой в стрессогенной ситуации.