Кольцо Аннапурны. Непал. Часть 3. Булочки и пони.

20.10.2017

Upper Pisang (3300 м) – Ngawal (3657 м) – Bhraka (3360 м)

Верхняя дорога от Upper Pisang до Bhraka невероятно живописная! Она петляет бесконечным серпантином вверх к селу Ghyaru. Виды Аннапурны, которые открываются из этого села, взрывают мозг.

По пути вы увидите развалины крепости Ngawal, на картах обозначается как «Ruins of Castle on Ngawal King». Драбья Шаха – младший сын царя в Lamjung был первым королем гурхов после захвата этой крепости в 17 веке. Битва за нее имела большое значение в становлении нового объединенного государства.

Белый лик Аннапурны

От деревни Upper Pisang проходит радиальный маршрут к смотровой площадке у подножия горы Pisang, откуда вся долина видна как на ладони. Тропа начинается за выходом из деревни, идет вверх через сосновый лес. Нижний базовый лагерь Pisang находится на высоте 4380 метров, где виден хребет Аннапурны, края чаши Swarga Dwari и сам пик Pisang. На одной из карт нарисована тропа до Ngawal еще выше, чем стандартная трекинговая, гугл эту тропу находит, через речку Ghatte Khola даже видно подвесной мост

Сразу после выхода из Upper Pisang основная тропа раздваивается: верхняя — более живописная, зато нижняя тропа проходит через милое озеро Mring Tal (Tso). Здесь можно встать палаткой на берегу или просто выпить утреннего чайку с видом на озеро. На некоторых картах оно обозначается на американский манер: Small Green Lake. За озером тропы опять сходятся. От деревни Ngawal есть радиальный выход к ступе Гуру Ринпоче (вверх от села), и водопад Chulus. Особым любителям радиальных вылазок понравится прогулка в сторону перевала Kang La, насколько хватит сил =)

Я попыталась на карте гугл показать основные точки и тропы. Я за то, чтобы спрашивать у местных куда ведет та или иная дорога. Иногда оказывается, что свернув с сторону с туристической тропы всего на пару километров, оказываешься в совершенного другом мире, без толп туристов, благ цивилизации и английского языка.

Картинка из путеводителя nepal-dia с точным описанием дороги до деревни Julu. Тропа идет на 250 метров выше основной, она невероятно красивая на виды

По главной дороге до следующего села Mugje примерно 2, 5 часа ходу через серпантин «привет колени», лес и скалы. Если по дороге свернуть вправо к Karma Samten Ling Monastery, то придете в самобытную деревушку Julu с белым чортеном. Если за деревней Julu выйти по тропинке (ее надо постараться еще найти) на верх на хребет, то по нему можно дотопать до тропы на Ice Lakes от Bhraka.

Общая карта деревни Bhraka (3439 м)

Обычно туристы стараются дойти до Manang, чтобы остановится там на пару дней для акклиматизации. Намного приятнее для отдыха деревня Bhraka: ночлег и еда дешевле, лоджии свободные, озёра ближе. Честно могу назвать деревню Braga «The capital of apple pie» =) В селе построено несколько лоджей и пекарня с божественными булочками, с корицей и яблоками. От села Bhraka идут два радиальных выхода, обязательные для посещения. О них ниже.

Bhraka. Ice lakes (4600 м)

До озер Ice lakes можно добраться:

из Bhraka — вверх по улочке, будет указатель на озера и тропа поворачивает направо в сторону Mugje – это самый удобный путь.

из Mugje – вверх по указателям на тропе.

озеро Ice Lake

Утром Юдж пошел договариваться о лошадках. Израильские корни и врожденное умение торговаться сделали свое дело, мы заполучили двух низкорослых лошадок по имени Марджа и Рембо до озер Ice Lakes по цене в два раза дешевле начальной. За завтраком подошел хозяин лоджа: «Что вы копаетесь, едем через пять минут!» Я проглотила чай и булочку с корицей и выскочила во двор к лошадкам. Мы выдвинулись к озерам примерно через 1,5-2 часа. Это к вопросу о непальском понятии времени =)

Я купила в лавочке песочное печенье, стоило оно непомерно дорого, но я подумала, что для построения отношений с животными – не жалко никаких денег. Марджа грустно посмотрела на мой подарок «эх, опять это песочное печенье», и выплюнула угощение.

Юджин трясся по тропе, схватившись за загривок Рембо, видно было, что он первый раз в жизни в седле. Рембо никак не хотел идти быстрее, отвлекался на щуплую траву и сворачивал в сторону дома, всем видом показывая как он ненавидит плотненьких туристов. Зато я была счастлива: невероятные виды гор, солнце, а я на коне (хоть и маленьком), как мушкетер! На ровной тропе у озера у меня получилось разогнать Марджу в галоп, если вообще можно назвать галопом бег пони =)

В долине, похожей на плошку, два озера: маленькое Ice Lake и большое Kicho Tal – в марте оба были покрыты льдом. От вида и высоты кружилась голова, задрав голову вверх, я смотрела на гору-громаду Chulu (6584 м). Даже не верится, что это все происходит со мной… Слева на водоразделе стоит белый чортен, он указывает на тропу в Manang. Обратный путь до Bhraka мы проделали пешком за 2,5 часа. Вот тебе и день отдыха и акклиматизации – ноги болели сильнее, чем накануне, я опять чувствовала себя инвалидом и тряпочкой…

Вечером нас пригласили в гости местные жители. Мы зашли в небольшое темное, но теплое помещение. Вся мебель состояла из: полочки для специй и запасов еды, циновки для сна, и тумбочки с большим китайским телевизором. Хозяйка приготовила ужин – тушеное мясо яка. Я старалась не есть мясо в Непале, нет, не из этических соображений, просто брезговала — мясо сушилось над очагом среди полчищ мух. На экране мелькал какой-то китайский сериал для подростков, хозяева дома сказали, что понимают, о чем говорят в фильме, т.к. они из Тибета и знают китайский язык. Юджин показал компьютерные игрушки на своем модном айфоне сыну хозяина. Мальчишка лет восьми тут же сообразил куда и что жать, и увлекся игрой. По-английски почти никто не говорил, а я на непали знала всего одно слово «даньябат», поэтому в ход шли жесты и улыбки. Мы сидели на циновках у очага, хозяйка готовила мне масала чай, покрепче и пожирнее, как я люблю. У этих людей ничего нет, они зарабатывают несколько долларов в месяц, живут в сарае, на полу, но они счастливы, у них семья, ребенок и горы =) И в эту минуту, я — усталый неудачник и одиночка, им завидовала.

Bhraka. Milarepa cave (4100 м)

От деревянного мостика через Marsyangdi напротив монастыря Bhraka тропа идет по указателям «Mila Gompa». Тропа петляет по лесу серпантином и помечена бело-синими маркерами. На пол пути на солнечной полянке стоит красивая белая ступа. От нее еще около часа ходьбы наверх мимо заброшенного монастыря. У пещеры Миларепы в скале каменные ступени в молитвенных флажках. Чуть дальше находился каменный грот со статуей Миларепы и действующий монастырь. От грота можно прогуляться до маленькой пещеры Миларепы (минут 15 вверх) и по высохшей реке до выхода на ледник, если хватит сил и дыхалки.

Оставайся простым — и станешь великим. Продвигайся не спеша — и прибудешь скоро. Отбрось суету и великое благо осуществится. Следуй глубинному пути и он будет быстро пройден (с) Миларепа Шепа Доржде.

Миларепа Шепа Дордже — учитель, йог и поэт, жил и практиковал в 11 веке, испытал много мирских страданий и уже старцем ушел в нирвану. Миларепа питался одной крапивой, поэтому он худой, его кожа светло-зеленого цвета. Предания говорят, что Миларепа мог понимать животных и птиц, обладал левитацией и телепатией. Все это происходило вот прямо здесь, в этих горах. Чтобы лучше понять святость этого места, можно почитать «Сто тысяч песен Миларепы», книгу Ю. Рериха «По тропам Срединной Азии» и посмотреть фильм 2005 года «Учение Миларепы». На сайте Spiritual есть много интересных фактов и историй о великом Учителе.

Н.К. Рерих

Солнце припекало голову, снег таял, сосны пахли медом. Белая ступа была на зеленой полянке, которая … вся усыпана бытовым мусором! Я уверена, что мусор от местных жителей, а не от туристов. Культура чистоты в Азии хромает, даже в горной части Непала, где живут преимущественно буддисты. Мы с Юджином решили провести акцию по сбору мусора, и за пару часов убрали весь мусор в пакеты, валявшиеся тут же. Это были пластиковые бутылки и этикетки от печенья и чипсов. Также, нашли старые фотографии, годов 90-х, на которых изображен Его Святейшество Далай Лама XIV Тэнцзин Гьямцхо и какие-то незнакомые мне люди. Мы положили их в ступу, чтобы защитить от дождя. Но что делать с пластиковым хламом высоко в горах, было совершенно не понятно, если в регионе нет даже обычных дорог, по которым можно было бы вывезти мусор вниз…

В Непале действует программа по очищению коммерческих гор от мусора, который остался на горе после экспедиций. Группа, которая совершает восхождение, должна оставить мусорный залог. Его вернут, если весь свой мусор после подъема (включая и бочку-туалет) экспедиция спустит вниз. На Эвересте действуют специальные экологические экспедиции, которых поощряют бесплатным пермитом на восхождение.

Manang (3540 м)

Manang – большой город по меркам этого региона, столица одноименного королевства. У реки находится бирюзовое озеро Gangapurna (Ghakyu), образованное водами ледника горы Gangapurna.

Что можно делать в Manang

карта окрестностей города Manang

Исследовать город

Узкие каменные средневековые улочки, был простых непальцев, переносят туриста на несколько столетий назад. Здесь много лет не меняется ничего: так же пашут на яках, точнее на дзо (помесь яка и коровы), складывают стены из плоских камней, играют в кости и обсуждают новости на лавочках, так же смотрят на все это сверху величественные горы.

Отправить открытки

Двери почты были открыты, но внутри никого не оказалось. Пыль на столе, мятый журнал, калькулятор, непальский флаг и тишина. Мы спросили парня из соседнего магазина, где можно найти работника почты, и он проводил нас к нему домой. Увы, почтальон был в стельку пьян и весел. Он улыбался и, скорее всего, не понимал ни слова, что ему говорили. Непалец взял у нас 40 рупий и две открытки и уверил, что сам наклеит все нужные марки и с первым же посыльным отправит открытки вниз в Катманду, и еще что-то вроде «Мир, дружба, жвачка». Я пояснила, что это очень важное письмо для моей мамы. И страну написала на трех языках: «Россия Russia रूस». Увы, эта открытка так и не дошла до адресата и, скорее всего, до сих пор лежит в пыльном ящике стола на почте в Manang, без марок и отметок о приеме =)

Попробовать стейк

Помимо вкусных булочек с корицей и яблоками по безумной цене в Manang есть известный ресторан Yak Steak Restaurant, где можно попробовать жаренное мясо из яка. Не уверена за вкус блюда, но вид на горы с летней веранды этого ресторана сносит крышу. Непальская еда очень вкусная, но специфическая: самое популярное блюдо Далбат (дал – чечевичная похлебка, бат – тонкозернистый рис), очень вкусное блюдо момо – по сути, это наши вареники, только формой как маленькие хинкали, наваристые супы Тундук и Тукпа.

Посетить музей

Как по мне, музей культуры Manang довольно странный и маленький, вход стоит 100 рупий. В нем можно посмотреть, и даже пощупать, предметы домашней утвари, одежду, орудия труда, ритуальные маски непальцев. Однако, самое интересное в нем – это выставка старых фотографий долины Manang.

Купить теплые носки и смешную шапочку тигры

В центре Manang ютятся несколько лавок, в которых можно купить теплые вещи, сникерсы и туристический стафф. Дальше до Muktinath магазинов не будет. Туристы радостно скупают традиционные трекерские смешные шапочки, теплые носки и шоколад по цене в несколько раз выше, чем в Покхаре.

Послушать лекцию о горной болезни

Лекцию читают всем желающим новозеландцы волонтеры из Himalayan Rescue Association в 3 часа дня. Это бесплатно и на английском языке. Правда, практика показывает, что на высоте 3540 метров каждый турист уже помучился с головной болью, вытошнил томатный суп и узнал, как гулко и не равномерно умеет стучать его сердце =)

Прогуляться по окрестностям

Gangapurna lake около Manang

Bhraka Gompa

Старая гомпа в селе Bhraka с двумя золотыми статуями Будды

Pocho Gompa

Монастырь в самом центре Manang, внутри можно увидеть статую бывшего короля Непала

Karkyu Gompa

Один из древнейших монастырей Непала, ему более 400 лет

Praken Gompa

Монастырь находится по пути на перевал Thorung La. Там жил старый монах Deshi Lama, который благословлял путников. Плата за благословление была стандартная 100 рупий, за что его и прозвали «сторупьёвый монах». Теперь за Гомпой следит его дочь.

Chongkor view point Praken

Видовая точка за озером Gangapurna lake. Украшена сотней ярких молитвенных флажков. Подъем по хребту занимает не больше часа. Точка не конечная, можно прогуляться еще час вверх к леднику. Чем выше – тем круче виды

Papu Chong (Chyongo)

Видовая точка в сторону верхней тропы на озеро Tilicho. Когда я пришла на эту развилку, видимость была ровно два метра, посреди снежного сугроба я видела только столб с покосившейся табличкой «tea-shop is here»

Gangapurna lake

Бирюзовое озеро, питаемое ледниками горы Gangapurna. Я смогла только помочить в нем ноги, но особо упоротые туристы искупались. Именно в этот момент меня отпустило. Я никуда не спешила, не бежала, не хотела постичь все и сразу, стало «легко, будто я знала, куда иду»…

Большинство туристов после акклиматизации в Manang продолжают маршрут к перевалу Thorung La. Я же решила свернуть и посмотреть жемчужину кольца Аннапурны – заснеженное озеро Thilicho, самое высокогорное озеро в мире на высоте 4919 метров!

Больше историй на kuso4ki_mira

Присоединяйтесь к телеграм каналу о путешествиях и горах @mountiscalling

Ставьте лайк, если нравится материал и вы хотите чаще видеть посты о путешествиях в своей ленте :=)