Электробусы

05.01.2018

Китайцы тут (27 декабря 2017-ого) радостно отрапортовали что заменили абсолютно все автобусы в городе Шэньчжэнь на электробусы, а это совсем не мало так - аж 16 359 штук!!! И теперь они бесспорный лидер этого направления:

Обошли США можно сказать в 3 раза. 

Тут нужно немного прояснить - электробусы это по сути как Тесла, но только для автобусов - подразумевается что это самый обычный автобус с “батарейкой” и который может ездить где угодно, я почему уточняю это, дело в том что в ряде регионов нашей страны презентуют троллейбусы с батареей, но это совсем разные классы - троллейбус все равно идет с “рогами” по линии, а батарея у них используется только если проблема с основной линий или нужно переехать между участками с линией. Электробусы же катаются без привязки к линии и без “рогов”.

Шэньчжэнь вообще-то экспериментальный город, именно там обкатывают вопросы электрификации транспорта с еще 2009-ого, кстати следующие на очереди такси, уже сейчас почти 63% такси это электромобили.

Ну а тут я должен рассказать историю с одного совещания в прошлом году. Презентовали электробус российской разработки. После картинок и рассказов пошли вопросы, первый это конечно же стоимость, а она оказалась в 12 млн рублей, второй вопрос стоимость батареи - 4 млн рублей, тут все присвистнули и сразу же задали вопрос касательно срока службы, на что представители разработчика стали мяться и в итоге сказали “ну вообще по предварительным данным должно было быть 2-2,5 года, но опытная эксплуатация в Москве из-за дорог и температурного режима показала что реально где-то 1,5-2 года”. И тут видимо все стали мысленно считать есть ли вариант отбить 4 млн рублей (к примеру тока батарея) за 1,5 года, видимо даже если электробус будет 24 часа работать то не вариант. Кстати о ходимости у нас вместо 200-300 км как обычно любят мерить американцы, сказали что в условиях Москвы одного заряда хватает в 10 часов, связано с интенсивность движения в Москве и дорогами, зарядка до 80% на специальных станциях где-то за 20 минут, полная за 40 минут, но эти станции опять же нужно строить, а это 1-1,5 млн на каждую.

У нас меж тем больше программа перехода на газ популярна для автобусов, чем развитие электробусов - почему? Ну во первых минимальная переделка инфраструктуры производства автобусов, по сути поставить только газовый ДВС и ряд компонентов. Во-вторых, ну нужно же выручать Газпром чтоб мечты сбывались :) Газа у нас много, а вот нефть заканчивается (американцы дают 7-10 лет, наши специалисты примерно 30 лет) впрочем тут нужно понимать что политика она не просто так политика  - нефти до фига в Сирии, а в Антарктиде ее еще больше, но чтобы добывать нужно не хило так вложиться, так что Сирия выглядит куда более выгодней :)

Ну а что касается Китайцев, то они пока экономическую эффективность не оглашают, просто говоря что во-первых вся программа на китайских комплектующих (фирма BYD) а это типа нужно воспринимать как понимание дешевой себестоимости, ну во-вторых экономический эффект планируется получить через несколько лет, когда стоимость обслуживания этой техники будет значительно меньше, так как в ней значительно меньше узлов выходящих из строя. Похоже что китайцы пока сами не знают выгодно ли будет, но в любом случае если запасы нефти схлопываются, то выигрывает тот кто имеет альтернативные технологии и опыт их использования.