Почему надземный переход на Боткина не нужен

11.03.2018

В начале марта 2018 года на одной из самых загруженных улиц Иркутска ввели в эксплуатацию надземный переход стоимостью более 20 миллионов рублей. Не будем вдаваться в подробности истории его возведения (как сроки несколько раз срывались, как нарушали технику безопасности на стройплощадке), а зададимся куда более важным вопросом: нужен ли этот надземный переход вообще?

Власти города официально заявляли: надземный переход должен обеспечить безопасность пешеходов и улучшить пропускную способность транспортного узла. Но при ближайшем изучении пешеходного трафика и транспортной ситуации в этом районе становится понятно, что ни той, ни другой цели достичь не удастся.

I. Почему надземный переход не способствует безопасности пешеходов

Проанализируем пешеходные потоки. Кто в основном ходит через жуткий нерегулируемый пешеходный переход на улице Боткина? Правильный ответ: жители жилого массива между улицей Боткина и рекой Иркут. Точки притяжения, заставляющие местных жителей преодолевать улицу:

  • Социальные объекты: поликлиника, школа, почта (расположены на улице Маяковского, Профсоюзной и Челнокова);
  • Остановка "Райсовет" с нее можно уехать в направлении улицы Байкальской (на остановке "Курорт "Ангара" такие маршруты отсутствуют);
  • Стадион "Локомотив" (болельщики и учащиеся футбольной школы);
  • Парк имени Парижской коммуны.

Существует четыре направления пешеходного трафика из жилого массива:

Первый: движение со стороны 2-й железнодорожной улицы;

Второй: движение через арку в девятиэтажном доме №8а по улице Боткина;

Третий: движение по проезду между домом №8а и зданием ветеринарной лаборатории;

Четвертый: движение по проезду между корпусами ветеринарной лаборатории (дома №4 и 4в по улице Боткина).

Как было раньше: скрин из 2ГИС и немного магии пэйнта.
Как было раньше: скрин из 2ГИС и немного магии пэйнта.

Раньше было так: поток №1 и поток №2 обеспечивались наземным переходом. Потоки №3 и №4 от перехода далековаты, поэтому пешеходы выбирали: идти до перехода лишнюю сотню метров или перебегать в неположенном месте.

Что будет теперь: как показывает практика, через некоторое время после открытия надземного перехода старый (наземный) ликвидируют. Итогом станет обратная картина: теперь потоки №3 и №4 получают в пользование надземник, а пешеходы из потоков №1 и №2 ничего. Что будут делать люди? Будут перебегать. Не все, но многие.

"Мы заборы повтыкаем! Других переходов нет, пойдут на надземник как миленькие!", растянутся в улыбке от собственной сообразительности типичные чиновники, уверенные, что люди живут по нормативам, а движение пешеходов можно легко регулировать заборчиками (желательно оранжевыми, ага).

Это, кстати, самое смешное в этом проекте. Посмотрите, как относительно пешеходных потоков расположены автомобильные выезды на улицу Боткина: два со стороны стадиона "Локомотив" и три со стороны остановки.

Выезды на улицу Боткина, они же - лазейки для пешеходов
Выезды на улицу Боткина, они же - лазейки для пешеходов

Их заборами не закрыть, а они так соблазнительно находятся почти друг напротив друга! Даже пешеходы из потока №4 призадумаются: зачем идти через надземник, если можно перебежать через дорогу прямо к гостинице "Локомотив"? Это уже происходит.

Вот прямо здесь. На фото как раз попался перебежчик
Вот прямо здесь. На фото как раз попался перебежчик

С другой стороны такая же история. Тут пока есть старый наземный переход, но если уберут, побегут пешеходы из потоков №1 и №2. Кстати, здесь же останавливаются автобусы из Ленинского округа. Как думаете, какой процент из тех, кто направляется, например, на стадион, пойдет к надземнику?

II. Почему надземный переход не улучшит пропускную способность развязки "Джамбула-Боткина-2-я железнодорожная-Маяковского"

Можно что угодно делать с улицей Боткина, но транспорт все равно будет вставать перед светофором на следующем перекрестке улиц Маяковского и 2-й железнодорожной.

Более того, если наземный переход уберут, транспортная обстановка может даже ухудшиться. Вспомним: где находится место, где чаще всего происходят ДТП, сильно затрудняющие движение транспорта в этом районе? Правильно, угол Боткина и 2-й железнодорожной. Вот он:

Наземный переход пока еще заставляет автомобилистов притормаживать, успокаивает движение перед этим проблемным поворотом. Что будет, если "наземник" уберут? Автомобили, автобусы, большегрузы будут входить в этот поворот с разгона ничего же не мешает. Вероятный результат: выше риск ДТП, больше пробок.

III. Что не так в воплощении

Внешний вид. Поликарбонат подходит для теплиц на даче, на улицах приличного города его попросту не должно быть.

Качество исполнения. Во-первых, внутри ступеньки разной высоты. Это сильно замедляет подъем и заставляет постоянно смотреть под ноги.

Ступеньки разной высоты, кое-где уже побитые.
Ступеньки разной высоты, кое-где уже побитые.

Во-вторых, масса вопросов по благоустройство прилегающей территории. Переход расположен так, чтобы быть максимально удобным для людей, стоящих на остановке. Соответственно, новый тротуар обустроили только вдоль проезжей части (с обеих сторон).

Но, еще раз, основной поток переходящих улицу местные жители. Вот так выглядит путь, по которому потоки трафика №3 и №4 двигаются со стороны жилого массива:

Под слоем натоптанного снега находится старый асфальтовый тротуар и немного развороченной земли последствия строительства перехода. Чтобы пешеходу подойти к надземнику не замарав ноги, нужно сделать нехилый крюк: по пути №3 дойти вдоль выезда со двора (без тротуара!) к проезжей части улицы Боткина, откуда и можно завернуть к лестнице по новой плитке. По пути №4 нужно и вовсе огибать соседнюю парковку, чтобы попасть на новый тротуар перед переходом.

Поскольку никто не собирается идти такими замысловатыми маршрутами, сейчас люди срезают, идут прямо через развороченную землю. Благо она еще мерзлая и не превратилась в грязевое месиво.

Но круче всего доступ к подъемнику для маломобильных групп граждан. К нему с коляской или на коляске просто так не пробраться мешает заботливо обустроенный бордюр.

Сейчас куска фанеры и проводов уже нет, но бордюр остался.
Сейчас куска фанеры и проводов уже нет, но бордюр остался.

Чтобы доехать до заветного подъемника нужно сделать тот же самый крюк, и только потом подъехать к заветному подъемнику.

Безопасность. посмотрите на закрытую непрозрачным поликарбонатом трубу, вспомните о том, какой контингент часто околачиваются в районе этой остановки (маргинальные граждане, мягко скажем), и ответьте на вопрос: какова гарантия, что посреди этой самой трубы вас не будут ждать какие-нибудь отморозки?

Что надо было сделать вместо надземного перехода?

Во всем цивилизованном мире отказываются от громоздких и дорогостоящих сооружений для пешеходов, которые только разрывают городскую среду и формируют приоритет автомобиля над человеком. В европейских городах закапывают подземные переходы, сужают проезжую часть улиц, искусственно ограничивают движение транспорта, чтобы город становился безопасным и комфортным в первую очередь для людей.

Естественно, что и на улице Боткина в Иркутске нужно оставить за людьми право безопасно ходить через дорогу. Нет, прежний вариант неприемлем, ведь нерегулируемый переход через загруженную магистраль городского значения безумие.

Обычный светофор? Тоже нет. Мало того, что он затруднит движение транспорта, так еще зеленый свет для пешеходов будет часто загораться впустую, ведь пешеходный трафик здесь очень неравномерный, "порционный", если угодно.

Что же тогда? В таких случаях ставят кнопочный светофор. Он отлично показал себя в Иркутске на ООТ "Кайский переход" (Радиозавод), где не осложняет движение транспорта и дает безопасный переход людям. Кстати, время, необходимое для ожидание пешеходной фазы на кнопочном светофоре, вполне сопоставимо с временем, которое эти же пешеходы потратят на подъем и спуск с надземного перехода.

И еще один важный момент: таких переходов должно быть два, чтобы в равной степени обслуживать все пешеходные потоки из жилого массива. Тогда бы все местные жители в равной степени получили бы безопасный переход, а через улицу не пришлось бы перекидывать бетонно-поликарбонатного монстра стоимостью больше 20 миллионов рублей.