Заочники

09.10.2017

Заочники – это целая история.

– Вот, Аристарх Николаевич попросил вам передать расписание у заочников, – лаборант Анастасия протягивает свежий лист бумаги.

Сижу за столом на кафедре, рассматриваю. Две группы. Психологи. Зачёт по логике у одной группы и экзамен по ней же у другой. Сначала две пары лекций, потом перерыв в три дня и зачёт с экзаменом в один день (спасибо учебной части, что поставила мне зачёт и экзамен рядом, хоть не придётся приезжать несколько раз).

Появляется завкафедрой, крепко пожимает руку, улыбается.

– Вижу, до вас дошло расписание заочников? Тут какая ситуация, что надо иметь в виду обязательно. Заочники – это особая группа студентов. Они, как правило, уже взрослые, уже работают. Семьи, дети. Вот зачем-то понадобилось им высшее образование. Поэтому я поступаю так и вам тоже рекомендую. Раздайте им темы для рефератов, они накануне экзамена все рефераты подготовят. Ну а сам экзамен вы примете у них в виде опроса по рефератам. И вам меньше мороки, и им. Люди они в целом ответственные, так что на экзамен все принесут. Лады?

Захожу в аудиторию, где сидят заочники, здороваюсь. Аудитория и правда в целом взрослая: в среднем лет по 30-35, но есть и сорокалетние и даже пара пятидесятилетних (на вид). Начинаю объяснять, в какой форме будут проходить наши занятия. Логики раньше у них не было, никто из них понятия не имеет, о чем это. Молодой человек задаёт вопрос, явно красуясь собой: «А вот у нас занятия по логике, а у женщин своя логика, женская, а как тогда наши девушки из группы будут сдавать экзамен?»

По расписанию две лекции, семинаров нет. Потом через несколько дней экзамен. Раз положены лекции, читаю. Поскольку для студентов это все впервые, останавливаюсь на самых базовых вещах: говорю о типичных логических ошибках, привожу примеры, рекомендации, как их находить и не допускать. Немного о теории и практике аргументации – это тоже в жизни пригодится. Никакой логики высказываний, никакой логики предикатов – времени все равно бы на это не хватило. Уже в конце двухчасовой встречи говорю о том, как будет проходить экзамен. Аудитория заметно оживляется, внимательно слушает и старательно записывает требования к реферату.

Экзамен и зачёт проходят спокойно. Студенты заметно волнуются, перелистывают свои рефераты. Боятся идти отвечать первыми. Приходится вызывать по списку. Раскрасневшаяся девушка поднимается, по дороге ещё несколько раз заглядывает в свой реферат, садится передо мной.

Смотрю ее реферат, задаю вопросы.

– Приведите, пожалуйста, пример софизмов, – прошу я.

– Ой, софизмы. Это было! – радостно отзывается девушка и быстро перелистывает свой реферат. – Так, вот. Нашла!

И она зачитывает сначала определение из текста, потом примеры.

По стилю я угадываю, из какого текста взят материал. Переспрашиваю у неё: учебником такого-то пользовались? Девушка смущается, говорит, что точно не знает, но что это был учебник по логике, вот она и решила, что все правильно и все подходит.