История одной фотографии

Как и для любого из вас, свое направление для меня наиболее интересное. Неудивтельно, что мои первые материалы были посвящены Ленинградке. Я писал о Ленинградском проспекте, отдельно о площади Развилки на Соколе и еще о мостах Ленинградского шоссе.

С того самого момента, а было это уже полгода назад, меня не оставляла одна фотография. Вот она:

Обычная картина для зимы 41 года. У Москвы было три пояса оборонительных рубежей (там последний еще на  три делился).
Обычная картина для зимы 41 года. У Москвы было три пояса оборонительных рубежей (там последний еще на три делился).

Это фотография оборонительных баррикад и эскарпов (тоже только недавно узнал это слово) у станции метро Аэропорт. Вот так их строили.

Кстати, если присмотреться, то автор - болван и просто хотел блеснуть в тексте новым словечком
Кстати, если присмотреться, то автор - болван и просто хотел блеснуть в тексте новым словечком
На всех трех фотографиях не эскарпы (хоть и похоже), а крытые ДЗОТы
На всех трех фотографиях не эскарпы (хоть и похоже), а крытые ДЗОТы

У Москвы было три оборонительных рубежа: Хлебниковский - шел по Подмосковью, Московский - шел по трассе МКАД и имел две линии, Городской - имел три линии - Московская кольцевая железная дорога (МКЖД), Садовое кольцо и Бульварное кольцо. Но не стоит думать, что нигде, кроме этих рубежей, больше не возводились заградительные сооружения. Город был перерыт полностью. Основные магистрали перекапывались поперек во множественных местах, создавая таким образом труднопроходимые узлы сопротивления. Вот как выглядел рубеж на МКЖД

Основные укрепления расположены у Войковской там, где Ленинградка пересекает Савеловскую жд и МЦК. Зеленым отметил тот самый укрепобъект у ст.м. Аэропорт.
Основные укрепления расположены у Войковской там, где Ленинградка пересекает Савеловскую жд и МЦК. Зеленым отметил тот самый укрепобъект у ст.м. Аэропорт.

Глядя на эту карту, с трудом верится, что немецкие разведчики на мотоциклах могли пересечь мост Победы и доехать до Сокола. Помните эту историю?

Давайте вернемся к первому снимку. Если быть точным, то на фотографии изображен дом №62 по Ленинградскому проспекту - тот самый, в котором находятся оба выхода из метро Аэропорт. Вот он:

Конечно, с тех пор многое поменялось, но я никак не мог поверить, что на фотографиях с разницей в 50 лет изображен один и тот же дом. С одной стороны, мы точно знаем, что дальше Метрополиса немцы не дошли, с другой стороны, не очень-то и одинаковые эти дома. Давайте сравним правые части зданий на обеих фотках

Окна соверешенно разные и не на тех местах, вместо витрины подъезд, балкон узкий, тут арка есть, а там нет. Я уже не говорю про декоративное оформление
Окна соверешенно разные и не на тех местах, вместо витрины подъезд, балкон узкий, тут арка есть, а там нет. Я уже не говорю про декоративное оформление

Вот, казалось бы, тут говоришь себе, что места разные и идешь дальше, но не отпускает одна деталь. Присмотревшись, понимаешь, что окна-то очень даже те и витрины те же самые, и даже балкон на своем месте, тут и арочная дверь появилась, и подъезд правильный! Только почему-то это все ближе к центру, и после них дом не заканчивается, как на старой фотографии.

Тут все (ну или почти все) и встает на свои места. Очевидно, дом перестраивался, а точнее достраивался. Нет в этом ничего удивительного. Половину Тверской снесли, а вторую половину передвинули и надстроили. Членения надстроек и достроек остаются на домах, как шрамы. Хоть и не всегда. Как здесь, например. Логично предположить, что дом пристроили с торца на одну секцию, там, где начинается архитектурное оформление в виде прямоугольников. Но не тут-то было.

Чтобы все окончательно сошлось, необходимо было достроить все, что справа от водосточной трубы
Чтобы все окончательно сошлось, необходимо было достроить все, что справа от водосточной трубы

Ну и, чтобы не быть голословным и не опираться на собственнноручные рисунки в фотошопе, вот вам план застройки Ленинградского проспекта

Вот наш дом под цифрой 7 на плане. Черным цветом отображена часть здания, построенная до 45 года, красные - это то, что уже пристраивалось после войны.
Вот наш дом под цифрой 7 на плане. Черным цветом отображена часть здания, построенная до 45 года, красные - это то, что уже пристраивалось после войны.

Кстати на этом плане также отчетливо видно пересечение Ленниградского проспекта и Паркового кольца.

Вот уже послевоенная фотография. Это дом Литераторов. У него появились два парадных торца, а также центральная часть, соединяющая три дома воедино. А у нашей булочной внизу явно прибавилось торговой площади
Вот уже послевоенная фотография. Это дом Литераторов. У него появились два парадных торца, а также центральная часть, соединяющая три дома воедино. А у нашей булочной внизу явно прибавилось торговой площади

Удивительно, но эта булочная-кондитерская и по сей день на своем месте. Понятия не имею, принадлежит ли она все той же фамилии, и знают ли нынешние владельцы об истории своего магазина. Я сам ходил мимо нее еще с середины 90-ых годов.