Разочарование в специальности: бросить учёбу или дотянуть?

Поступление в вуз, безусловно, является первым шагом во взрослую жизнь. Но что бывший школьник, последние два года нарешивающий тесты ЕГЭ, может знать о специфике выбранной им профессии? Да практически ничего!

В голове семнадцати-восемнадцатилетнего школьника, как правило, присутствуют только самые общие представления о том, как работается врачом, инженером, лингвистом, экономистом. Поэтому естественно, что после зачисления в студенты многим придётся корректировать свои ожидания относительно трудового будущего. Бывает, что развенчивание перерастает в разочарование. И тогда встаёт вопрос: бросать или доучиваться?

Мой ответ (и личный опыт) - бросать. Не стыдиться признать, что, да, ошибся с выбором; да, обидно терять год или два; да, придётся начинать всё с начала. Потому что лучше уж снова сдать ЕГЭ и перепоступить, чем мучить себя, доучиваясь на нелюбимой специальности, сдавая экзамены с мыслью "только бы получить диплом, и всё!" По статистике, около 60% россиян работают не по специальности. А какой смысл тогда был вообще учиться? Просто, чтобы была "корочка"? Чтобы "раз уж поступил, надо закончить!"

Конечно, предстоит объяснение с близкими. Но нужно убедить их, что на этот раз вы делаете выбор осознанно (а не как в школе: какие предметы легче, те и сдавали). Ведь от этого зависит, будет ли ваша работа (треть жизни) приносить вам радость и условия для самореализации.

В своём одиннадцатом классе я колебалась между двумя направлениями: физикой и литературой. Мне в равной степени нравилось и то, и другое, но призёрство на всероссе по нанотехнологиям, во-первых, обеспечило льготное поступление на Физтех (= уверенность в зачислении, в то время как на филфак пришлось бы сдавать дополнительные вступительные испытания), а во-вторых, очаровало меня мечтами о том, как я буду заниматься наноэлектроникой и участвовать в разработке новых гаджетов. Увы, к концу второго семестра я констатировала факт, что, хотя и учусь на отлично, никакого инженерного мышления у меня нет и не будет. Кроме того, мечты о науке столкнулись с пониманием того, что большую часть времени я буду сидеть в лаборатории и заниматься конкретной мелкой задачей. К третьему семестру я окончательно убедилась в том, что никакого толкового инженера из меня не выйдет, поэтому и решила бросить Физтех, чтобы заново подготовиться к ЕГЭ и вступительным на филологический факультет.

Надо отдать должное родителям: они, хоть и переживали, не препятствовали моему решению. Поначалу были долгие разговоры, полные опасений, сомнений и призывов "потерпеть", но затем родители отступили: поняли, что им остаётся только поддерживать меня и принять моё решение.

Моя история закончилась хорошо: я перепоступила на филфак МГУ и окончила его с красным дипломом, ни разу не жалея о смене специальности. О двух годах на Физтехе я вспоминаю, как о необходимом этапе собственного становления. Без этой абитуриентской "ошибки" моя жизнь была бы скуднее, однообразнее. А теперь я знаю, что никогда не поздно остановиться, оглядеться и начать движение совсем в другом направлении.

С другой стороны, среди тех же разочаровавшихся в учёбе физтехов и физтешек мне известны случаи, когда родители оказывали давление на ребёнка, не позволяя ему прервать обучение по нелюбимой специальности. Последствия у этих ситуаций -формирование неврозов и психосоматических заболеваний, уход от действительности при помощи известных средств, потеря интереса к вообще всякой учёбе. Так что лучше уж признать неудачным первый опыт и отправиться в дальнейшие поиски, чем киснуть не в своей истории.