Эксперт: Через 20 лет почти ни у кого не останется личных автомобилей

13.11.2017
Известнейшая фигура в западном автомобилестроении утверждает, что эре персональных машин пришел конец

Роберт Лутц, бывший в разное время исполнительным вице-президентом Ford, Crysler и General Motors, видный эксперт в области автомобильной промышленности, выступил с неожиданным тезисом о том, что в ближайшие годы личный автомобиль перестанет быть средством передвижения и станет роскошью, как верховая езда сегодня. На смену обычным машинам придут беспилотные авто без рулевого колеса, а управление сохранившимися от прежних времен машинами будет запрещено, как слишком опасное для жизней окружающих. Об этом он пишет на Autonews.com.

Лутц считает, что текущий необычайно быстрый прогресс беспилотных систем управления автомобилем — это начало тенденции, которая быстро уничтожит автомобильную индустрию в ее нынешнем виде. Действительно, в этой области сейчас происходят огромные по масштабу подвижки. Tesla планирует первый автопробег «без единого касания руля водителем» от Тихого океана к Атлантическому на конец 2017 года.

По мнению эксперта, как только число беспилотных машин в той или иной стране достигнет 20 процентов, начнется цепная реакция, которая вытеснит все машины с рулем в принципе. Сегодня каждый год от ДТП гибнет 1,2 миллиона человек по всей планете. В США или России речь идет о десятках тысяч в год, что равно потерям, которые эти страны понесли во всех войнах после 1945 года. Когда каждая пятая машина станет беспилотной, быстро обнаружится очевидное: 99,9 процента всех ДТП случаются по вине водителей. Как полагает Лутц, увидев отсутствие смертности от беспилотных авто, власти введут запреты на покупку новых машин с рулем, оставив возможным только приобретение беспилотных машин.

Главным приобретателем беспилотных авто, по Лутцу, станут каршеринговые компании и такие транспортные сервисы как Uber или Lyft (недавно куплен GM). Беспилотные электромобили обойдутся им значительно дешевле авто с двигателем внутреннего сгорания и водителем. На новых машинах некому будет платить зарплату, а расходы на заправку и ТО на электромобилях уже сегодня в несколько раз ниже, чем у обычных авто того же класса.

Новые безрулевые машины будут ездить по шоссе в плотных формациях-колоннах, что позволит резко сократить сопротивление воздуха. Это сделает экономически выгодными поездки на скоростях до 200 километров в час, недоступные людям-водителям по причинах их большого времени реакции и неоднородного поведения. Небольшое количество наиболее богатых будет покупать себе «персональную» безрулевую машин. Однако большинство людей не будет так делать в силу отсутствия экономического смысла. Затраты на гараж, парковку и мгновенная доступность каршеринговых машин по первому же вызову сделают такую покупку архаично-статусной, примерно как владение лошадьми и верховая езда сегодня.

После нескольких лет переходного периода владельцам более старых машин запретят двигаться по шоссе. Это, полагает Лутц, будет невозможно, поскольку человек слишком плохой водитель, чтобы двигаться в колоннах на скорости до 200 километров в час без аварий. Вождение машины под управлением человека останется законным только на изолированных гоночных треках.

Следует отметить, что прогнозы Лутца опираются на сомнительную идею о том, что все государства действительно интересуются частотой гибели своих подданных на дорогах. Однако это ничем не доказанное предположение. Например, в России от ДТП умирает 49 человек на миллиард километров пробега, а в Австралии — примерно в десять раз меньше, хотя считанные десятилетия назад ситуация была такой же, как у нас. Австралийцы добились десятикратного падения смертности простым повсеместным внедрением камер и огромными штрафами. В теории ничто не мешает России сделать то же самое и спасать примерно 20 тысяч жизней граждан в год (сегодня от ДТП у нас гибнет 23 тысячи человек ежегодно). На практике этого никто не делает. То же самое можно сказать про большинство стран мира, в том числе с самыми лучшими в мире дорогами. Непонятно, почему большинство государств, сегодня спокойно относящихся к смертности от ДТП, после внедрения беспилотных авто смогут как-то измениться в короткие сроки.

Более реалистичной представляется ситуация, при которой, несмотря на меньшую смертность беспилотных машин, они будут конкурировать с обычными, имеющими рулевое управление. Вытеснение последних определенно состоится, но по экономическим причинам (каршеринговый электромобиль будет намного дешевле на единицу пробега), и за срок заметно больший, чем 20 лет, указанных Лутцем. В конце концов, автомобили начали внедрять 120 лет назад, а в ряде частей мира все еще можно увидеть конную повозку на дороге общего пользования.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Собаки оказались дальтониками

Наши четвероногие друзья не отличают красные оттенки от зеленых, как будто они больны дальтонизмом