О взаимоотношениях.

Давайте поговорим о наболевшем. Почему врачи такие издёрганные, а пациенты такие раздраженные.

На заре своей учёбы в институте, знаменитом 1 ЛМИ им. академика Павлова И.П., теперь это Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней проф. Ярошевский А.Я. сказал нам замечательные слова: " Дорогие коллеги, путь к врачеванию тернист и насколько он будет ещё и долог зависит только от вашего отношения к больному и не отчего более. Больше времени тратьте на разговоры с ним, чем на самосозерцание" . Сейчас уже по прошествии стольких лет боюсь за правильность цитаты, но именно в таком порядке она и запала мне в душу.

Есть на Руси такая поговорка: " Воспитывай дитя, пока оно поперёк лавки лежит", вот так нас в институте и воспитывали, с самого начала, как только мы, желторотые юнцы переступили его порог, никто из преподавателей, иначе, как по имени-отчеству, и коллеги, нас не называл. Интеллигентнейшая и лучшая часть российского общества. На их примерах мы учились взаимодействовать с больными, скрупулёзно собирать анамнез (историю заболевания). Первое, что меня поразило, когда стали ходить в клиники, это то, как наши профессора и сотрудники кафедр доброжелательно, тактично, выверенно до мхатовской паузы, общались с больными. Ничего нельзя было скрыть от глаз нашего преподавателя - ни как вошел больной, какое у него выражение лица, цвет кожных покровов, его дыхание, даже какой запах от него исходил. Не было никаких предубеждений, кто бы перед ними не сидел/лежал, дворник или нардеп. Не было ни КТ, ни МРТ, ни УЗИ, но диагнозы ставились безошибочно и помощь оказывалась безотлагательно. И да, после осмотра больного начинался клинический разбор, где аксакалами учитывалось мнение каждого студиозуса, а потом аргументированно или подтверждалось или опровергалось. Вот на примере наших виртуозов мы и учились. Считаю, что мне повезло. Не знаю, сохранилось ли так и поныне в 1 ЛМИ.

Теперь к дню сегодняшнему. Племянник не так давно закончил мединститут, и кстати московский, и он был не последний на курсе . С его слов - всё скоротёком, мимолётом, студенты только по фамилии, взаимоотношение с больными поверхностное, хотя и с разбором клиники, но если в этих обсуждениях не доставало каких-то инструментальных исследований, по велению текущего времени, то и обсуждение прерывалось словами: "а об этом мы поговорим позже, после получения результатов..." Как я понял, многие программы сокращены.

К чему это я всё говорю. К тому, что как аукнется, так и откликнется. Формализованность отношений преподаватель-врач в институте/университете приводит к формализованности отношений врач-пациент. И дело здесь не только в том, что увеличилась нагрузка на врачей первичного звена, но ведь сплошь и рядом в стационарах, где больше времени на больного такие же ошибки - там недосмотрели, там на уточнили, ждём КТ-МРТ-УЗИ, дополнительных анализов, в приёмном посмотрели, лечащий врач хорошо, если посмотрит в этот же день.

Как мне кажется дело вовсе не в недостатке времени, дело в отношении к больному.