Хлебниковский мост

Пожалуй, одна из самых интересных историй, казалось бы, простого подмосковного автомобильного моста. Дмитровский тракт, сегодня это Дмитровское шоссе, я называю его дорогой трех "Д" - Долгопрудный, Дмитров, Дубна, больше она никуда не ведет. Если вы используете ее, то наверняка проезжаете и по Хлебниковскому мосту, мосту через канал имени Москвы.

Его история начинается задолго до истории канала, так как до 1937 года здесь протекала река Клязьма. Первое упоминание об этом мосте на Дмитровском тракте сделал еще в 1766 году один русско-немецкий историк Г.Ф. Миллер. Тогда он отправился из Москвы в Дмитров и писал в своем дневнике: " Клязьма - та самая река, через которую переезжают по Троицкой дороге, течет в двух верстах от Виноградовой и в 20 верстах от Москвы поперек дороги... В сем месте есть через Клязьму мост".

Карта 1858 года. Мост на карте отмечен, а суши вокруг еще гораздо больше, чем сегодня. Многие участки будут затоплены при строительстве канала имени Москвы
Карта 1858 года. Мост на карте отмечен, а суши вокруг еще гораздо больше, чем сегодня. Многие участки будут затоплены при строительстве канала имени Москвы

Удивительно, но в архивах можно найти даже ранние чертежи Хелбниковского моста, еще деревянного, а также государственные документы и письма с предложениями реконструировать мост и просьбой выделить на это деньги.

Схема моста от 1838 года, которую можно найти в государственном историческом архиве
Схема моста от 1838 года, которую можно найти в государственном историческом архиве
Письмо московского военного генерал-губернатора, графа Арсения Закревского министру внутренних дел Льву Перовскому с просьбой выделить тысячу шестьсот восемьдесят семь рублей семьдесят с половиной копеек серебром на ремонт моста. А то, говорит, последний раз его лет десять назад ремонтировали
Письмо московского военного генерал-губернатора, графа Арсения Закревского министру внутренних дел Льву Перовскому с просьбой выделить тысячу шестьсот восемьдесят семь рублей семьдесят с половиной копеек серебром на ремонт моста. А то, говорит, последний раз его лет десять назад ремонтировали

Конечно, когда вырыли канал имени Москвы, мост построили новый. Тогда здесь появился металлический мост стандартной для того времени арочной конструкции, аналогичный, например, Ленинградскому, Яхромскому через канал или Бронницкому через реку Москву.

В этом месте канал проходит по руслу реки Клязьма, которое было подтоплено и превращено в Клязьминское водохранилище. Берега отдалились друг от друга, что автоматически привело к необходимости строить длинный мост или сближать берега. Выбрали второй вариант.

На карте 1968 года хорошо видно длинную насыпь. Было русло 500 метров, стало 100
На карте 1968 года хорошо видно длинную насыпь. Было русло 500 метров, стало 100
Насыпать пришлось много и высоко, так как внизу ходят теплоходы. Из-за этого даже конструкция моста посередине имела изгиб. За эту техническую особенность мост прозвали "Горбатым"
Насыпать пришлось много и высоко, так как внизу ходят теплоходы. Из-за этого даже конструкция моста посередине имела изгиб. За эту техническую особенность мост прозвали "Горбатым"
Ширина была скромной - всего 6,5 метров, но и Стародмитровское шоссе в то время далеко не хайвей. Два камаза сегодня бы на нем еле-еле разъехались.
Ширина была скромной - всего 6,5 метров, но и Стародмитровское шоссе в то время далеко не хайвей. Два камаза сегодня бы на нем еле-еле разъехались.

Простоял этот мост почти 45 лет. Последние годы был в ужасном состоянии, за ним почти не ухаживали и уж тем более не ремонтировали. В 70-х годах под ним боялись ходить яхтсмены расположенных в округе многочисленных яхт-клубов, все время что-то сыпалась с него.

В начале 80-х годов на этом месте началось строительство нового железобетонного моста. В ходе реконструкции была запланирована не только новая конструкция моста, но и капитальная реконструкция участка трассы от деревни Грибки до Хлебниково. Удалось значительно расширить проезжую часть и немного спрямить траекторию направления.

На аэросъемке 1979 года хорошо видны активные строительные работы по реконструкции участка.
На аэросъемке 1979 года хорошо видны активные строительные работы по реконструкции участка.
Новый мост уже не нуждался в сужении русла, его лихо перекинули от берега до берега двумя большими пролетами
Новый мост уже не нуждался в сужении русла, его лихо перекинули от берега до берега двумя большими пролетами

Новый мост открыли в 1981 году у него два больших пролета по 150 метров каждый. Правда, для полноценного судоходства используется только один, потому что проход под вторым перекрывает насыпь от старого моста.

Старый мост без сознания простоял почти 15 лет, все это время разваливался сам, а подъезды к нему срыли, чтобы никто не помогал ему в этом деле.

В то время он был очень популярным в киносреде, как Хабенский сегодня. Киношникам нравилась локация, они там картины снимали и машины с него сбрасывали.

Конец моста был не менее кинематографичным. Немногие мосты в окрестностях Москвы могут похвастаться тем, что закончили свое существование грандиозным фейерверком. В 1994 году окрестности оцепили, движение по соседнему железобетонному перекрыли и взорвали мост к чертям собачьим.

Через пару лет начали срывать подъездные насыпи. В тот момент мог произойти еще один взрыв, к которому никто бы не был готов. Дело в том, что в насыпи нашли взрывное устройство военного времени, очевидно предназначавшийся для подрыва моста в случае выхода к нему немецких войск. Напомню, немцы на этом направлении были уже в Лобне. Один из экскаваторов зацепил своим ковшом 100 кг взрывчатки. Позже специалисты признали, что могло рвануть мама не горюй, но все обошлось. Взрывчатку увезли и обезвредили, никто не пострадал.

Насыпь убрали, но сам полуостров остался и сегодня нелепо перекрывает судоходное движение.

Глядя на эту фотографию, невольно хочется соединить старую насыпь с дорогой на новую эстакаду над платформой Хелбниково
Глядя на эту фотографию, невольно хочется соединить старую насыпь с дорогой на новую эстакаду над платформой Хелбниково

Никаких подтверждений подобных планов найти не удалось. Однако, посмотрев шире, подобный проект начинает выглядеть вполне реально. Если принять во внимание скорое увеличение мощности аэропорта Шереметьево (новая ВПП), реконструкцию транспортной инфраструктуры вокруг аэропорта и расширение дороги в Грибках, новый мост, соединяющий Дмитровку через русло Стародмитровского шоссе и Новое шоссе, кажется, должен быть построен уже завтра.

Самый лучший вид на Хлебниковский мост открывается из иллюминатора заходящего на посадку в Шереметьево самолета. Главное сесть с правильной стороны