Что такое арт-рэп?

Все чаще под альбомами американских исполнителей в социальных сетях и интернет-магазинах можно наблюдать приписку art rap. На bandcamp число релизов под этим тегом перевалило уже за три сотни, что, конечно, не так много, но начинает вызывать определенный интерес к явлению. Мы решили рассказать о корнях жанра и основных его представителях.

Отцом арт-рэпа можно назвать чикагского рэпера Open Mike Eagle. В начале нулевых он оказался в затруднительном положении: хип-хоп уже обрел явные очертания, и отклониться от них означало обмануть ожидания слушателя и быть попросту осмеянным. В интервью L.A. Weekly, которое состоялось в 2010-м году, рэпер рассказывает: «Я слушал рок-музыку, и меня поразило, что большая часть рока, который мне нравится, называлась арт-роком. Я удивился, почему в рок-музыке есть такой жанр, где они делают все что душе угодно, в то время как рэперов, которые не строят из себя мачо, принято презирать».

Успех арт-рока пришелся на 70-е. В рок-музыке того времени, как и в рэпе сейчас, был взят курс на упрощение композиции, а исполнители становились все более мачистскими. Андрогинный имидж исполнителей арт-рока, желание черпать вдохновение из разных источников от экспериментального авангарда до классики, обилие художественных образов в их текстах – все это оказалось ответом на сложившиеся тенденции в мейнстриме того времени. Схожим образом устроен и арт-рэп: сложный продакшн и нетипичная структура треков сочетается с обилием странных метафор от лица вымышленных персонажей. Вот несколько примеров такого подхода.

Тексты Open Mike Eagle кажутся предельно абстрактными и просто перенасыщенными образами, но в то же время касаются совершенно конкретных болевых точек современного общества. Так в треке Informations рэпер описывает части своего тела как различные гаджеты и устройства, и рассказывает о том, что технический прогресс порождает культурные проблемы. Стоит отметить и то, как разнообразно Open Mike Eagle читает. Спокойная читка может перейти к колыбельным напевам, а может внезапно сойти на крик.

Еще одного представителя арт-рэпа из Лос-Анджелеса уже можно назвать ветераном жанра. При этом сорокалетний Busdriver читает так быстро, что многие коллеги по сцене, оказавшись на его месте, упали бы в обморок. При такой читке он не забывает высказаться на социальные или экономические темы или воспользоваться приемами из фри-джаза.

Можно сказать, что молодой рэпер Milo является продолжателем дела Busdriver и Open Mike Eagle. Отсылки к философам и поэтам в его текстах стоят рядом с отсылками к явлениям популярной культуры, рестлингу и аниме.

Рэпер Nocando пришел из баттл-рэпа, но это не значит, что все его тексты посвящены борьбе с невидимым врагом. Под причудливые биты от лучших продюсеров Лос-Анджелеса Nocando читает проникновенную лирику о бывших любовницах, семье и друзьях.

Рэпер Serengeti, напротив, спешит отгородиться от собственной личности. Например, на альбоме Dennehy он выступает в роли спортивного фаната с огромными усами, смыслом жизни которого являются пиво и жареные сосиски. Рэпер не только принимается говорить от лица одного персонажа, но и озвучивает диалоги сразу нескольких, отчего треки напоминают безумный театр. Но в какой-то момент становится понятно, что все эти уловки применяются лишь с одной целью – рассказать о таких личных переживаниях, которые невозможно передать иначе.

Жми «палец вверх» , если понравилась статья. Подписывайся на канал, если ждешь еще.