Старичок-Паровичок: первая линия механизированного городского трамвая

9 January 2018

Пока город не обзавелся метрополитеном трамвай оставался самым продвинутым и эффективным городским транспортом. Так называемые конки – небольшие трамвайные вагоны запряженные лошадьми, перевозил львиную долю горожан, они были прародителями тепловых и электрических вагонов. До сих пор трамвай остается, пожалуй, самым любимым и романтичным городским транспортом, для меня уж точно.

Есть в Москве одна интересная трамвайная остановка. Она называется Красностуденческий проезд. В этом месте до сих пор стоит старый чугунный павильон, ему уже больше ста лет.

Остановочный павильон один раз перестраивался и один раз капитально реставрировался после того как почти полностью сгорел. Уже долгое время это остановка трамвая 27. Изначально это остановочный комплекс парового трамвая, который все ласково называли «Паровичок».

Трамвай на паровой тяге – это первая линия механического городского транспорта. Она была организована по маршруту Миусская застава (сегодня это площадь Савеловского вокзала) – Петровская сельскохозяйственная академия (ТСХА). Это произошло за долго до открытия Бутырского (Савеловского) вокзала, в 1886 году при активном содействии Бельгийского общества конно-железных дорог.

Стоит отметить, что почти все конки в то время создавались на деньги иностранных инвесторов. Самым крупным игроком на нашем рынке было как раз бельгийское «Акционерное общество городских и пригородных конно-железных дорог в России».

Паровичок – это маленький паровоз, который своими клубами пара из трубы многим напоминал самовар. В самом начале он таскал два открытых деревянных вагона, вскоре их количество было увеличено до 6. Никакой техники и уж тем более электрики на этом, как его называли, «дачном» составе не было, поэтому особый колорит добавляло свечное освещение вагонов.

Работали на линии в две смены, а команда каждого рейса состояла из машиниста и его помощника, если вагонов было два, то кондуктор был один, если вагонов было больше, то в каждом сидел свой собственный. Был также в составе специальный человек, который был уполномочен разбирать конфликтные ситуации на дороге, в том числе аварии. Вроде персонального инспектора.

Не многие знают, что в юности кондуктором трамвая работал известный советский писатель Константин Паустовский. Вот как он вспоминает то время: «Когда мы слишком уж изматывались, то просили у нашего трамвайного начальства перевести нас на несколько дней на "паровичок" - паровой трамвай. Он ходил от Савёловского вокзала в Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную академию. Это была самая лёгкая, а на кондукторском языке - самая "дачная" линия в Москве».

Или вот еще: «Я смотрел, как дым из трубы "паровичка" обволакивал желтеющие рощи. По вечерам за ними слабо горело голубоватое зарево Москвы. Видение этих подмосковных рощ вызывало множество мыслей о России, Чехове, Левитане, о свойствах русского духа, о живописной силе, таившейся в народе, его прошлом и будущем, которое должно быть и, конечно, будет совершенно удивительным...»

Время и прогресс очень скоро сделали свое дело: конки, паровые трамваи и электрические вагоны стали заклятыми конкурентами. Доходило даже до того, что линии электрических линий прокладывали параллельно старым маршрутам. 1 июля 1922 года линия нашего старичка Паровичка была электрифицирована.

Тогда в последний рейс его провожала вся академия во главе с профессором Алексеем Фортунатовым. Очевидцы этой церемонии вспоминали этот день так: "Проводы паровичка на покой состоялись в летний полдень. Студенты украсили его венками из сосновых лап и цветов, до отказа заполнили все его вагончики и вместе с профессором академии А. Фортунатовым запели сочиненный им еще в 1891 году гимн академии. Затем с песнями и громкими криками проводили паровичок до Бутырской заставы - его конечной остановки в Москве".