Это стоит увидеть! Техника Великого прошлого - экраноплан "Лунь"

310 full reads
470 story viewsUnique page visitors
310 read the story to the endThat's 66% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Будучи прошлым летом в Дагестане на отдыхе, я слишком поздно узнал, что из Каспийска в Дербент морем перебазировали экраноплан "Лунь", единственный в мире советский ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903, с 90-х годов пылившийся в сухом доке завода «Дагдизель». Дело в том, что в Дербенте, а точнее поблизости от него, в районе селения Арабляр, планируют строить парк «Патриот», для которого собирают разную старую технику. Вот там-то экраноплану-ракетоносцу будет уготована почётная роль главной достопримечательности.

Летящий над водным экраном "Лунь"

Тем не менее я решил для себя, что обязательно должен воочию увидеть эту уникальную машину, о которой столько слышал и читал.
И вот, через год мы снова в Дагестане, в Дербенте, от которого до вожделенного объекта на машине всего ничего.

Я не буду тут подробно расписывать про этот экраноплан, в инете достаточно информации, расскажу только о том, что видел и о своих впечатлениях при этом. И, естественно, проиллюстрирую свой рассказ фотографиями.
В Дербенте мы жили на улице Шеболдаева. Навигатор показывал около 20 км пути и порядка 25 минут по времени. Поскольку экраноплан располагался на берегу, мы решили, что было бы неплохо совместить приятное с полезным и провести осмотр уникальной техники с последующим купанием в тёплых каспийских водах.
Для этого нам пришлось немного поездить вдоль дороги в поисках съезда ближе к берегу, пару раз прибегнув к помощи местных автомобилистов. Получив от них необходимые подсказки, по ухабам и рытвинам мы таки пробрались на берег моря, остановившись у песчаного вала, который ограничивал доступ автотранспорта к экраноплану.
Надо сказать, что заметен он был уже издалека и даже на расстоянии производил впечатление.

Оставив своих устаканиваться на берегу, я перемахнул через песчаный вал и пошёл на встречу с мечтой, на ходу оглядывая окружающую действительность и доставая из сумки свою нехитрую фототехнику, старенькую камеру Panasonic Lumix DMC-G5.
Немного про окружающую действительность. Широкая береговая полоса из песка и мелких ракушек и тёплое Каспийское море с пологим входом сами по себе образовывают прекрасное место для отдыха. А уж когда рядом появился такой примечательный объект, стихийный пляж вокруг него просто не мог не возникнуть. И хоть доступ к экраноплану был возможен только пешком (все ближайшие подъезды к нему перекрыты), народу вокруг было достаточно много; и тех, кто пришёл, как и я, посмотреть, и тех, кто уже насмотрелся и загорал поблизости или купался.

Песчаный вал, преграждающий подъезд к экраноплану

По мере приближения к экраноплану, я всё больше поражался его размерам. А когда я наконец подошёл совсем близко и, задрав голову, начал рассматривать развитое хвостовое оперение "Луня", то дух у меня совсем захватило и я восхищённо присвистнул. Тут было на что посмотреть!
Впрочем, не буду долго рассусоливать, смотрите сами. И обратите внимание, маленькие фигурки людей вблизи экраноплана дают представление о масштабах этой техники:

Т-образные оперение киля с "шишками" радиолокаторов и кабинка для кормовой артиллерийской установки

Общее состояние экраноплана, конечно же, оставляет желать лучшего. Осматривая правое крыло обратил внимание, что часть закрылков на нём отсутствует, очевидно они были выломаны при вытягивании экраноплана на берег.

Вот хвостовая часть экраноплана во всех подробностях и ракурсах:

Теперь рассмотрим крыло с левой стороны и корпус экраноплана с установленными на нём шестью контейнерами для противокорабельных ракет «Москит» (по кодификации НАТО SS-N-22 Sunburn, «Солнечный ожог»). Позади каждого контейнера имеется специальное ложе, выстланное плитками из огнеупорного материала, вероятно, для того, чтобы огненнная струя выталкивающего заряда при пуске ракеты не повредила поверхность экраноплана. Смотрим:

Законцовка крыла выполнена из пенопласта, облицованного стеклопластиком

Теперь настала очередь взглянуть на двигатели и носовую часть экраноплана. Кстати, двигатели НК-87, установленные на экраноплане, выпускались на базе движков НК-86, изначально разработанных для широкофюзеляжного пассажирского самолёта Ил-86, способного перевозить до 350 пассажиров. Только у Ил-86 всего четыре двигателя, а у "Луня" их восемь!

И напоследок несколько более общих видов этой уникальной машины:

После осмотра "Луня" я вернулся к машине и принял участие в СПА процедурах, с удовольствием погрузившись в тёплые, ласковые воды Каспия. Меня переполняли впечатления от близкого знакомства с этим уникальным аппаратом, чудом техники исчезающей, более развитой в некоторых отношениях цивилизации. Я испытывал двойственные чувства. С одной стороны гордость за свою страну и её людей, способных некогда созидать потрясающие проекты, а с другой было грустно, что эта уникальная техника так и не нашла по разным причинам применение ни в военной, ни в мирной сфере...

Это стоит увидеть! Техника Великого прошлого - экраноплан "Лунь"

А ещё очень жаль, что мы никогда не увидим это чудо-техники "живым", летящим над водной гладью. Нам осталось только любоваться редкими кадрами хроники и надеяться, что этот единственный в мире экраноплан-ракетоносец будет приведён в надлежащий, достойный вид и хотя бы как экспонат в парке "Патриот" послужит напоминанием о былом величии Советской эпохи, о великих дерзаниях и достижениях, о людях, которые были "рождены, чтоб сказку сделать былью"...

__________________________________________________________________________________________

Кстати, в Дагестане есть ещё на что посмотреть кроме "Луня". Планирую рассказать про Хунзахское плато и водопад Тобот...
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Если Вам понравилось, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие выпуски. И, конечно же, ставьте набольший вверх)))

Спасибо за внимание!