Что-то не так в «королевстве ценообразования»

Политика тарифообразования строится по принципу: дважды два равно 79.

Дважды два равно 79

Алексей Малозёмов, директор АНО «Центр мониторинга и контроля за ценообразованием», гость Великого Новгорода, был единственным из докладчиков на конференции, посвящённой созданию высокопроизводительных рабочих мест, кому аплодировали не только в конце выступления, но и по его ходу. Он говорил о совершенствовании системы государственного тарифного регулирования и повышении эффективности инфраструктурных монополий.

- Ценовая политика – это тот фактор, который мы с вами потребляем, чувствуем ежедневно, заходя в магазин, оплачивая те или иные услуги, - так начал своё выступление эксперт. - Когда мы говорим об экономике России, говорим об инфляции, мы забываем самое главное – у нас инфляция издержек. Нет у нас сейчас инфляции на уровне 4%. Мы видим – за что мы платим, и как наши расходы на потребление товаров растут по отношению к предыдущему году.

Ситуацию с основными инфраструктурными монополиями по тарифообразованию он охарактеризовал двумя убедительными  цифрами. Расходно-доходная часть бюджета РФ текущего периода составляет более 16 триллионов рублей. А выручка инфраструктурных монополий – более 8 триллионов рублей, то есть более половины бюджета Российской Федерации. А создание высокопроизводительных рабочих мест, повышение экономики страны – это в первую очередь инфраструктура. Инфраструктура должна быть эффективной.

Видимо, чтобы эмоционально закрепить впечатление присутствующих о том, как на сегодняшний день строится тарифная политика, Алексей Малозёмов рассказал «может быть, быль, может, некую историю». В одном из московских офисов необходимо было сменить бухгалтера. Директор предприятия открыл конкурс и начал собеседование. Первому претенденту задали вопрос: сколько будет дважды два? Он ответил: четыре. Директор говорит: слишком прямолинейно, нам такой бухгалтер не нужен. Пришёл следующий претендент. Ему тот же вопрос. Он отвечает: а сколько вам надо? Нет, думает директор, если будет проверка, он нас сдаст. Зашёл третий соискатель и на тот же самый вопрос - сколько будет дважды два? – ответил: 79. Директор ему: не понял, поясните. Претендент отвечает: всё просто – 50 вам, 25 мне, а 4 в кассу.

- Вот, регуляторика тарифообразования примерно так и строится на сегодняшний день, - подытожил оратор своё отступление от основного доклада и добавил: - Я не буду тут сладких слов говорить, а покажу то, что есть в Российской Федерации и в Новгородской области непосредственно.

Пожалуй, его доклад больше был адресован законодателям, чиновникам из органов государственной власти и контролирующих организаций, кто должен заниматься разработкой и установлением тарифов, следить за балансом ценообразования на услуги естественных монополий, обеспечивать государственное тарифное регулирование и контроль.

Но преподнесён он был в популярной форме, презентация сопровождалась множеством слайдов, так что даже не посвящённому в тонкости механизмов того, как формируются тарифы, было интересно и полезно узнать о том, что у нас не так в «королевстве ценообразования».

Например, государство фиксирует индексацию тарифов сетевых компаний на уровне 3%, но на самом деле она в разы превышает установленный показатель, и мы, хотим того или не хотим, оплачивая услуги, способствуем доходности компаний, но никак не их эффективности. Другой вопрос – почему в Новгородской области тариф на теплоснабжение – самый высокий в СЗФО? Или – как получается, что в российских регионах тарифы на водоснабжение для организаций малого и среднего бизнеса разнятся в 300 (!) раз, а тарифные ставки по изготовлению проектной документации, к примеру, по подключению к электрическим сетям в 1500 (!) раз?

Доклад не скучный и понятный. И так как пересказ может оказаться беднее оригинального выступления, предлагаем вам ознакомиться с ним практически без купюр. Естественно, с картинками.

Электроэнергетика. В 30 регионах платят по завышенным тарифам

Начну с электроэнергетики. Это одна из основных отраслей экономики России, и она очень хорошо характеризует нашу ситуацию в части тарифообразования. Когда мы говорим о ценообразовании, сейчас приведу пример – как строится тарифная политика.

На слайде 30 регионов РФ, по которым тарифы превышают пределы, установленные федеральными органами исполнительной власти по передаче электрической энергии.

У нас через день будет ноябрь. Анализ не проведён, информации нет. Мы все с вами платим выше тех пределов, которые были установлены федеральными органами исполнительной власти, в том числе и в Новгородской области. Контроль отсутствует.

Вот такая интересная информация. Этот тариф я специально привёл – две области Липецкая и Смоленская. У нас тариф на передачу электрической энергии делится на двухставочный и одноставочный, причём, жёстко определена методология формирования из двухставочных тарифов одноставочных. Посмотрите. Одноставочный тариф – это жёсткий тариф. Двухставочный – салатный цвет. Так вот, ставка на содержание – это от 80% до 90% всех расходов электросетевого комплекса.

Обратите внимание, динамика ставки на содержание во всех регионах выше параметров инфляции, динамика одноставочного тарифа. Налицо полное нарушение методики ценообразования.

Давайте перейдём на следующий слайд. Вот Северо-Западный федеральный округ. Новгородская область по уровню напряжения – от 7% до 15%, это одноставочный тариф. В Российской Федерации темпы роста в бюджете определены в среднем 3%. Разве мы 3% платим? Нет, 7-15%.

А вот ещё одна стратегия в государстве. Повышение эффективности сетевого комплекса. Что мы сделали? Мы создали некую нормативную базу, при которой выработаны критерии для территориальных сетевых организаций. Соответственно на всей территории РФ число территориальных сетевых организаций сократились. Новгородская область – было 15, стало 10. То есть, существенное сокращение. При этом рост НВВ – это выручка организаций - выросла на 26% за этот период. При инфляции, которая у нас стремится к снижению, за этот период - 10,5%. То есть, цели не достигнуты. Более того – эффективности нет. Растёт выручка организаций – соответственно растут наши с вами расходы, малого и среднего бизнеса, граждан.

Следующий слайд. Мы провели мониторинг на всей территории РФ. Рост тарифов по передаче электроэнергии - до 40%. В то время как прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов от 24.11.2016 г. зафиксирована индексация тарифов сетевых компаний на передачу электрической энергии для всех категорий потребителей, исключая население, на 2017 год - 3% в среднем по Российской Федерации. Какой тут заявленный показатель инфляции минуса? Инфляция превышает в разы!

Теплоснабжение. Новгородская область самая дорогая

В Новгородской области тариф – один из самых высоких в Северо-Западном федеральном округе. Вот принятые решения в Российской Федерации – 7318 решений. Из них 37% решений приняты с нарушением законодательства. Ещё раз повторюсь: уже ноябрь, а они в соответствие не приведены.

Есть положительная динамика в Новгородской области. В вашем регионе из 28 принятых решений – только 8 с нарушениями. Но они так и действуют! Мы так и потребляем данную услугу, это в том числе и уровень тарифов, которые мы оплачиваем.

Следующий - не просто смешной слайд. Приведён пример Волгоградской области. Это неправильное округление НДС. 33 рубля за Гкал переплачивает население теплоснабжающим организациям, представляете, какие это суммы. Тариф этот тоже, кстати, действует до сих пор.

Водоснабжение. Треть тарифов принята с нарушениями

А вот проблема регионов. Я сейчас услышал о средней заработной плате - 27,9 тысячи рублей в Новгородской области. Наверно, не очень эффективно жить на эти деньги? Посмотрите, какая разница в тарифах на водоснабжение населения в Российской Федерации – в 28 раз. А для прочих потребителей, малого и среднего бизнеса – свыше 300 раз. Мы что, имеем рост зарплаты в 300 раз? Или в Карелии оплата больше в 30 раз по отношению к Новгороду? Нет.

Вот Новгородская область. Тарифы на водоснабжение. Из 17 тарифных решений 11 приняты с нарушением законодательства. Треть всех тарифов, которые приняты по водоснабжению и водоотведению, приняты с нарушениями. И мы с вами каждый день оплачиваем эту услугу.

На следующем слайде у нас Новгородская область, водоснабжение. Средневзвешенный тариф установлен в размере 34,93 рубля. Посмотрите, какие тарифы действуют по определённым муниципальным образованиям – 64 рубля, 84 рубля, 76 рублей. Вы что, думаете, там зарплата больше, поэтому они платят больше? Думаю, нет.

- Расходы больше, - звучит реплика из зала. – Состояние сетей…

А вот посмотрите разницу величин наименьшего и наибольшего тарифов в Новгородской области. По водоснабжению – в 7,3 раза, по водоотведению – в 12,8 раза. Это на территории области разница! Там, где высокие тарифы, наверно, и зарплата в 12 раз выше?

А это ваше положение на территории СЗФО. Выше, чем в Новгородской области, тарифы только в Карелии и в Коми. Представляете, какие «стимулы» развития бизнеса на территории области? Мягко говоря, не очень действенные. (Здесь зал разразился аплодисментами, причём первые из них послышались из того сектора аудитории, где сидели главы муниципальных районов – Н.М.)

Кто-то платит за «чернила и бумагу» в 1500 раз больше

Одна из наиболее важных сфер в мировой экономике, которая оценивается в рамках доли бизнеса, это подключение к инфраструктуре – доступ к потреблению тех или иных услуг монополий, кстати. На слайде – подключение к электрическим сетям. Ставка С1 – говоря по-простому - это ставка за «чернила и бумагу». Фактически – это проектная документация, ничуть не более. Так вот, посмотрите, эта ставка в Российской Федерации имеет разницу в 1500 раз!

Вот эта же ставка С1 на территории Северо-Западного федерального округа. В Новгородской области она выросла неизвестно в связи с чем. Какая у нас инфляция была в 2016 году – насколько помню, 5,4%? И разница ставок на территории округа – в 2 раза.

Следующий слайд. Законодательством было принято решение об усреднении этих ставок. Для того, чтобы все организации предоставляли данную услугу по техприсоединению с одними тарифами. Унификация тарифов. Мы все прекрасно понимаем, что основа деятельности на территории субъекта – это крупная сетевая компания «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго». В рамках унификации тарифы для неё выросли почти на 65%. Я хотел бы посмотреть, что это за методология. Я думаю, малый и средний бизнес в Новгородской области не слишком выиграл с такими ставками в части присоединения.

«Синий» тариф не исчез

Здесь показана диспозиция Новгородской области в федеральном округе. Это ставка С2. Это уже непосредственно стройка, воздушные кабельные линии. Область тоже находится посредине, при этом ставки опять выросли.

Сейчас я вам покажу интересную вещь, она вам понравится. Вот ставка С2, это непосредственно работы по монтажу кабельных линий, это не «чернила и бумага». 2015-й год. Обратите внимание, фиолетовый цвет – это расходы на сооружение железобетонных опор. Оранжевый – это стоимость самого провода, зелёненький – это монтаж линий. А вот синим цветом – 69% - это прочие расходы, которые к монтажу и установке никакого отношения не имеют. Это та рентабельность в 300%, которая есть у вас в регионе, доходы у кого-то.

А теперь, смотрите, государство принимает решение в части поддержки малого и среднего бизнеса – что оплата данной ставки будет делиться на два, то есть платить в два раза меньше. И вы думаете, расходы эти куда-то ушли? Они ушли – в тариф на передачу. Теперь мы все вместе, малый и средний бизнес, все потребители оплачиваем эти расходы в рамках тарифа на передачу, не единожды, а ежегодно. Посмотрите, это всё те же «синие» расходы, которые экономически не обоснованы. Теперь они лежат в тарифе за услугу по передаче. Обратите внимание, они ещё и растут в 2017 году. Вот она – эффективность и поддержка малого и среднего бизнеса в рамках непосредственно тарифной регуляторики на территории Новгородской области.

На следующем слайде выпадающие доходы, в которые включаются потери присоединения в связи со льготными ставками. Посмотрите, какой рост на территории Новгородской области с 2014 по 2017 год – 645%! Это самый высокий показатель в СЗФО. В целом по территории России – 33%. Ну, видимо мы богато живём, если можем себе это позволить.

О нарушениях методологии ценообразования в следующей иллюстрации. Это вся территория Российской Федерации. Ставки должны быть дифференцированы. Что мы видим? Из 85 субъектов РФ в 38 этого не происходит. То есть принимаются решения, закладываются высокие тарифы, стоимость той или иной услуги. Понимаете, что происходит далее.

Следующий слайд. Газ. Ровно та же самая ситуация. Ставка С1 на разработку проектной документации (технологическое присоединение более 150 м), никаких работ – разница в 3,5 раза на территории СЗФО. В Новгородской области она весьма высокая.

Техприсоединение к сетям: приходите, посчитаем

А вот ставка С5 – уже непосредственно по монтажу газопроводов. Приятно видеть - здесь у Новгородской области самая маленькая ставка. Но разница – в 40 раз в целом по федеральному округу. Мы видим, какая обоснованность у нас техприсоединений.

На следующемслайде - тарифная ставка С3 по Новгородской области. Розовый и зелёный цвет на диаграмме – это непосредственно монтаж. И опять 81-85% - это расходы, которые не связаны с монтажом.

А вот удивительная ситуация! Ставки на техприсоединение непосредственно к теплу и к воде - их просто нет! Они не установлены. Ориентиры для развития малого и среднего бизнеса отсутствуют. Ситуация такая – приходите, посчитаем.

Тарифы можно снизить на 30%

Я сейчас остановлюсь на методологии. Понятно, что мы должны повысить её эффективность. И основные проблемы – то, что сейчас не увязаны цели развития инфраструктурных монополий со стратегией государства, не увязана инвестиционная политика этих монополий со стратегией развития регионов, непомерное перекрёстное субсидирование, нет единой системы ценообразования.

Поэтому мы разработали в рамках Стратегии роста, которая внесена в феврале Президенту РФ, целый блок ценообразования с применением нового метода тарифного регулирования, который основан на нормировании затрат и создании единой системы. Переход на новую прогрессивную модель предельного тарифообразования Price Cap учитывает применение непосредственно к тарифам параметра на базе индекса целевой инфляции. Он в свою очередь определяется на основе показателей повышения эффективности инфраструктурных монополий и будет являться индикатором по снижению роста тарифов. То есть обратным коэффициентом давления на индекс инфляции.

Предлагается установление тарифов на долгосрочный период - 6 лет - без права на пересмотр. Ценообразование должно быть предельным, фактически должен устанавливаться верхний предел тарифа с возможностью в рамках предела применять пониженный тариф непосредственно инфраструктурной монополией. Для организации должен создаваться стимул к снижению затрат и достижению целевых показателей эффективности при сохранении качества предоставляемых услуг. Исключается необоснованная инвестиционная составляющая в тарифах, и формирование инвестиционной политики основывается на её эффективности.

Сегодня даже только усилением контрольных полномочий можно поправить ситуацию. Но мы ничего не делаем.

Сейчас мы применяем к тарифам инфляцию и считаем издержки. А здесь будет внедрена эффективность. Показатели эффективности будут включать в себя целевые показатели по созданию высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ). Вот метод, вот стимул: не будешь создавать – дохода не будет. И тарифы не будут расти такими темпами. Не будешь повышать эффективность – придётся уйти с этого бизнеса, оставить его тому, кто будет более эффективным.

Мы посчитали один из регионов только на базе нормирования затрат, в части исключения экономически необоснованных расходов. Снижение на 30% - это конечный тариф, а 45% - снижение тарифа на передачу, составляющей конечного тарифа. То есть, для определённых регионов возможно снижение оплаты услуг на электроэнергию до 30% только за счёт передачи. И это возможно уже сегодня, не завтра.

Мы с вами уже сегодня можем поправить ситуацию, в рамках тех полномочий, которые есть, в рамках существующего законодательства. Необходимы – контроль и единые стандарты нормирования затрат в рамках тарифной политики. И внедрение новых методов регулирования, которые будут повышать эффективность инвестиций за счёт эффективности.

Наталья МЕЛКОВА

Фото автора