Педагог, занимаясь с учеником…

30.12.2017

Педагог, занимаясь с учеником, сам этого не замечая, нередко превращается (или, точнее говоря, вырождается) в тренера. Но тренер, столь нужный в спорте, в искусстве, обычно, приносит даровитому ученику больше вреда, чем пользы. Тренер только и делает, что «тренирует», а истинный педагог учит искусству, системе работы над собой, над мастерством, над произведением, а затем предоставляет ученику возможность плыть самостоятельно, становясь, если это нужно, его советчиком, а в отдельных случаях - «режиссером».

Пелена, очень часто, застилает глаза педагогу-тренеру (им становится иногда, как это ни печально, вынужденный обстоятельствами отличный педагог-музыкант), и ему начинает казаться, что достаточно дать ученику сотню-другую уроков и показать, «как надо играть» то или иное сочинение, и исполнение «будущего лауреата» станет ярким, интересным и впечатляющим.

Печальное заблуждение! Такой нетерпеливый педагог-торопыга своим назойливым вмешательством в естественный процесс развития ученика может лишь подготовить исполнителя, отученного от самостоятельного мышления и добросовестно выполняющего проштудированную инструкцию, а не пытливого художника с живой творческой инициативой и фантазией.

Впрочем, к крайнему сожалению, на многих отборах «первым ученикам» отдается предпочтение перед ищущим, но неровно играющим молодым артистом. Не убежден, что пианист, скажем, Дж. Огдона легко пробил бы себе дорогу на некоторых предварительных отборах к конкурсам: ему поставили бы в укор «странное» и необычное исполнение сонаты Чайковского или «Исламея» Балакирева, и закрыли бы путь к дальнейшим соревнованиям.

А вот когда ученик играет «безупречно» и так, «как принято», но неинтересно, он на этих предварительных соревнованиях, как в самом учебном заведении, так и за его пределами, как правило, «проходит». Да и педагога удостаивают похвалами - ведь он показал «отличную» педагогическую работу - научил ученика безукоризненно играть.

Нельзя, при всем этом, забывать и о цепной реакции: отбор на всякого рода прослушивания безукоризненно играющих «первых учеников», а не «строптивых» молодых артистов, самым пагубным образом сказывается и на вкусах публики, и на воспитании играющей молодежи: эталон-то не тот!