Что делать, если банк навязывает страхование жизни?

Каждый из нас сталкивался с тем, что банки при кредитовании навязывают страхование жизни. Не застрахуетесь, не получите кредит. Звучит, как угрожающее правило. Меня зовут Дастан Бейсебаев, я автор блога «Записки юриста». Я расскажу Вам пошаговую инструкцию о том, что делать в таких ситуациях.

Бланки претензии и искового заявления можете попросить у меня.

Для начала расставим точки на «i»:

•  Банк не имеет права отказывать вам в кредите, если вы не хотите  страховать именно жизнь и здоровье. Но при этом вы обязаны застраховать залог (квартиру или машину), или предоставить справку с работы, подтверждающую доходы, или же привести поручителя.  Если ничего из вышеперечисленного нет, банк имеет право отказать  вам в выдаче кредита на законных основаниях. (Или, как вариант, кредит будет одобрен, но по  более высокой процентной ставке.)

•  Банк может предложить вам свою страховую компанию. Если вас  не устраивают ее тарифы, вы вольны заключить договор страхования  с любой другой страховой компанией, и банк не вправе вам отказать.

•  Сам пункт о страховании в договоре незаконен! Страхование должно  быть отражено в дополнительном приложении, в договоре страхования.

Если Вы подписали договор, но потом поняли, что банк незаконно включил в него пункт страхования жизни:

ШАГ №1. Напишите претензию в банк

В официальной жалобе банку обязательно укажите, с каким пунктом договора Вы не согласны. Попросите исключить из договора этот пункт. Письменную претензию нужно отправить заказным письмом. На ответ банку дается 10 дней, если ответа нет или Вы получили отказ от банка, то подайте жалобу в Роспотребнадзор или Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

ШАГ №2. Подайте жалобу в Роспотребнадзор, ФАС.

Ваша жалоба должна содержать описание ситуации: должны быть указаны все обстоятельства спора и требование вынести предписание банку,  навязывающему вам в договоре невыгодные условия. В качестве доказательств прикрепите документы, подтверждающие факт заключения кредитного договора с конкретной кредитной организацией.

Основные документы:

• кредитный договор; 

• договор страхования (при наличии); 

• график погашения кредита; 

• заявление на страхование (при наличии); 

• документы, подтверждающие оплату страховки; 

• документы, подтверждающие обращение заемщика в банк в части  страхования жизни и здоровья (при наличии); 

• документы, подтверждающие отказ банка в удовлетворении требований потребителя при наличии; 

Дополнительные документы: документы, подтверждающие убытки  пот ребителя; документы, подтверждающие физические и нравственные  страдания заемщика при наличии, в обоснование компенсации морального вреда.

ШАГ №3. Подайте исковое заявление в суд

Срок, в течение которого вы можете подать иск в суд, если не согласны с пунктом о страховании жизни в банковском договоре, составляет три года с момента подписания этого договора. Обязательно приложите к иску договор, претензию, а также все дополнительные бумаги (включая оплату  страховки).

Управление Роспотребнадзора соответствующего субъекта РФ и его территориальные отделы могут быть привлечены к участию в деле для дачи  заключения в целях защиты прав потребителей.

ПОМНИТЕ!

Госпошлина по делам о защите прав потребителей НЕ ВЗИМАЕТСЯ. Также в исковом заявлении вы можете потребовать компенсацию морального вреда. Размер компенсации устанавливает суд.