Телематика для чайников

С приходом «цифры» в наш молодой, беспощадный век каршеринговых душ и безудержного хайпа все барыни и гусары до самого Анадыря, из каждого чайника рассказывают друг другу о том, как важна, нужна и спасительна чудесная штука «диджитализация». Важна-то она важна, вот только что это, из чего сделано, сколько стоит и на что нам сдались эти беспилотные вилы - не объяснили.

Мы решили пустить корни на Дзене, чтобы рассказывать, как все устроено и в чем правда.

СНАЧАЛА БЫЛО СЛОВО

Есть такое слово «телематика». В ротации оно особо не светится, потому что плохо звучит, взгляд не привлекает, а расшифровка слишком сложная и расплывчатая. Попробую донести. В последнее десятилетие скорость потребления зверски выросла, ждать стало дорого - рынок вынужден был меняться. Главной валютой в мире стали качественно обработанные данные и данные в целом. Анализировать и знать «наперед» о том, что случится завтра или 4 декабря 2034 – основа текущего мира.

Так вот, телематика – удаленный сбор, обработка и анализ «сырых» данных с любых подключенных устройств. Это своеобразная технология «коллекционирования» больших массивов данных для выработки всего чего угодно – от простой аналитики до предиктивной стратегии.

Суть в том, что устройств должно быть много, разных и все они должны взаимодействовать между собой ради большого дела. Разнородные устройства, группируясь, создают кластеры. Например, «умный» город/дом/офис, интернет вещей, промышленный интернет вещей и т.д. Кластеры выполняют триллион полезных функций и при этом, они не изолированы и не закрыты, потому что чем больше подключений, тем больше качественных данных можно получить.

«Сегодня роль искусственного интеллекта можно сравнить с ролью электричества в начале прошлого века, — отметил Герман Греф на Форуме «Открытые инновации». Вот и телематика тоже, бывает очень разной и используется почти везде. Например, в «умном» доме.

НО ЕСТЬ НЮАНС

Предположим, вы решили, что хотите купить себе «умный» дом. Погуглили, почитали и решились. Зашли на Я.Маркет, выбрали «умный» чайник, скачали приложение и «вуаля»! С помощью смартфона вы можете устанавливать нужную температуру воды в чайнике, время подогрева и охлаждения.

Вы счастливы, потому что думаете, что это: а) «умный» дом; б) это модно. Но есть нюанс.

«Умный» чайник не имеет отношения к «умному» дому, максимум это может стать не удобной игрушкой, потому что: а) он не интегрирован с другими устройствами; б) вы не получите никакого профита.

А если, предположим, у вас есть «умная» лампочка, «умный» тостер, «умный» холодильник, «умное» одеяло? Каждое устройство требует установить свое приложение, свой интерфейс, свои правила.

Вывод: это не удобно, дорого, не комфортно и бессмысленно. Через неделю вы перестанете пользоваться устройствами, а отношение к «умному» дому будет изрядно испорчено.

И вот тут уместно повторить: Интернет вещей – особый конструктор, составные части которого свободно интегрируются как друг в друга, так и в существующую инфраструктуру.

Настоящий «умный» дом - это когда система «знает», что вы едете домой и по заранее настроенным сценариям начинает самостоятельно принимать решения (подогревать полы, включать чайник, наливать теплую ванную и т.д.).

ПРО ПРОБЛЕМЫ И БАРЬЕРЫ

На сегодняшний день отсутствие внятной модели продаж «умного» дома – большая проблема именно в России. На рынке есть отличные разработчики, материалы, вау-идеи и все необходимое, но что-то все время идет не так. До сих пор ни у кого нет понимания как сделать этот продукт действительно продаваемым на родине.

Люди у нас в стране не стремятся покупать это, потому что: а) уже пробовали «умные» чайники; б) не почувствовали профиты. Намучались и больше не видят ценности.

На Западе ситуация другая. Там множество игроков, позиционирований продукта и сегментов. На рынке представлены «умные» голосовые помощники, термостаты, кормушки для питомцев и прочие девайсы, которые легко интегрируются и управляются одним интерфейсом.

Одно из направлений - сервисы для охраны дома от посягательств. Другое про экономию на ресурсах ЖКХ-услуг и тд.

Это вполне логично, потому что стоимость жизни там существенно выше и вложения в подобные сервисы – спасительный способ экономить.