Автобусный шопинг-тур Петербург-Хельсинки, советы бывалых

У подавляющего большинства «туристических фирм» собственных автобусов в наличии нет. Заметьте, я специально указываю туристические фирмы в кавычках, потому что в нашей стране настоящих туристических фирм очень мало. Попросите у компании показать лицензию или учредительные документы, и вы убедитесь в правоте моих слов.

Как правило, автобусы берутся в аренду у частных лиц или компаний, причем в первом случае арендодателями могут быть даже водители. Какова стоимость аренды автобуса? Это зависит, в первую очередь, от типа машины. За рейс, в среднем, берут 400-600 евро, включая зарплату водителя и топливо до тысячи километров.

Тур Санкт-Петербург-Хельсинки, включая разъезды по финской столице – это 800-900 километров. По времени путь занимает примерно 26 часов. Водителями для туров нанимают сотрудников тех фирм, у которых берутся в аренду автобусы. Некоторые компании закрепляют водителей за конкретным автобусом, а в некоторых не обращают на это особого внимания и ставят водителей на разные автобусы. Что касается технического состояния транспорта, то оно, в первую очередь, определяется отношением хозяина к автобусу.

Многие компании после каждого рейса отправляют автобус в парк и проверяют их «от и до», но есть и такие фирмы, которые могут даже не глушить автобус, а просто поменять водителя, после чего отправить транспорт в новый тур.

«Любовь» водителей и пассажиров – это тема отдельной статьи. Каждый водитель в своем кругу может рассказать несколько интересных историй о накладках и курьезах. Но и тех и других можно понять. Проехать в автобусе 800 километров в сутки – это еще та пытка, особенно если автобус исправностью не отличается. А таких автобусов большинство. Поэтому мой главный совет туристам – не отвлекайте водителя от дороги.

Жарко или холодно? Попросите гида связаться с водителем, который сделает все, что в его силах. Но помните, что турфирмы редко заботятся о ремонте вентиляции и обогрева. Главное, чтобы автобус был на ходу, а остальное – второстепенное. Поэтому в хвосте автобуса часто жарко, а в его передней части – холодно. Если вы оказались в такой ситуации – значит, вам просто не повезло. Максимум, что вы можете сделать – сообщить на базе, может починят, хотя вряд ли.

Остановка в Хельсинки

Типичной картиной для шопинг-тура автобусного типа является постоянно бегающие туда-сюда туристы, которые отправляются налегке, потом прибегают в автобус с баулами, выгружаются, а затем снова бегут в магазин за новой партией. Водителю в этом случае очень непросто. Он ехал 8 часов и перед отправлением обратно нуждается в отдыхе и сне. А тут каждые десять минут прибегают туристы, которым обязательно нужно открыть багажник. Разумеется, это не настраивает водителя на миролюбивый лад по отношению к закупающемуся люду.

Время - больной вопрос

Выезд в 22 часа, через три часа граница. Если ехать быстрее 100 километров в час, то добираемся быстрее, но зимой лучше так не гнать, чтобы не очутиться в кювете. Если трасса – сплошной лед, то даже колеса с шипами на микроавтобусе будут скользить. А большой автобус вообще будет вести себя неадекватно. Поэтому скорость движения – это параметр, обуславливаемый множеством фактора, и один из них – желание водителя.

Граница – это не только таможня, но и транспортный контроль. Здесь проверяют допуски и лицензии автобуса, а также круглые карты самописца автобуса, которые именуются «шайбами». На «шайбах» можно увидеть режим работы водителя и автобуса. Закон гласит, что в сутки водитель должен отдыхать, как минимум, 9 часов, причем непрерывно. Автобус при этом должен оставаться неподвижным. Непрерывное вождение водителя автобуса – 4,5 часа, после чего делается перерыв от пятнадцати минут. Учитывая такой режим, плюс время на таможне, да еще и простой в Хельсинки, без штрафов по «шайбе» обойтись сложно.

Поэтому законные способы прохождения проверки не существуют. Дело осложняется, если вы едете не с напарником, а один. А чаще всего, так и случается. Каждый водитель едет сутки через сутки, и выделить напарника, для турфирмы – непозволительная роскошь.

Вы можете заметить, что отдыхать нужно чаще. С этим я соглашусь. Но помните, что водитель большого автобуса за рейс получает 50 евро, водитель микроавтобуса – 70-80 евро. Учитывая, что в месяц работаем 15 суток, по 50 евро получается 750 евро зарплаты, что в переводе на рубли - 30750 «деревянных». За такое издевательство над организмом сумма просто смешная.

Общие доходы и расходы

Представьте, что автобус на 50 мест забит полностью, и каждый пассажир платит по 1000 рублей. Всего получается 50 тысяч, которые турфирма кладет в карман. Плюс к этому, многие гиды и турфирмы везут с собой сигареты, продавая их на месте по 15-17 евро. При этом каждый пассажир либо получает по 5-6 евро, либо получает 200 рублевую скидку от цены. Некоторые турфирмы с пассажирами не делятся вообще.

Считаем. Блок стоит 6,5 евро. Отнимает от 15 евро продажной цены 6,5 и 6 пассажирам, получается 2,5 евро с блока. Умножаем на 50 пассажиров и получаем 125 евро прибыли к вышеуказанным 50 тысячам рублей. Нельзя назвать четкую сумму, которую фирма или ИП получает за провоз одежды обратно, но это где-то 100-300 евро дополнительно. Еще могут закупаться инвойсы, оптовая рыба и прочее, в зависимости от того, насколько грамотно фирма умеет пользоваться технологиями изъятия денег у населения.

Некоторые фирмы наживаются даже на обмене валюты, поэтому деньги лучше менять заранее. Ну а в среднем, турфирма получает 50 тысяч, плюс 400 евро «левака». Причем мы говорим о доходе, а не о прибыли. В переводе на евро – это полторы тысячи. Максимальный расход за аренду автобуса составляет 600 евро, плюс 200 евро получает гид (некоторые турфирмы дают 3-5 евро за пассажира). Всего – 800 евро расхода. Таким образом, в карман хозяина турфирмы за рейс кладется примерно 700 евро.

Другое дело, если пассажиров недобор. Объемы падают, равно как и прибыль. Если набирается меньше двадцати пассажиров, автобус вряд ли поедет, ибо нерентабельно. Если только отбить тур пассажирами. На моей памяти только одна компания ездила в убыток самой себе, ну ее быстро не стало.

Гиды

У гидов жизнь – не сахар. Всю поездку нужно людям улыбаться, не забывать о работе, а главное – не хамить. И это с учетом общей напряженности и усталости. Вот только таких гидов можно по пальцам пересчитать.

Поэтому, если вы ездите в Хельсинки регулярно, то просто не выбирайте туры с хамовитыми гидами, которые полностью испортят вашу поездку. Также, записывайте номера автобусов, поезда в которых показалась вам сущим адом.

Искренне надеюсь, что предоставленная информация будет полезна любителям шопинг-туров в Финляндию.