О древнейшем памятнике русского права -"Закона судного людям"

Сайт ПРАВОСЛАВИЕ.РУ: "Закон судный людям" - древнейший памятник русского права. Сохранился в рукописях русского происхождения («Кормчая летопись»). Датируется к. IX — н. X вв. Многие статьи его были направлены против язычества.

Давайте попробуем разобраться, что за документ и для кого он был предназначен.

СПРАВКА: Солунские братья Кирилл и Мефодий видели свою миссию не только в несении славянам «света евангельской истины» любыми способами. Мало кто знает, что святой Мефодий помимо того что был воеводой, он также принимал деятельное участие в составлении так называемого болгарского «Закона судного людям».

«Закон судный людям» - один из самых древних письменных законодательных памятников из сохранившихся среди славянских народов. Он был создан в Болгарии в княжение Бориса вскоре после принятия болгарами христианства в 865 году. Применялся и на территории языческой Руси.

Пункт первый этого «человеколюбивого» документа, звучит так:

"Всякое село, в котором обряды бывают или заклинания поганские (языческие), отдается в божий храм со всем имуществом. Если имеются господа в том селе и совершают обряды и (произносят) заклинания, они продаются со всем имуществом своим, а цена дается бедным."

Переводим на современный русский язык. Любое село, деревня, хутор, куда зашли славные человеколюбивы, несущие "свет" христианские воины (ну...скажем с тем же воеводой Мефодием) и увидели обряды языческие - автоматом ставится вне закона и может быть отдано Христианской Церкви за бесплатно.

Понимаете!?

Еще раз. Все село, деревня, хутор, поселение, где только возникли подозрения в наличии язычества, за бесплатно во владение Церкви: с бабами, мужиками, детьми, домами, скарбом, землями...Без разбору и пощады. В холопы, в церковное рабство.

Представляете какой стимул для войска воеводы Мефодия и ему подобных. Очень доходный "Крестовый поход". Кто не с нами идеологически - тот уже раб. Ибо язычник, согласно "Закона судного людям" права не имеющий априоре. Сразу в холопы...приписан церкви, батрачить.

И вот что удивительно! Сохранились гневные проповеди «святого» Мефодия к властям только что крещёной им Великой Моравии с требованием неукоснительно соблюдать именно эту статью «Закона…».

Мало кто знает, что в VI-IX веках славяне заселяли Балканы почти целиком. Не только на землях теперешних Болгарии и Югославии, но даже на Пелопоннесе обитали славянские народцы милингов и езеричей, называвшие родной полуостров Мореей. Вспоминая о тех временах, император Константин Багрянородный напишет в Х столетии: «Ославянилась, оварварилась целая страна». Не сохранилось, однако, ни малейшего упоминания, что славяне-язычники творили грекам-христианам хоть какие-то утеснения по религиозному или национальному признаку. Ну разве что мешали истреблять соплеменников, оставшихся верными религии предков.

На том же Пелопоннесе император Константин упоминает город Майну с округой, где до конца IХ века - до времен нашего вещего Олега! - эллины чтили своих олимпийских богов, в конце этого столетия Балканы и Пелопоннес вернулись под власть Второго Рима.

И уже сто лет спустя о славянах Мореи вспоминают в прошедшем времени. Что с ними стряслось? «Закон судный людям». И "святой" Мефодий...

Отечественные славянофилы, так любившие поминать «злым католикам» уничтоженных бодричей, лютичей и пруссов, ни словом не помянули тех, что с благословения православного святого, равноапостольного Мефодия, целыми деревнями продавали их арабам и персам...

Выдержки из "Закона судного людям":

I. Прежде всякой правды достойно есть о божьей правде говорить. Потому святой Константин, первый закон написавши, передают, так говорил: Всякое село, в котором отряды бывают или заклинания поганские, отдается в божий храм со всем имуществом. Если имеются господа в том селе и совершают обряды и (произносят) заклинания, они продаются со всем имуществом своим, а цена дается бедным.
II. Во всяком споре и обвинения и заявления князю и “судьям” следует не слушать без свидетелей (послухов) многих, но говорить спорящим — и обвинителям и заявителям, — если не представите свидетелей, как и закон божий велит, принять ту же казнь ожидайте, какую готовили другим; божий закон так велит, и кто этого не соблюдет, проклят будет.
III. О военной добыче. Отправляясь на бой с супостатами (врагами) подобает остерегаться всех неприязненных слов и дел, направить мысль свою к богу и молитву сотворить и сражаться в ясном сознании, ибо помощь дается от бога светлым сердцам. Не от большей силы победа в бою, а в боге крепость. И после того как бог победу дал, шестую часть следует взять князю, а остальное все возьмут себе все люди, разделив поровну между великими и малыми. Жупану 2 достаточно княжеской части, а остальное прибавляется к людской доле. Если найдутся некоторые из них кметы 3 или простые люди, проявившие смелость, подвиги и храбрые поступки совершившие, то получают от находящегося там в то время князя или воеводы из указанной княжеской доли. И пусть это дается, поскольку это правильно, и делится между ними на части. Участники боя пусть получат, но пусть дадут часть (добычи) и оставшимся (в лагере).
IV. Если кто имеет жену свою и вступил в сожительство с рабыней, которая окажется нечестной, то ее следует от князя земли той в другую землю продать, а цену ее дать бедным. То же и тому, кто совершает блуд [328] подобает по божьему закону отдалиться от божьих рабов в пост на семь лет... Подобает также быть только на хлебе и воде семь лет.
V. Кто совершает блуд с чужой рабыней, дает 30 столензов 4 хозяину рабыни, а сам подлежит посту в течение 7 лет, как говорилось, но сама она не продается. Если он беден, то его имущество принудительно дается хозяину той рабыни, а сам подлежит указанному посту.
VI. Монаху, который совершает блуд, следует по светскому закону отрезать нос, а по церковному закону полагается ему пост в течение 15 лет.

Л. Прозоров

Подписывайтесь на наш канал, заходите на сайт "Заметки на манжетах", делитесь в социальных сетях, узнавайте все самое новое и интересное.