"Письма из преисподней"Письмо №2. Бес пишет о церкви и человеке

Автор книги К.С. Льюис. Книга раскрывает предметы исключительной глубины и важности.

Перевод с английского выполнен иеромонахом Макарием (Маркишем)

Любезный племянник,

с глубоким огорчением я узнал, что твой клиент стал христианом. Не рассчитывай избежать положенного наказания, надеюсь, что ты здраво рассуждая, и не желаешь этого. Покамест, однако, будем искать правильный образ действий. Для отчаяния нет причин: сотни таких взрослых неофитов, перешедших не надолго в лагерь Противника, были возвращены назад и остаются с нами. Что бы ни было у твоего клиента на душе и в теле, пока ещё всё складывается в нашу пользу.

В числе наших главных союзников в данный момент - сама Церковь. Пойми меня правильно: речь не о той Церкви, что укоренена в вечности, распространившись во времени и пространстве, грозная, словно войско под знаменами. Признаюсь, такое зрелище пугает самых дерзких наших агентов. Но к нашему счастью, эти людишки этого не видят.

Всё, что видит твой клиент, - недостроенное псевдо-готическое сооружение на новом участке. Зайдя внутрь, он встретит местного бакалейщика с приторным выражением на лице: тот поспешит вручить новенькую книжицу с текстом богослужения, не понятным, и другую потрепанную книжицу с перепутанными духовными песнопениями, набранными мелким шрифтом и по большей части никуда негодными. Когда же он усядется на скамью и осмотрится кругом, он увидит своих соседей - именно тех, кого до сего времени сторонился.

Вот соседи-то тебе как раз и пригодятся. Напрвь его мысль сновать туда-сюда, между словами о Теле Христовом и прихожанами вокруг него. При этом не играет роли, кто на самом деле его окружает, пусть даже кое-кто из них отличился в боях на стороне Противника - совершенно неважно. Благодаря нашему неизменному отцу, твой клиент глуп. И когда он обнаружит, что у одного нет слуха, у другого скрипят башмаки, у третьего двойной подбородок, а четвёртая одета не по моде, их вера неизбежно покажется ему смехотворной.

Представление о христианах у твоего клиента, которое он называет "духовным" на данный момент по существу художественное. Он грезит о тогах, сандалиях, панцирях и голых икрах, и обычная одежда прихожан оказывается для него вполне реальным, хоть и неосознанным, камнем преткновения. Не позволяй ему осознать это, не позволяй задаться вопросом, какую одежду он ожидал бы на них увидеть. Покамест напускай туману погуще - а там, в аду, всё ему прояснишь, до последней черты. Впереди у тебя вечность: развлечёшься вволю.

Итак, трудись из всех сил, готовь ему разочарование или кризис: клиент непременно испытает их на первых порах своего церковного пути. Противник допускает такое в любом начинании. Так бывает, когда мальчик, с детства зачарованный "Рассказами из Одиссеи", усаживается учить греческий. Так бывает, когда влюблённые заключают брак и берутся строить семью. Какую стезю ни возьми, так всегда бывает на рубеже между мечтой и делом.

Противник идёт здесь на риск из-за дикой прихоти превратит всех этих мерзких людишек в Своих так называемых "свободных" друзей и соратников - "детей", как Он их именует, беспрестанно, унижая всех нас, бесплотных духов, Своими противоестественными связями с двуногими скотами. Предоставляя им свободу, Он не внушает им склонности и привычек, которые влекли бы их поставленным целям: пускай дескать идут своими ногами.

Люди часто забывают, а то и вовсе не ведают основополагающий догмат бытия - от безграничной любви им дарована свобода выбора.

И вот здесь-то открывается нам возможность успеха. Но запомни, здесь и опасность. Тот, кто преодолел этот бесплодный участок в начале пути, гораздо меньше зависит от своих чувств, а вместе с чувствами - и от нашего влияния.

Это речь сейчас идёт о вере и надежде, которые люди опускают требуя сразу счастья и любовь не имея на то оснований оценить дарованное им.

Удастся ли скрыть столь очевидную мысль даже от ничтожного человеческого рассудка? - Удастся, не волнуйся! Он и близко к ней не подойдёт, если ты будешь с ним правильно обращаться. По больше отчаяния и уныния, кошмарных снов в заклад на хмурое утро и мелочных мыслей о беззаботном будущем - добивая его разочарованием не сбывшихся грёз. С Противником он без году неделя: откуда у него взяться смирению? Что бы он не говорил про свои грехи, хоть стоя на коленях, всё это пустая трескотня. В глубине души он до сих пор уверен, что Противник задолжал ему крупную сумму за согласие стать христианином, и что ходить в церковь с этим "самодовольными мещанами" - знак его великого смирения и снисхождения. Твоя задача - чтобы он оставался с такими убеждениями, как можно дольше.

Продолжение "Письма из преисподней" Близкие, в следующей публикации.

Благодарю за лайк - его наличие определяет стоит ли продолжать публиковать в статьях эту книгу.