Фрески испытывают стрессы

31.07.2018

Как им помочь и насколько можно вмешиваться в искусство древних – обсуждали новгородские и итальянские реставраторы.

ФАКТ:

Мы уже сообщали о российско-итальянском семинаре «Актуальные проблемы реставрации фресковой живописи» в Великом Новгороде, где ведущие российские и итальянские реставраторы обменивались опытом исследования и сохранения монументальной настенной живописи.

На сессиях двухдневного семинара 25 и 26 июля прозвучали доклады о реставрации живописи в храмах XII века Новгорода и Пскова,  исторических объектах Флоренции, Палермо, Ватикана, работах реставраторов Эрмитажа.

Участники встречи познакомились с Новгородским кремлём, Софийским собором, им очень понравилась экспозиция икон Новгородского музея. Они посетили церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Георгиевский собор Свято-Юрьева монастыря, а также увидели памятники, расположенные в южных окрестностях Великого Новгорода – церковь Рождества Христова на Красном поле, церкви  Благовещения на Городище, Спаса Преображения на Нередице, Успения Богоматери на Волотовом поле. Новгородские реставраторы познакомили итальянских коллег со своей работой в Центре реставрации монументальной живописи.

В Новгородском кремле
В Новгородском кремле

На брифинге гости, отвечая на вопросы журналистов, поделились своими впечатлениями о состоявшемся семинаре, о Великом Новгороде, рассказали о планах на дальнейшее сотрудничество.

Паола ЧОНИ, Вальтер ФЕРРАРА, Михаил ПИОТРОВСКИЙ
Паола ЧОНИ, Вальтер ФЕРРАРА, Михаил ПИОТРОВСКИЙ

КОММЕНТАРИИ:

Михаил ПИОТРОВСКИЙ, генеральный директор Государственного Эрмитажа:

- Мы очень довольны, что получился настоящий научный семинар, который для всех участников был интересен в принципе, потому что итальянские и новгородские реставраторы общались по острым проблемам, и обсуждение касалось вещей в прямом смысле слова сенсационных. Все доклады, которые мы слышали, – это принципиально свежие новости. 

Для нас важно, что всё это происходило в Новгороде. Новгород – это живая энциклопедия русской древней культуры и истории. Это живая энциклопедия настенной живописи, с множеством знаменитых памятников, и проблем памятников, которые рождены трагической историей в результате войны. Это история знаменитых открытий и решений, связанных с громадным опытом потрясающих раскопок в Юрьевском соборе, в Благовещенском соборе, возрождения фресок  буквально из «кусочков», чем занимается Центр реставрации монументальной живописи.

И то, о чём рассказывали наши итальянские коллеги, - это тоже сенсация. Это касается изучения и реставрации фресок Джотто во Флоренции, реставрации фресок в Ватикане. Мы увидели много прекрасных памятников, замечательную фреску в Палермо «Триумф смерти».

Реставраторы Эрмитажа рассказали о нашей многолетней реставрации фресок в Пскове. И о совершенно новой работе – исследовании и раскрытии фрески школы Рафаэля.

Мы обсудили много принципиальнейших вопросов, связанных с реставрацией настенной живописи. Это касалось технологий и техники реставрации в разных случаях. Это и проблема стресса, который испытывают фрески памятников-музеев, когда много людей их посещают. (По словам Михаила Пиотровского, регулировать, какое количество туристов может посещать фрески, должен сам музей. В Италии такие регламенты разработаны: музейные фресковые объекты посещаются группами, допустим, не более 20 человек, в определённое время, человек попадает на экскурсию по предварительной записи. Это помогает соблюдать благоприятный для настенной живописи климат, оберегать фрески, чтобы посетители на них не надышали. По его мнению, нужно соблюдать баланс: музейные ценности должны быть доступны, но на условиях, которые позволяют их сохранить – Н.М.).

Вопросы, которые мы обсуждаем, важные и острые, потому что реставратор вмешивается в искусство древних, и до какой степени это можно, а когда нельзя, и чем руководствоваться при принятии решения – эти вопросы постоянно стоят перед реставраторами.

Михаил ПИОТРОВСКИЙ и Наталья ГРИГОРЬЕВА
Михаил ПИОТРОВСКИЙ и Наталья ГРИГОРЬЕВА

Наше мероприятие – часть большого проекта «Эрмитаж – Италия». Есть фонд «Эрмитаж – Италия», штаб-квартира находится в Венеции. Фонд издаёт книги, прежде всего каталоги всей коллекции итальянского искусства в Эрмитаже. Он финансирует стипендии для российских и итальянских исследователей, изучающих русские и итальянские культурные связи, осуществляет помощь в обмене, проведении выставок, конференций и семинаров, таких, как наше мероприятие в Великом Новгороде.

В ноябре предстоит большое событие – международный культурный форум в Санкт-Петербурге. И гостем форума является Италия. Там разнообразная программа. В музейной части будут три «круглых стола». Один из них посвящён музейной эволюции в Италии, где произошли очень большие реформы в музейной жизни. Тема другого  «круглого стола» - музеи и законодательство. И мы также обсудим проблему музейной доступности. С одной стороны речь о центрах, которые организуют музеи за пределами своих городов – Эрмитаж, Лувр, Центр Помпиду, Русский музей. С другой стороны, наш общий вопрос - как мы можем обеспечить доступность музеев для людей с особыми потребностями.

И в преддверии других выставок на форуме у нас будут демонстрироваться привезённый из Помпей так называемый «иконостас» Пьеро делла Франческа и полотно Тинторетто из Венеции. В общем, предстоит ещё несколько праздников итальянского искусства. Наши новгородские коллеги будут активными участниками форума.

Паола ЧОНИ, директор Института культуры Италии в Санкт-Петербурге:

- Для меня огромное удовлетворение видеть, на каком высоком уровне проводись реставрационные работы в Великом Новгороде.

Семинар - это не единственное мероприятие, которое мы проводим в Великом Новгороде. Я встретилась с ректором Новгородского университета. Мы поговорили о возможности организовать в Великом Новгороде Итальянский центр. Сейчас мы начинаем активно работать над подбором учёных.

Нам также очень важно начать работу с нашими итальянскими студентами, пригласить их сюда, в Великий Новгород. Потому что у нас есть много студентов, которые занимаются русским языком. Здесь они могут найти идеальное место, где ему можно учиться, потому что город прекрасный, гостеприимный. Мой долг как директора Института культуры Италии в Санкт-Петербурге помочь этому осуществиться.

В экспозиции икон Новгородского музея-заповедника
В экспозиции икон Новгородского музея-заповедника
В экспозиции икон Новгородского музея-заповедника
В экспозиции икон Новгородского музея-заповедника

Вальтер ФЕРРАРА, первый советник Посольства Италии в Москве:

- От лица итальянских делегатов хочу поблагодарить за то, как хорошо было продумано и организовано наше мероприятие. На семинаре говорили о многих направлениях работы реставраторов, чрезвычайно интересных для обеих сторон. Думаю, что мы многому можем друг у друга научиться.

Основная миссия итальянского посольства – взаимное культурное обогащение, взаимное понимание и объединение культурных интересов обеих сторон. Мы будем продвигать дальнейшие инициативы в этом направлении, у нас уже есть некоторые планы. Господин Пиотровский рассказал о том, что будет реализовано в связи с культурным форумом в Санкт-Петербурге. Мы чрезвычайно довольны тем, что уже делается в этом направлении и ожидаем больших результатов, больших сдвигов в нашем сотрудничестве.

Я впервые посетил Новгород и абсолютно очарован, поражён, удивлён тем, что я здесь увидел. И это не только красота окружающей среды, но ещё и гостеприимство людей. Поэтому я уверен, что есть все условия, чтобы продолжить ещё более интенсивное сотрудничество. И посольство Италии готово во всём этому содействовать.

Вальтер ФЕРРАРА, Паола ЧОНИ и Наталья ГРИГОРЬЕВА
Вальтер ФЕРРАРА, Паола ЧОНИ и Наталья ГРИГОРЬЕВА

Джузеппе ПАВАНЕЛЛО, профессор, вице-президент Центра Эрмитаж – Италия:

Джузеппе ПАВАНЕЛЛО
Джузеппе ПАВАНЕЛЛО

- Во-первых, хотел бы начать с того, что российская школа реставрации – одна из лучших школ в мире. И здесь важна роль Эрмитажа, где никогда не было каких-то неприятных моментов, которые, например, случались в последнее время в немецких музеях, или как негативный опыт в Лондоне и в США, где проведённая  жёсткая очистка живописного слоя приводила к его невозвратной потере.

Я это говорю к тому, что обмен опытом - очень важный момент. Но здесь не происходит того, что, например, Италия могла чему-то научить, а Россия выступала в роли ученика. Мы находимся абсолютно на равных. И мы видели на этом семинаре совершенно уникальные случаи возрождения к жизни средневековых фресок. Методики применяются совершенно современные. Конечно, есть некоторые элементы разницы в подходах. И, тем не менее, то, что было сделано, было сделано с большим тактом и правильно.

Мы уже знали, что школа реставрации в России, в Петербурге, в Эрмитаже находится на очень высоком уровне. Сегодня мы получили подтверждение тому, что эта школа широко распространена в России.

Наталья МЕЛКОВА

Фото: Новгородский музей-заповедник