Потомки Пекарчыка хотят дружить с новгородцами

13.07.2018

И готовы плыть к нам пароходами, лететь самолётами.

Была ночь. Город мирно спал. Рыцари, закованные в латы, стараясь производить как можно меньше шума, подбирались к городу, чтобы взять его штурмом и наказать за непослушание, за проявленную самостоятельность, за уход от зависимости Ордена. Не спал лишь подмастерье пекаря. В самый тревожный момент юный Пекарчык разрубил своей пекарской лопатой канаты, опускающие мощную решётку городских ворот в башне крепостной стены. Нашествие крестоносцев было остановлено. Город был спасён.

По средневековой тропе

Памятник Подмастерью Пекаря, легендарному Пекарчыку (именно так, произнося слово через гласную «ы», называют его в Эльблонге) благодарные потомки установили прямо у тех самых Торговых Ворот – башни, являющейся единственным сооружением, оставшимся от некогда мощных городских фортификаций.

Памятник Подмастерью Пекаря
Памятник Подмастерью Пекаря

Самый популярный пешеходный маршрут по Старому городу - Тропа Пекарчыка. Пожалуй, нескольких часов достаточно для того, чтобы бегло познакомиться с главными достопримечательностями Эльблонга – города, основанного рыцарями Тевтонского ордена в 1237 году, на одноимённой реке, ниже по течению от древнего, существовавшего в VIII-X веках богатого торгового поселения датских викингов Трусо. Города, германизированное название которого звучит как Эльбинг, который был и частью государства крестоносцев и с 1246 полноправным членом Ганзы, и центром прусской Помезании, пока Прусский союз не поднял восстание против Тевтонского ордена, и с 1466 года частью Королевской Пруссии – провинции Польши, и вновь после раздела Речи Посполитой входил в состав Прусского королевства, затем Германской империи, Веймарской республики и Третьего Рейха. После Второй мировой войны город вошёл в состав Польши.

Костёльная тропа
Костёльная тропа

Красивый европейский городок с населением чуть свыше 120 тысяч человек. Он постарался восстановить утраты времён Второй мировой. Это правда – сохранившиеся аутентичные объекты средневековой архитектуры и здания более поздних эпох в городе по пальцам можно пересчитать. Но реконструированные старые храмы и дома повторяют свой первоначальный облик, он сохраняется фрагментами в обновлённых строениях.

Самое значительное, сакральное сооружение города – кафедральный собор святого Николая, святилище мощей Святого Креста, самый высокий костёл правобережной Польши с 97-метровой башней. Со смотровой площадки, расположенной на высоте семидесяти метров, можно любоваться панорамой Эльблонга.

От кафедрального собора начинается Костёльная тропа, существующая с XIII века. Эта узёхонькая улочка с кирпичными арками в Средневековье была границей города и соединяла костёлы Старого города – святого Николая, Святого Духа и доминиканский костёл Священной Девы Марии. По сохранившейся исторической части тропы мы пройдём с улицы Мостовой на улицу Святого Духа.

В здании бывшего госпиталя Тевтонского ордена, основанном в 1242 году, сейчас размещается Эльблонгская библиотека, которая служит и культурным центром – здесь проходят  концерты и выставки. В неоднородной кирпичной кладке стен легко различить древние слои.

У нас мало времени, мы минуем Историко-археологический музей и выйдем на набережную реки Эльблонг. 

Река Эльблонг
Река Эльблонг

Отсюда по одну сторону открывается панорама площади перед кафедральным собором, с другой – водная артерия города, над которой парят мосты. Два из них, рядом с которыми мы находимся, разбитые в 40-х, восстановили сразу же после войны. Но эльблонгцам не понравился новодел, по настоянию горожан конструкции демонтировали и соорудили новые каменные переправы, вернув им старинный вид.

Площадь перед кафедральным собором
Площадь перед кафедральным собором

В доминиканском костёле XIII века размещается арт-центр «Галерея Эль». Храм был разрушен в годы Второй мировой войны – остатки стен стояли без перекрытий и кровли. Городские власти в 1961 году передали руины художественной мастерской. Художник Герард Квятковски в уцелевших частях сооружения создал свою студию, а вскоре здесь состоялся первый вернисаж, с которого началась  выставочная судьба объекта. В 2011 году, при финансовой поддержке Евросоюза, Галерея Эль приобрёла современный вид, в боковом нефе старой церкви в виде конструкций из стекла и металла восстановлена старинная галерея готического храма со средневековым лифтом, здесь размещается постоянная экспозиция «геометрического» искусства.

Галерея Эль
Галерея Эль

Тропа Пекарчыка вновь вернёт нас на Старый Рынок – так называется главная улица в исторической части, где сохранилась классическая средневековая планировка портового города: перпендикулярно основной расходятся широкие боковые улицы.

- Не знаю, насколько вы патриоты, но вам, наверно, интересно будет узнать, что по этой улице ходил Пётр I, в Ратуше он принимал жителей города. А его жене Екатерине там понравилась картина с изображением Страшного суда, её преподнесли в подарок, и картина сейчас находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, - говорит нам наша экскурсовод.

«Мы к вам заехали на час»

Судя по гостеприимной встрече, с организованными экскурсией по городу и торжественным обедом, в Эльблонге нас, группу журналистов пресс-клуба Hansa-Media и других новгородцев, ждали и нам были рады.

Между Великим Новгородом и Эльблонгом в 80-е годы развивались побратимские связи. Мы связаны общей историей:  Эльблонг и Великий Новгород – ганзейские города.

Эльблонг в миниатюре
Эльблонг в миниатюре

Но если оценивать объективно, взаимоотношения Новгорода и Эльблонга носят эпизодический характер. В 2011 году официальная делегация Эльблонга принимала участие в первых Русских Ганзейских днях, которые состоялись в Великом Новгороде. Тогда же мэры Великого Новгорода и Эльблонга подписали протокол о намерениях, предполагающий сотрудничество в различных сферах. Города в течение нескольких лет изредка обменивались делегациями. В Великий Новгород гости из Эльблонга приезжали на музыкальный  фестиваль имени С.В. Рахманинова, празднование 1150-летия российской государственности. Новгородцы в свою очередь в Эльблонге побывали на Днях города, молодые художники и музыканты были приглашены на мероприятия в рамках традиционного Фестиваля хлеба.

В мае 2014 года в Великом Новгороде было подписано соглашение о сотрудничестве между Великим Новгородом и Эльблонгом. Под документом подписи поставили мэр Юрий Бобрышев и президент Эльблонга Ежи Вильк. На церемонии подписания присутствовал Генеральный консул Республики Польша в Санкт-Петербурге Пётр Марциняк.

Збигнев ШМУРЛО
Збигнев ШМУРЛО

Более поздней информации о том, как развивается или продолжается сотрудничество городов, на официальном сайте Администрации Великого Новгорода нет. Всезнающая Википедия в статье об Эльблонге называет его российские города-побратимы: Калининград и Балтийск. Новгорода почему-то в этом списке нет, как нет информации о побратимских связях в статье главного информатора Сети, посвящённой Великому Новгороду.

Тем не менее, в Эльблонге настаивают на том, что сотрудничество наших городов продолжается, и эльблонгцы готовы развивать взаимоотношения. С нами планировал встретиться нынешний президент Эльблонга Витольд Врублевски, но мы, подзадержавшись в дороге, опоздали на встречу на два часа и уже не вписались в рабочий график руководителя города. Свои полномочия по встрече с нами он делегировал уполномоченному президента Эльблонга по международному сотрудничеству с Востоком Збигневу Шмурло, директору департамента по продвижению и культуре Адаму Йочу и директору управления Морского порта Эльблонга Аркадиушу Зглински.

Збигнев Шмурло на встрече в Ратуше, которая прошла с чаепитием, напомнил о существующем между нашими городами договоре, подписанном в 2014 году. Поделился впечатлениями, как в Великом Новгороде демонстрировалась выставка художников Эльблонга, а новгородских художников в Галерее Эль, как в историческом здании, где мы находимся, останавливались и ночевали восемь ребят из Новгорода – победители музыкального фестиваля, наградой которым от президента Эльблонга стала поездка в Польшу.

- Я сам пять раз бывал в Великом Новгороде, неплохо знаю ваш город. Думаю, что наши контакты рано или поздно придут к нормальным отношениям, и мы будем продолжать сотрудничество, - сказал Збигнев, прежде чем предоставить слово директору Морского порта и исполнить роль переводчика – сам он прекрасно говорит по-русски.

«Эта территория зовётся акватория»

Если Збигнев в своей речи и комментариях обращал внимание на важность развития между нашими городами гуманитарных связей, на обмен делегациями школьников, художников, музыкантов, спортсменов, то Аркадиуш Зглински, знакомя нас со своим объектом – Морским портом Эльблонга, больше апеллировал к экономическим вопросам.

Что и говорить, всегда экономика муниципалитетов и отдельных предприятий зависит от политики конкретных государств. В не меньшей, а большей степени на экономические процессы влияет геополитика. Порт Эльблонга переживал разные этапы.

Эльблонг. Гравюра
Эльблонг. Гравюра

Судоходная на всём протяжении река Эльблонг – важная часть коммуникационных путей Польши и международного водного маршрута. Он соединяет гавани Западной Европы с российской частью Вислинского (Калининградского) залива и реками Калининградской области – с Куршским заливом, дельтой реки Неман – с Балтийским морем. Особенность порта Эльблонга состоит в том, что, направляясь в Балтийское море, суда должны пройти территориальные воды России.

Площадь Морского порта Эльблонга – 330 гектаров. Глубина водного подхода около 3 метров.

Аркадиуш ЗГЛИНСКИ
Аркадиуш ЗГЛИНСКИ

Порт – не частная, а государственная собственность, поэтому на его развитие, по словам Аркадиуша, легче получать финансовую поддержку Евросоюза, это 90% софинансирования, в то время как коммерческие организации могут рассчитывать только на 50-процентную помощь. Инвестиции Евросоюза на строительство новых складских помещений, занимающих пространство в 5 гектаров, составили 5 млн. евро.

Речная верфь порта позволяет ремонтировать суда на берегу. Здесь есть гавани для яхт.

Кроме грузовой гавани в порту оборудован международный пассажирский терминал с пограничным пунктом, на который затрачено ещё более миллиона евро. Терминал предполагает развитие паромного сообщения и может обслуживать одновременно 200 пассажиров и 30 автомобилей.

- На сегодня терминал не работает, - сетует директор порта. - Открыли его в 2006 году, когда односторонним решением российского правительства было закрыто свободное движение по российской части Вислинского залива. В тот момент здесь уже были два пассажирских парома, но владелец не мог ходить и продал их на Кипр. И нам трудно восстановить деятельность этого пункта пропуска. Живём в надежде на изменение международного права, идут переговоры. Надеялись, что этому будет способствовать проведение Чемпионата мира по футболу, в том числе и в Калининграде, но слишком поздно были сделаны запросы и с той, и с другой стороны.

Через порт Эльблонга идут импортные поставки для Польши. Основные – соя, уголь.

- Уголь мы привозим из калининградских портов, 100 процентов завоза – это российский уголь. Самым хорошим периодом был 1997 год, тогда мы завезли 6,48 тыс. тонн. Но в 2002 году польское правительство ввело квоты, потому что местная фирма, занимающаяся этими поставками, вошла в конфликт с правительством. В итоге она обанкротилась, - уточняет Аркадиуш Зглински. – Ещё россияне посылают нам торф.

На экспорт через порт идут строительные материалы - цемент, бетон, гипс, железобетонные плиты, клей, керамические изделия. Сахар в большом количестве отправляется не только в Калининградскую область, но транзитом - в другие части России, даже в Казахстан.

- С этого года в порту организован санитарный контроль. Это означает, что теперь мы можем посылать в Россию и брать из России лес, пиломатериалы и другие грузы.

В 2010 году свободное плавание по Вислинскому заливу было открыто. В это время Аркадиуш Зглински принял управление портом.

- Мы начали немножко поднимать порт, подписали контракты и договоры о сотрудничестве с Калининградской областью, портом Калининград, с российскими федеральными структурами, Росморпортом. С того момента грузооборот интенсивно рос, - говорит он и не без сожаления констатирует: - С 2015 года, когда появился геополитический конфликт, а потом санкции Евросоюза и российские санкции, грузооборот понизился. Без взаимных хороших отношений, и торговых, и политических, нам трудно будет развиваться.

Река Эльблонг
Река Эльблонг

Конечно же, развитие Морского порта Эльблонга власти региона связывают с осуществлением национального проекта – строительством и задействованием канала через Вислинскую косу.

- Я скажу так: это проект стратегический для польского государства, а для порта Эльблонга и других портов Вислинского залива – это окно в  мир. Это не означает, что мы хотим полной изоляции от России, а наоборот, это создаст лучшие условия для сотрудничества, потому что в эльблонгский порт будут заходить большие корабли, с осадкой до 4 метров. Можно будет ходить не только в порты Вислинского залива, в порт Калининграда, но и порты Санкт-Петербурга и Литвы, - заключает директор порта.

Работы по возведению канала начнутся в следующем году. Сейчас идут подготовительные работы, осуществляется вырубка деревьев. По словам Аркадуша Зглински, канал не нанесёт вреда экологии, предусматривается даже сооружение четырёх искусственных островов для птиц.

По его мнению, ввод канала предоставит новые  возможности для развития международного сотрудничества, рождения новых идей и программ в сфере экономических и торговых миссий, туризма, молодёжного обмена.

Туристический аттракцион: корабль по траве плывёт

Мы, отправившиеся из Новгорода на Ганзейские дни в немецкий город Росток на автомобиле, поинтересовались у Аркадиуша Зглински планами по созданию новых водных маршрутов, в частности, соединяющих ганзейские города.

- У нас планы огромные, - ответил он. – Это в том числе и международные пассажирские переходы на паромах. Если будет канал через Вислинскую косу, будут новые возможности транспорта для туристов. Можно будет организовывать регулярные экскурсии в Эльблонг, Гданьск и другие польские города и новые рейсы - благодаря порту Санкт-Петербурга, а также через Клайпеду, порты Германии, потенциально до скандинавских портов. Но всё зависит от бизнеса, должны появиться заинтересованные инвесторы, которые захотят вложиться в эту сферу.

Он спросил у нас, обратили ли мы внимание на то, что, когда нашу группу встречали у Ратуши, рядом с ним была женщина – она руководитель бюро международной ассоциации «Еврорегион «Балтика», которая охватывает территориальные образования Дании, Швеции, Германии, Польши, России. Ассоциация «Еврорегион «Балтика», образованная тридцать лет назад для решения проблем приграничного взаимодействия, по словам Аркадиуша Зглински, «имеет хорошие планы на сотрудничество, его можно развивать с Санкт-Петербургом и Великим Новгородом».

Заинтересованность в увеличении потока туристов, в том числе и из России, у Эльблонга большая. На встрече мы получили красочные путеводители, буклеты, календарь событий, отпечатанные на русском языке. В гостинице, где остановились, - в свободном бесплатном доступе туристическая карта «Край Эльблонгского канала» - со схемами пешеходных, велосипедных, автомобильных и водных маршрутов по региону. На обороте карты фотографии и описания (тоже на русском языке) исторических памятников, расположенных в полусотне региональных достопримечательных мест.

Лебеди у придорожного кафе
Лебеди у придорожного кафе
Кстати, несколько слов об уникальном гидротехническом сооружении – Эльблонгском канале, который называют «седьмым чудом Польши», а
Кстати, несколько слов об уникальном гидротехническом сооружении – Эльблонгском канале, который называют «седьмым чудом Польши», а

Адам ЙОЧ

путешествие по нему туристическим аттракционом. Это единственный в мире водный путь с системой пяти судоподъёмников и шлюзов, благодаря которым суда преодолевают почти 100-метровую разницу уровней воды. Суда передвигаются как по воде, так и по суше между озёрами – стапели, представляющие собой рельсовые платформы, приводятся в движение потоком воды. Гидросистема памятника инженерной мысли исправно работает уже на протяжении 150 лет.      

Адам Йоч, директор департамента по продвижению и культуре Эльблонга, за обедом рассказал о предстоящих культурных событиях города и пригласил новгородцев на традиционный Фестиваль хлеба, который пройдёт в Эльблонге в начале сентября. Региональная продовольственная и ремесленная ярмарки, рыцарский турнир, детский парк развлечений – всё это будет в программе праздника.

Узнав, что среди нас есть бывший лётчик, который интересуется легкомоторными самолётами, Адам не преминул поделиться планами эльблонгского аэроклуба. Сейчас разрабатывается программа сотрудничества с зарубежными партнёрами по развитию маршрутов для легкомоторной авиации. Цель – чтобы на местном аэродроме могли приземляться туристические самолёты малой вместимости, перевозящие до 10 человек. Аэроклуб расширяет взлётно-посадочную полосу и ищет деньги европейских фондов для осуществления проекта. Администрация Эльблонга пообещала, что поучаствует в софинансировании, всего требуется около 1 млн. злотых.

*       *       *

Взаимоотношения России и Польши полны антагонизмов,  уходящих в глубь истории. Они могли бы стать анахронизмами – если бы политики с обеих сторон не продолжали их эксплуатировать. И вряд ли они делают это в интересах простых граждан.

Достаточно свежий пример: представитель крупной  ассоциации польских товаропроизводителей приезжал в Новгород с предложением построить объекты туристической инфраструктуры. Сотрудничества (и создания новых рабочих мест в этой важной для города сфере) не получилось по разным причинам, но, прежде всего, думается, потому, что представители предыдущей областной власти сразу встретили идею с недоверием: «Это же враждебная Польша!».  

По каким направлениям с точки зрения экономики могут развиваться отношения Новгорода и Эльблонга – пусть думают профессионалы-экономисты и чиновники, занимающие соответствующие должности. То ли это будет сбыт торфа, которого на территории Новгородской области неисчислимое количество, то ли развитие судоходства и в связи с этим водного туризма, туристических авиарейсов…  

Но главное в наших взаимоотношениях всё-таки – гуманитарные контакты, контакты «внизу», связи между людьми.

Речь не об одной Польше: в Википедии, в статье о Великом Новгороде, не упомянуты вообще никакие его зарубежные побратимы. Может быть, не случайно: другие российские города тоже «стесняются» упомянуть на своих страницах о своих побратимских связях. Торжествует идеология «осаждённой крепости»? Кому, как не Новгороду с его историческими европейскими связями, показать пример, что можно вырваться из этих «крепостных стен»! А начать – с укрепления дружбы с теми, кто, со своей стороны, заявляет, что хочет и готов к  более тесным отношениям.

Чем больше будем общаться на уровне муниципалитетов, отдельных граждан, тем вероятнее, что через годы старые конфликты потихоньку начнут сходить на нет, и наши дети и внуки смягчат вековые противоречия между нашими народами.

… На главной площади города совсем юные жители портового города Эльблонга осваивают водные пространства пока что в фонтане. Может быть, став взрослыми, они не будут испытывать враждебных чувств к стране своих русских ровесников. И, наверно, не случайно у мальчишки на футболке надпись «Я хочу посмотреть мир».

Наталья МЕЛКОВА

Фото: Сергей БРУТМАН

Смотреть фоторепортаж