Краснопресненский проспект, это где? Часть 1

Долгое время Новорижское шоссе, как провинившийся ребенок, стояло в углу города. Рассматривало обои и дырявило их в месте примыкания стен. Никакой перспективы! "Вон даже у Алтушки своя собственная есть, а она вообще никуда не ведет, а у меня нееет!" - заливалась слезами Новая Рига.

Действительно, вплоть до 2008 года у Новой Риги, такой популярной у состоятельных людей нулевых, не было своей городской вылетной магистрали. Она упиралась в МКАД и дальше парочки заводов и поселка Троице-Лыково никуда не вела.

Успокоить Новую Ригу смогли только в 2008 году, тогда она получила в подарок свой собственный проспект Маршала Жукова, а стало быть и Звенигородку до самого Садового кольца. Таким образом в Москве появился Краснопресненский проспект.

Не ищите его на картах, его нет там. Но именно так называется участок от МКАД до Кудринской площади, который включает в себя проспект Маршала Жуквоа, Звенигородское шоссе, улицы Красная Пресня и Баррикадная. Он был заложен в генплане Москвы еще в 1971 году. Почему так долго строили?

Краснопресненский проспект в этом виде мог стать самым длинным проспектом Москвы, но не смог
Краснопресненский проспект в этом виде мог стать самым длинным проспектом Москвы, но не смог

Если в промзонах бесчисленных Селикатных и Магистральных улиц и Мневниках найти место для будущей магистрали не составляло проблем - Мневники изначально строили с учетом проспекта, а промзоны вообще не жалко. То вот бросить дорожное полотно на Москву реку и особо охраняемые природные водоохранные зоны Серебряного бора не так-то просто.

Только в 2003 году этой проблемой занялись вплотную. Через пару лет реконструировали проспект Маршала Жукова и улицу Красная Пресня, а между ними бросили Звенигородскую эстакаду, прямо поверх всех промышленных районов. Не забыли, конечно, и на ТТК устроить съезды. Одна из самых запутанных развязок на трешке получилась.

На карте 2003 года хорошо видны "тупики" и читается прямая траектория трассы. На карте 2007 года еще лучше читается)
На карте 2003 года хорошо видны "тупики" и читается прямая траектория трассы. На карте 2007 года еще лучше читается)

А теперь представьте, что вам нужно построить дорогу, примерно 6 км, именно столько от МКАД до проспекта Жукова. Но есть условие! Только 1,5 из них могут идти по земле. Нормальная тема, а? Но это был единственный способ соединить проспект Маршала Жукова и Новорижское шоссе.


Проспект до недавнего времени упирался в остров Серебряный Бор. Он кстати не всегда был островом, спрямление Москвы реки вырыли в 1936 году, отрезав тем самым Серебряный бор от материка. Мост на него был перекинут в 1937. И почти 70 лет никаких других мостов кроме Хорошевского тут не было.

Хорошевский мост сразу после открытия в 1937 году
Хорошевский мост сразу после открытия в 1937 году
Фото с Хорошевского Моста в сторону будущего Живописного
Фото с Хорошевского Моста в сторону будущего Живописного

Дорога должна была пройти по особо охраняемым территориям водоохранной зоны Москвы реки, а так же в пределах Серебряноборского лесничества, вырубать которое не стали. Более того, трасса имеет расчетную скорость 100 км/ч, а значит должна быть максимально прямой. Вот и получилось, что новый участок лежит на земле только вдоль Крылатской улицы (600м) и уже выныривая из тоннеля у МКАД (900 метров). На плане отмечены желтым.

На земле лежат только участки отмеченные желтым, в общей сложности это 1,5 км из 6
На земле лежат только участки отмеченные желтым, в общей сложности это 1,5 км из 6

Живописный мост – это второй вантовый мост в Москве (Крымский первый) и второй мост по протяженности, его длинна почти 1,5 километра. Больше только цепочка Бережковкий-Новоандреевский и эстакадный участок у Лужников – более 3 км. Вантовое устройство Живописного было изначально самым оптимальным, поскольку необходимо было проходить под очень острым углом к реке и не нарушать на ней судоходство. Длинна основного (безопорного) пролета около 400 метров.

Но есть кое-что, в чем Живописный мост первый. Это единственный мост со смотровой площадкой на вершине арочной конструкции. Правда, на нее пока так никого и не пустили. Дело в том, что первоначально проектом Живописного моста была предусмотрена только возможность подвеса смотровой площадки, детальный проект начал разрабатываться по распоряжению руководства города уже после начала строительства. Тут то и начались проблемы. В основном они связаны с подведением коммуникаций. Чтобы эта махина не рухнула на мост, остекление эллипсоида выполнено с электрообогревом, так он избавляется от лишнего веса снега и наледи. Подняться наверх можно с помощью двух специальных подъёмников. Парусность всего моста кстати испытывали на аэродинамическом стенде в космических лабораториях Королева.

Однажды мост чуть не "уронили". Бдительные граждане заметили, что болты в местах крепления вантов к полотну в некоторых местах не закручены, а то и полностью отсутствуют. Начался кипиш. Вот как всегда спешили, нормально построить не смогли и вообще сейчас все рухнет к чертовой матери.

Но все обошлось. Оказалось, что болты эти держат защитные металлические колпаки внутри которых спрятано само крепление ванта и полотна. А поскольку в тот момент шла работа по установке специальных гасителей колебаний и датчиков систем мониторинга (они как раз под этим колпаком находятся), рабочие для экономии времени закручивали болты не все и не до конца.
"На мосту ведутся плановые работы по установке гидравлических демпферов вант и датчиков системы мониторинга на период эксплуатации. Данные процедуры связаны с демонтажем защитных кожухов, которые имеют временное крепление. Такие регулировочные работы не представляют какой-либо угрозы безопасности объекта", - отчитывался тогда Ростехнадзора.