Нить судьбы: крах "Air Berlin", "Monarch" и "ВИМ-АВИА"

Что там с нашими?

Еще 2 года назад у авиакомпании окончательно исчезли деньги из-за того, что руководство приняло меры по расширению своего флота. Но вброс на рынок такого большого количества ВС, понес за собой огромные операционные издержки.

Судьба авиакомпании «ВИМ-Авиа» будет решаться после 22 октября, заявил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, передает «Интерфакс». По его словам, до этой даты самолеты «ВИМ-Авиа» будут перевозить участников Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который в эти дни проходит в Сочи. 

С 26 сентября «ВИМ-авиа» перебазировалась во «Внуково» и совершает единичные полеты для вывоза своих пассажиров. Финансируются они за счет правительства и «Аэрофлота». Регулярные рейсы компания выполняет в основном в города Дальнего Востока, где без нее не хватит рейсов, а за туристами чартерных рейсов, большей частью в Анталью, ее суда летают пустыми.

При этом, есть много пунктов в РФ, куда не выполняет рейсы "Аэрофлот". Например, Благовещенск или Певек. Каким образом авиакомпании собираются растаскивать маршруты? Вопрос пока что остается открытым. Скорее всего, маршрутную сеть будут "пилить" такие авиаперевозчики, как "Аэрофлот", "Сибирь", "Северный Ветер".

Что там с иностранцами?

"Ryanair" собирается бросить вызов сделке "Lufthansa", чтобы купить части обанкротившегося немецкого авиаперевозчика "Air Berlin".

Бюджетная ирландская авиакомпания заявила, что она возьмет сделку в размере 210 млн евро европейским органам по вопросам конкуренции."Lufthansa" планирует использовать самолеты "Air Berlin" для расширения парка ВС бюджетной авиакомпании "Eurowings".

"Air Berlin" подал заявление о банкротстве в августе после того, как его основной акционер "Etihad" сказал, что он не даст дополнительной финансовой поддержки. Полеты продолжались после выданного кредита в размере 150 миллионов евро от правительства Германии. Второй по величине перевозчик Германии с тех пор ведет переговоры с потенциальными покупателями по частям своего бизнеса.

«Мы будем уточнять этот вопрос в компетентном органе ЕС, когда придет время», - заявил представитель "Ryanair".

Андреас Мундт (Andreas Mundt), глава картельного офиса Германии, сказал, что Европейская комиссия внимательно рассмотрит эту сделку и что власти Германии будут внимательно следить за этим процессом.

В это время, акции Lufthansa выросли на 2,8% во Франкфурте.

Авиакомпания "Air Berlin", которая накопила долги в течение почти десятилетия, сообщила о рекордном убытке в размере 782 млн евро за последний год.

Как дела на острове?

Крах авиакомпании «Монарх» повлиял на сотни тысяч клиентов и поставил под сомнение будущее её 2100 сотрудников. Перевозчик оперировал в течение 50 лет и когда-то был одной из ведущих авиакомпаний, которые летают на своих пакетах по всей Европе.

«Это печальный день для чартерных авиакомпаний, очевидно. Люди будут иметь приятные воспоминания о полете с Монархом на протяжении многих лет», - говорит Оливер Кларк, старший репортер Flight Global.

Можно рассматривать четыре причины, по которым авиакомпания рухнула:


1. Цены на топливо

Проблемы авиаперевозчика можно истолковать очень кратко: падение доходов и рост расходов, говорит Блэр Ниммо, администратор компании KPMG. Многие из больших затрат на управление Монархом, такие как топливо и плата за обработку, выражены в долларах. Но фунт упал примерно на 10% по отношению к доллару после голосования о Brexit, а это означает, что авиакомпании приходится платить больше, чтобы купить свое топливо. В то же время продажи монархов упали из-за усиления конкуренции.


2. Конкуренция

Одной из ключевых проблем, с которыми сталкивается Монарх, была огромная конкуренция на рынке "лоукост".

«Они пытались быть недорогим перевозчиком - немного похожим на "EasyJet" или "Wizz", но просто не хватает места для всех этих авиакомпаний на этом небольшом рынке, - говорит г-н Кларк из "Flight Global". «Там слишком много конкуренции ... и Монарх не предлагал ничего нового».

По словам Нила Уилсона (Neil Wilson), старшего аналитика рынка "ETX Capital", «кончина" монарха является «симптомом чрезмерно агрессивной ценовой политики».


3. Уход от дальних полетов

Грейбулл, взявший под свой контроль «Монарх» в 2014 году, решил, что он уйдет от дальних полетов. "Monarch" идет по пути лоукост бизнес-модели, которая используется, скажем, "Ryanair" и "EasyJet", но в этом проблема», - сказал Джон Стрикленд из "JLS Consulting".

«Совсем недавно он сказал, что хочет вернуться на этот (дальний) рынок. Теперь все выглядело немного запоздалым, немного неопределенным с точки зрения планирования управления».

Г-н Кларк указывает, что конкуренты, с норвежского рынка, продвинулись дальше.

«Они экспериментировали с долгосрочными и недорогими рейсами на трансатлантическом маршруте, и это, возможно, нужно было сделать Монарху вместо того, чтобы сосредоточиться на этих традиционных рынках коротких маршрутов».


4. Террористические атаки в Египте и Турции

Террористические атаки в Египте, Турции и Тунисе предрекали, что туристические фирмы и авиакомпании концентрируют свое внимание на традиционных маршрутах Монарха - Испании и Португалии, что еще больше усиливает давление на авиакомпанию. «Авиакомпании наблюдали, как террористические атаки вытесняют спрос на такие рынки, как Египет и Турция», - говорит г-н Стрикленд.Он говорит, что это означало, что Монарху пришлось снизить цены на полеты на основные рынки.