Указ указов

14.05.2018

Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» - это обещание всем всего самого хорошего в благодарность за 18 марта.

О, дайте, дайте мне!.. Свободу – не предлагать

До президентских выборов-2018 социологи Левада-центра спросили россиян, решения каких проблем в первую очередь респонденты ждут от следующего главы государства. Респондентам было предложено назвать эти проблемы самим, без подсказки.  

Повышения зарплат, пенсий, пособий, МРОТ, борьбы с бедностью ждали 39% респондентов, роста доступности и качества здравоохранения и образования - 25%, развития экономики, стабильной валюты, уменьшения зависимости от нефти - 20%, борьбы с коррупцией и обновления правительства - 19%, контроля за ценами и тарифами - 16%, создания рабочих мест - 15%. Среди наименее интересовавших их тем - экология, борьба с терроризмом, поддержка науки, ограничение миграции (по 2%). Всего 1% респондентов желали национализации производства, поддержки малого и среднего бизнеса, демократических реформ, строительства дорог и инфраструктуры, борьбы с наркоманией и преступностью, улучшения качества жизни, работы судов.

Можно было бы, наверное, в очередной раз порассуждать о том, что сограждане странным образом не желают «ни войны, ни мира» - то есть ни национализации, о которой случается толковать «левым», ни демократизации. И о том, что средний россиянин, оказывается, не так уж нуждается в хороших дорогах, которые являются притчей во языцех на Новгородчине: это земляки так требовательны – или в других местах дороги хороши? Последнее – вряд ли, но вот и экологией явно интересуется больше 2% новгородцев. После этого уже не удивляешься ни безразличию респондентов к работе судов (а народная мудрость велит от знакомства с ними не зарекаться), ни равнодушия к «улучшению качества жизни» - скорее всего, большинство имело в виду то же самое, надеясь на «развитие экономики».

Левада-центр дарит нам интересные штрихи к портрету соотечественника. Судя по всему, это человек – недооценённый работодателем, нищенствующий на «заслуженном отдыхе» и насквозь больной, причём чающий именно бесплатной медицины (с платной вроде бы всё и без государства «устаканивается» само собою). Но таким россиянин предстанет на портрете, который повесит у себя в гостиной завзятый оппозиционер. А вот власть имеет право оценить эту «картину маслом» иначе. Она увидит в раме изображение человека в позе просителя. Зарплату ему дай, пенсию - дай, бесплатного доктора – дай, не дорожающие товары – дай…

Но это – не такая уж новость. Шесть лет назад после президентских выборов их победитель в благодарность доверившемуся ему электорату издал цикл «майских указов», которые и были ответом на это «дай-дай-дай». Надо заметить, что частично благодаря указам избиратель кое-что получил. Другое дело, что бюджет, исполняя эти поручения главы государства, изрядно надсадился. Потому что замах-то был богатырский – достойный страны, у которой с экономикой всё в порядке и она не привязана к неустойчивым нефтегазовым аппетитам своих контрагентов. Особенно измучены ими были власти региональные.

Стоны чиновников если до столицы и дошли (разве что через прессу – в лицо президенту ни один губернатор не сказал бы, как трудны указы в исполнении), то явно не приняты во внимание. О чём и свидетельствует очередной «майский указ».

Всем сестрам

Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» – всем указам указ. Мы бы его воспроизвели, да объём непосилен – и для нас, и, боимся, для читателей тоже. Он должен ответить на запросы электората уже не точечно, как в прошлый раз, а оптом, так сказать. Он так и начинается: «В целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека постановляю…».

На сей раз хозяин Кремля выступает в нём, как принято выражаться, «за всё хорошее и против всего плохого». А там пусть уж правительство располосовывает документ в лапшу, по пунктам, и – Бог ему в помощь.

На одну только Божью помощь, скорее всего, и придётся рассчитывать: на что же ещё?

Вот кое-что из обещанного:

«Обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации;
«Обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации;

повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет);

обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции;

снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации;

улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно».

Полтора десятка лет назад тот же самый президент требовал того же самого снижения уровня бедности вдвое. А он (уровень) не послушался и вырос почти до 15%.

Прочее – тоже не новость. Вне зависимости от уровня инфляции пенсии в стране малы, здравоохранение «оставляет желать», и при таких условиях за что наказывать граждан удлинением трудной старости – непонятно.

Увеличению реальных доходов тихо улыбнёмся: чего не пообещаешь в знак благодарности! Некоторые вон, чуть что, жениться обещают… То же – и с жилищными условиями: пока  муниципалитеты не имеют сил строить сами жильё и сдавать его в социальный наём, условия эти улучшат для себя только самые рисковые (и молодые, добавим, у кого есть впереди временной лаг, чтобы расплатиться с ипотекой).

В указе, кстати, от строительной отрасли опять требуют «увеличения объёма жилищного строительства» - на сей раз «не менее чем до 120 млн. квадратных метров в год». Сейчас не везде и не всегда застройщикам удаётся реализовать готовые квартиры. Рассчитывать они должны на то, что ряды «ипотечников» вырастут после создания «возможностей для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, ставка по которому должна быть менее 8 процентов».

Владимир Владимирович очень добр. Он считает (его  заверили), что 8% - это пустяк, это доступно всякому. Ему забыли доложить, что ставка по ипотечному кредиту в Германии, где он когда-то служил, составляет около 2%, в Швейцарии – 1,83%, в Японии – 1,68% (по сведениям РБК), в Великобритании и в Польше – около 4%. А 8% - это показатель, увы, Черногории, которая не может похвастаться уровнем экономического развития.

Туда, где мы уже?

Но, может быть, всё наладится. И даже у местных властей бюджет начнёт трещать по швам – в хорошем смысле: от избытка денег. Это случится, когда осуществится заповеданное указом «вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых…».

Ну, что вы смеётесь? Это не я написал, а всенародно избранный. Или хотя бы прочитал, что в его указе написано.

Или не читал. Иначе вспомнил бы, как мы уже один раз догоняли Португалию. Но не догнали. А она далековато отстоит от «пяти крупнейших экономик».

Не может быть, чтобы он хуже нас помнил собственные слова. А мы сейчас напомним.

«Россия, о которой мы сегодня говорим, сегодня вернулась в первую десятку крупнейших экономик мира. И это далеко не предел. Независимые эксперты и у нас в стране, и за рубежом абсолютно точно убеждены: если продолжится нынешний курс развития страны, сохранятся темпы прироста экономики - Россия в течение 10 лет способна войти в первую пятерку ведущих крупнейших экономик мира. И мы это обязательно сделаем». (В. Путин, 21 ноября 2007 года).

 «Напомню, что мы ставим перед собой самые серьезные задачи: к 2020 году войти в пятерку крупнейших экономик мира. Мы совершенно точно способны эту задачу решить - мы обязательно ее сделаем». (В. Путин, 15 января 2008 года).

«Ставим перед собой амбициозную задачу - за предстоящее десятилетие ввести Россию в пятерку крупнейших экономик мира». «Нужно (…) раскрутить маховик экономического развития, темпов роста до 6-7 процентов в год, а за следующие пять лет войти в пятерку крупнейших экономик мира. Абсолютно реальная задача». (В. Путин,  15 июня и 24 сентября 2011 года).

«По нашим оценкам, уже в ближайшие два-три года Россия войдет в число пяти крупнейших экономик мира по паритету покупательной способности» (В. Путин, 11 апреля 2012 года).

И – венец:  «По объёмам ВВП Россия - это, конечно, хорошо - вошла в пятёрку крупнейших экономик мира». (В. Путин, 12 декабря 2013 года). 

Если мы там, в заветной пятёрке, и, как говорится, ножки свесили, да уже пять лет как – куда же мы ещё должны войти? Или тогда президент солгал… то есть, извините, ошибся?

А так-то – мы согласны. В пятёрку очень хочется. Были бы способы туда прорваться.

Голодный экспортёр

В «майском указе» способ указан. Во всяком случае, один из важнейших.

В  американском магазине картошку назвали «русскими бананами». Но, судя по  тому, что она -  «органическая», выращена отнюдь не в России. Да и  понадобится ли в США наша картошка?
В американском магазине картошку назвали «русскими бананами». Но, судя по тому, что она - «органическая», выращена отнюдь не в России. Да и понадобится ли в США наша картошка?

Я оставлю в стороне «цифровую экономику», о которой там тоже говорится. Предполагаю, что большинство читателей не совсем понимает, что это такое. А кто понимает – не совсем в неё верит. Это в областном правительстве Андрея Никитина любят о ней говорить. И, может быть, даже в неё верят, только русским языком не умеют подданным суть объяснить. Есть подозрение, что и президент верит в неё лишь отчасти – под влиянием своей свиты. Во всяком случае, он не обратил взор на более привычные отрасли и провозгласил «создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами».  

Перечитайте. И удивитесь тому, что стране, которая пока ещё не научилась сама себя накормить досыта, предлагается - экспортировать продукцию АПК. Какую, интересно, и куда? Картошку – в Африку? Свёклу – в Китай? Разве это не китайцы на русской земле выращивают для нас, русских, овощи?

Или повезём репу в Европу? (Или рыбу – в Норвегию?). Так для этого надо иметь квоту на тамошнем рынке. А на нём тесно собственным европейским фермерам.

Уж нам ли, новгородцам, отбрыкиваться от идеи экспорта, если наши предки поставляли иноземцам то, что могли? По крайней мере, до тех пор, пока Москва не явилась и эти торговые связи не пресекла. Но и сейчас поведение Москвы таково, что Россия того и гляди окажется в числе стран-изгоев. В этих условиях трудно рассчитывать на рост экспорта даже продукции  обрабатывающей промышленности. И не похоже, чтобы вектор внешней политики Кремля изменился если не на днях, то хотя бы к тому времени, когда отечественная экономика подчинится «майскому указу».

«Экспорт» становится, видимо, каким-то «пунктиком» российской политики. И правда: надоело же всё подряд импортировать! Наверно, наших читателей порадует всё, что указ обещает по части медицинского обслуживания населения, которое обязано пореже умирать (ориентировочные цифры упоминаются), для чего необходимы:

«ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь; (...)

обеспечение оптимальной доступности для населения (в том числе для жителей населённых пунктов, расположенных в отдалённых местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;

оптимизация работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь…» При слове «оптимизация» все мы вздрагиваем, но далее:  «…сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, упрощение процедуры записи на приём к врачу» - а это, конечно, здорово.

Однако кончается этот раздел опять же «увеличением объёма экспорта медицинских услуг не менее чем в четыре раза по сравнению с 2017 годом (до 1 млрд. долларов США в год)».

Любопытно узнать из указа, на какую сумму мы экспортируем услуги, которых самим не хватает. Но боязно думать о том, как в перспективе удастся совместить рост «экспорта» и «внутреннего потребления». Даже при вполне возможном насыщении отрасли кадрами и совершенно невероятной «доступности медицинских организаций» для страны, живущей без дорог, да ещё в сочетании с нерасшифрованной «оптимизацией».

В образовании также велено немало сделать. Но не будем о грустном, ибо ещё ни одна модернизация этой сферы не повысила хоть на сколько-нибудь качество знаний. И нет особых причин, чтобы на этот раз вышло иначе.

Деятелям культуры денежного дождя не обещано, зато предстоит потрудиться для «укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации».  Рецепт известен: побольше балалаек и сарафанов (возможны местные вариации).

Говорю же: указ всеобъемлющ. Чем и напоминает то ли очередную «Стратегию до… года», то ли вообще Программу КПСС. Ничто не забыто: от качества региональных дорог до «модернизации региональных и муниципальных театров юного зрителя и кукольных театров путём их реконструкции и капитального ремонта» (другие театры не удостоились, куклам свезло больше).

Поройся - найдёшь

Но вернёмся к основе основ. То есть к экономике, вестимо. Чтобы она цвела, потребуется «ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа…».

Допускаю, что это станет возможным, если строго следовать другим пунктам указа. Итак, цели России - «обеспечение присутствия Российской Федерации в числе пяти (магическое число! – С.Б.) ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития;

обеспечение привлекательности работы в Российской Федерации для российских и зарубежных (ого, экспорт наоборот! – С.Б.) ведущих учёных и молодых перспективных исследователей».

Пока, напомним, мы переживаем только отток «мозгов», причём после 2014 года он вырос по сравнению с самым разгаром экономического кризиса в 10 раз. «Молодые и перспективные» бегут из страны. Не только из-за недостаточного финансирования исследований, не только.

Но чтобы убедиться в том, что не в одних инвестициях дело, надо сначала попытаться накачать науку деньгами. Давайте попробуем, что ж.

Кстати, премьер-министр России уже назвал ориентировочно, каких средств потребует реализация указа указов: 8 триллионов рублей.

По-моему, он поскромничал. Медведев – он вообще забавный.

Но ладно: поищите для начала хотя бы восемь.

Только чур - у населения не одалживаться.

Сергей БРУТМАН

Фото: Валентина ЛИТВИНОВА