Фары (позновательно)

19.10.2017

Фары первых автомобилей были ацетиленовыми. В век электричества их сменили газонаполненные лампы накаливания, а совсем недавно — галогеновые. Сегодня расширяется применение газоразрядных (“ксеноновых”) ламп, создающих более мощный световой поток. В темное время суток они позволяют водителю на большем расстоянии увидеть различные объекты и дорожные знаки. С другой стороны, резко обострилась проблема ослепления при встречном разъезде.

Содержание

 [убрать] 

1 Об­щие све­де­ния

2 Осо­бен­но­сти раз­лич­ных си­с­тем све­то­рас­пре­де­ле­ния

3 Ус­т­рой­ст­во фа­ры

4 Га­зо­раз­ряд­ные лам­пы

5 Срав­ни­тель­ные свой­ст­ва ламп

6 Пе­ре­о­бо­ру­до­ва­ние под га­зо­раз­ряд­ный свет

7 “Псев­до­к­се­но­но­вые” лам­пы

8 Об­щие ре­ко­мен­да­ции

9 Противотуманные фары

10 Назад

Об­щие све­де­ния

Пра­к­ти­че­ски до кон­ца про­шло­го ве­ка в ос­нов­ном при­ме­ня­лись круг­лые фа­ры про­же­к­тор­но­го ти­па. Что­бы обес­пе­чить не­об­хо­ди­мую си­лу све­та, их от­ра­жа­те­ли име­ли до­с­та­точ­но боль­шой диа­метр. Это пре­пят­ст­во­ва­ло сни­же­нию вы­со­ты пе­ред­ней ча­с­ти ав­то­мо­би­ля и за­круг­ле­нию уг­лов.
Для улуч­ше­ния внеш­не­го ви­да и аэ­ро­ди­на­ми­че­ских ха­ра­к­те­ри­стик ста­ли при­ме­нять фа­ры:

пря­мо­уголь­ные; мно­го­фо­кус­ные (би­фо­каль­ные и го­мо­фо­каль­ные);
про­ек­ци­он­но­го ти­па с по­лиэл­лип­соидным от­ра­жа­те­лем;
с от­ра­жа­те­лем сво­бод­ной фор­мы.
В со­от­вет­ст­вии с ГОСТом, на ав­то­мо­би­ле долж­ны быть две фа­ры ближ­не­го и две или че­ты­ре даль­не­го све­та. Кро­ме то­го, до­пу­с­ка­ет­ся при­ме­не­ние двух “про­ти­во­ту­ма­нок”.
По спе­ци­аль­но­му раз­ре­ше­нию, для ис­поль­зо­ва­ния вне до­рог об­ще­го на­зна­че­ния, мо­гут ус­та­на­в­ли­вать­ся:
две фа­ры-про­же­к­то­ры;
про­же­к­тор-ис­ка­тель на по­во­рот­ном крон­штей­не.
В ка­че­ст­ве ис­точ­ни­ка све­та ис­поль­зу­ют спи­раль на­ка­ли­ва­ния (га­зо­на­пол­нен­ные лам­пы) или элек­т­ри­че­скую ду­гу (га­зо­раз­ряд­ные лам­пы). Для кон­цен­т­ра­ции и на­пра­в­ле­ния све­та в од­ну сто­ро­ну при­ме­ня­ют от­ра­жа­те­ли. Окон­ча­тель­ное фор­ми­ро­ва­ние его пуч­ка осу­ще­ст­в­ля­ют с по­мо­щью те­не­вых эк­ра­нов, линз и рас­се­и­ва­те­лей.
Су­ще­ст­ву­ют две си­с­те­мы за­ко­но­да­тель­ных норм, оп­ре­де­ля­ю­щих на­пра­в­ле­ние, фор­му и си­лу ближ­не­го све­та фар, — ев­ро­пей­ская, с чет­ко вы­де­лен­ной све­то­те­не­вой гра­ни­цей, и аме­ри­кан­ская, без оп­ре­де­ле­ния этой гра­ни­цы.
Ев­ро­пей­ская си­с­те­ма на­пра­в­ле­на на ма­к­си­маль­но воз­мож­ное умень­ше­ние сле­пя­щей си­лы све­та, по­па­да­ю­ще­го в гла­за во­ди­те­ля.
Аме­ри­кан­ская ос­но­ва­на на том, что при бо­лее яр­ком ос­ве­ще­нии до­ро­ги пе­ред ав­то­мо­би­лем гла­за во­ди­те­ля мо­гут вы­дер­жать боль­шую си­лу све­та встреч­но­го транс­пор­та.
С точ­ки зре­ния без­о­пас­но­сти дви­же­ния обе эти си­с­те­мы в от­дель­но­сти рав­но­цен­ны, но при встреч­ном разъ­ез­де с “аме­ри­кан­ским” “ев­ро­пей­ский” во­ди­тель бу­дет ос­ле­п­лять­ся боль­ше.
В 1968 г. в СССР бы­ла при­ня­та ев­ро­пей­ская си­с­те­ма фар. На­хо­див­ши­е­ся до это­го в экс­плу­а­та­ции фа­ры аме­ри­кан­ско­го ти­па бы­ли по­сте­пен­но за­ме­не­ны. В на­сто­я­щее вре­мя в Рос­сии к экс­плу­а­та­ции долж­ны до­пу­с­кать­ся ав­то­мо­би­ли со све­то­тех­ни­кой, со­от­вет­ст­ву­ю­щей ис­клю­чи­тель­но ев­ро­пей­ской си­с­те­ме и пра­ви­лам, ут­вер­жда­е­мым Ко­ми­те­том по вну­т­рен­не­му транс­пор­ту Ев­ро­пей­ской эко­но­ми­че­ской ко­мис­сии при ООН (ЕЭК ООН).
На ме­ж­ду­на­род­ном уров­не про­ра­ба­ты­ва­ет­ся воз­мож­ность вза­им­ной адап­та­ции аме­ри­кан­ской и ев­ро­пей­ской си­с­тем и ус­та­но­в­ле­ния еди­ных норм.

Осо­бен­но­сти раз­лич­ных си­с­тем све­то­рас­пре­де­ле­ния

В “ев­ро­пей­ской” лам­пе нить ближ­не­го све­та на­хо­дит­ся вы­ше оп­ти­че­ской оси со сме­ще­ни­ем впе­ред от­но­си­тель­но фо­ку­са оп­ти­че­ской си­с­те­мы. Под спи­ра­лью рас­по­ло­жен те­не­вой эк­ран, ис­клю­ча­ю­щий по­па­да­ние све­та на ниж­нюю часть от­ра­жа­те­ля и рас­про­стра­не­ние его впе­ред и вверх, в гла­за во­ди­те­ля встреч­но­го транс­пор­та. Све­то­вой по­ток от верх­ней ча­с­ти от­ра­жа­те­ля на­пра­в­ля­ет­ся впе­ред и не­сколь­ко вниз, ос­ве­щая до­ро­гу пе­ред ав­то­мо­би­лем.

В “аме­ри­кан­ской” лам­пе нить ближ­не­го све­та сме­ще­на вверх и вле­во от­но­си­тель­но фо­ку­са. При этом све­то­вой по­ток ближ­не­го све­та раз­де­ля­ет­ся. Од­на часть на­пра­в­ля­ет­ся для ос­ве­ще­ния пу­ти и пра­вой обо­чи­ны, а дру­гая в сто­ро­ну встреч­но­го транс­пор­та. Умень­ше­ние ос­ле­п­ле­ния до­с­ти­га­ет­ся за счет из­ме­не­ния глу­би­ны от­ра­жа­те­ля, фор­ми­ру­ю­ще­го вто­рую часть пуч­ка све­та.

Даль­ний свет в ев­ро­пей­ской и аме­ри­кан­ской си­с­те­мах рас­про­стра­ня­ет­ся пра­к­ти­че­ски сим­мет­рич­но от­но­си­тель­но оси ав­то­мо­би­ля, так как со­от­вет­ст­ву­ю­щая нить на­ка­ла в обо­их слу­ча­ях на­хо­дит­ся в фо­ку­се от­ра­жа­те­ля. При вклю­че­нии толь­ко даль­не­го све­та и оди­на­ко­вой мощ­но­сти ламп ос­ве­щен­ность до­ро­ги “аме­ри­кан­ски­ми” фа­ра­ми сла­бее, так как угол раз­во­ро­та пуч­ка све­та у них боль­ше, чем это при­ня­то в Ев­ро­пе.
Для пра­во­сто­рон­не­го дви­же­ния ближ­ний свет асим­мет­ри­чен и вы­тя­нут вдоль пра­вой сто­ро­ны до­ро­ги. При ле­во­сто­рон­нем дви­же­нии кар­ти­на рас­пре­де­ле­ния об­рат­ная. На фа­ры ле­во­сто­рон­не­го дви­же­ния на­но­сят стрел­ку, об­ра­щен­ную впра­во, для пра­во­сто­рон­не­го стрел­ка не ста­вит­ся.
Пе­ре­на­ст­рой­ка на­пра­в­ле­ния дви­же­ния воз­мож­на у фар, име­ю­щих в со­ста­ве мар­ки­ров­ки две го­ри­зон­таль­ные стрел­ки, на­пра­в­лен­ные на­встре­чу друг дру­гу. Она осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пу­тем пе­ре­ме­ще­ния лам­пы или оп­ти­че­ско­го эле­мен­та.

Ус­т­рой­ст­во фа­ры

Фа­ра в об­щем слу­чае со­сто­ит из кор­пу­са, от­ра­жа­те­ля, те­не­во­го эк­ра­на пря­мо­го све­та, рас­се­и­ва­те­ля, дер­жа­те­ля лам­пы, со­еди­ни­тель­ной ко­лод­ки с про­во­да­ми и де­та­лей кре­пе­жа. В про­ек­тор­ных фа­рах ус­та­на­в­ли­ва­ет­ся кон­ден­са­тор­ная лин­за. От­ра­жа­тель и рас­се­и­ва­тель, со­еди­нен­ные в один узел, на­зы­ва­ют оп­ти­че­ским эле­мен­том. Лам­па ус­та­на­в­ли­ва­ет­ся с вну­т­рен­ней сто­ро­ны от­ра­жа­те­ля и ее мож­но ме­нять.
Ре­гу­ли­ров­ка на­пра­в­ле­ния све­то­во­го пуч­ка про­из­во­дит­ся по­во­ро­том оп­ти­че­ско­го эле­мен­та или от­ра­жа­те­ля от­но­си­тель­но кор­пу­са.
Лам­па-фа­ра яв­ля­ет­ся не­раз­бор­ным оп­ти­че­ским эле­мен­том и вклю­ча­ет в се­бя рас­се­и­ва­тель, от­ра­жа­тель и лам­пу. Лам­пы-фа­ры хо­ро­шо за­щи­ще­ны от по­па­да­ния вла­ги и гря­зи, но при пе­ре­го­ра­нии спи­ра­ли их при­хо­дит­ся ме­нять це­ли­ком.

Блок-фа­ра объ­е­ди­ня­ет в од­ном кор­пу­се все или часть пе­ред­них све­то­вых при­бо­ров и име­ет об­щий или со­став­ной рас­се­и­ва­тель. От­ра­жа­тель мо­жет быть па­ра­бо­ли­че­ским (од­но­фо­кус­ным, двух­фо­кус­ным или мно­го­фо­кус­ным), по­лиэл­лип­соидным, а так­же сво­бод­ной фор­мы. Он уве­ли­чи­ва­ет си­лу све­та и обес­пе­чи­ва­ет ос­ве­щен­ность пу­ти пе­ред ав­то­мо­би­лем на не­об­хо­ди­мом рас­сто­я­нии. При­ме­не­ние спе­ци­аль­ных пла­ст­масс вме­сто ли­с­то­во­го ме­тал­ла по­з­во­ля­ет при­дать от­ра­жа­те­лю весь­ма слож­ный про­филь для бо­лее пол­но­го ис­поль­зо­ва­ния све­то­вой энер­гии. От­ра­жа­те­ли сво­бод­ной фор­мы, как и мно­го­фо­кус­ные, спо­соб­ны пол­но­стью сфор­ми­ро­вать све­то­вой пу­чок без при­ме­не­ния рас­се­и­ва­те­лей. В этом слу­чае оп­ти­че­ский эле­мент спе­ре­ди за­кры­ва­ют ок­ном из сте­к­ла или про­зрач­ной пла­ст­мас­сы с по­кры­ти­ем, за­щи­ща­ю­щим ее по­верх­ность от по­вре­ж­де­ний.

Рас­се­и­ва­тель из­го­та­в­ли­ва­ют из оп­ти­че­ски чи­с­то­го сте­к­ла или про­зрач­ной пла­ст­мас­сы. Его вну­т­рен­няя сто­ро­на пред­ста­в­ля­ет со­бой со­во­куп­ность линз и призм раз­ме­ром от мил­ли­мет­ра до сан­ти­мет­ров. Бла­го­да­ря это­му от­но­си­тель­но уз­кий луч све­та, сфор­ми­ро­ван­ный от­ра­жа­те­лем, пре­ло­м­ля­ет­ся и рас­тя­ги­ва­ет­ся по ши­ри­не до­ро­ги.

Лам­пы ав­то­мо­биль­ных фар
Га­зо­на­пол­нен­ные лам­пы на­ка­ли­ва­ния с круг­лы­ми кол­ба­ми вы­пу­с­ка­ют­ся толь­ко для ав­то­мо­би­лей, дав­но на­хо­дя­щих­ся в экс­плу­а­та­ции. На­и­боль­шее рас­про­стра­не­ние име­ют так на­зы­ва­е­мые га­ло­ге­но­вые лам­пы с ци­лин­д­ри­че­ски­ми кол­ба­ми. Они из­го­та­в­ли­ва­ют­ся:
с од­ной ни­тью для фар даль­не­го све­та, фар-про­же­к­то­ров и про­ти­во­ту­ман­ных фар;
с дву­мя ни­тя­ми — ближ­не­го и даль­не­го све­та.

Га­зо­раз­ряд­ные лам­пы

Га­зо­раз­ряд­ные лам­пы HID (High Intencity Discharge) снаб­же­ны кол­бой из квар­це­во­го сте­к­ла, за­пол­нен­ной хло­ри­да­ми ме­тал­лов и инерт­ным га­зом ксе­но­ном (от­сю­да их на­зва­ние). Для ра­бо­ты га­зо­раз­ряд­ной лам­пы не­об­хо­ди­мо пу­с­ко­ре­гу­ли­ру­ю­щее уст­рой­ст­во, спо­соб­ное сна­ча­ла раз­жечь, а за­тем под­дер­жи­вать элек­т­ри­че­скую ду­гу.

Вы­со­кая ин­тен­сив­ность све­то­во­го по­то­ка обес­пе­чи­ва­ет­ся за счет све­че­ния элек­т­ри­че­ской ду­ги, со­з­дан­ной в га­зо­вой сре­де при да­в­ле­нии от 30 до 120 атм.
Элек­т­ри­че­ская ду­га за­жи­га­ет­ся при на­пря­же­нии 20 кВ, в даль­ней­шем ее “го­ре­ние” под­дер­жи­ва­ет­ся на­пря­же­ни­ем 85 В.
При вклю­че­нии лам­па долж­на че­рез од­ну се­кун­ду до­с­тиг­нуть си­лы све­та не ме­нее 25% от но­ми­на­ла, а че­рез че­ты­ре се­кун­ды – 80%.
Свет, ис­пу­с­ка­е­мый лам­пой, мо­жет быть бе­ло­го или жел­то­го цве­та.
“Ксе­но­но­вые” лам­пы име­ют цве­то­вую тем­пе­ра­ту­ру 4300 К и вы­ше.
В со­от­вет­ст­вии с Пра­ви­лом 99 ЕЭК ООН и ГОСТ Р 41.99-99 ус­та­но­в­ле­ны еди­ные тре­бо­ва­ния к га­зо­раз­ряд­ным ис­точ­ни­кам све­та. Из пре­д­у­смо­т­рен­ных стан­дар­том в на­сто­я­щее вре­мя ис­поль­зу­ют­ся:
лам­па D2S, пред­на­зна­чен­ная для про­ек­ци­он­ных фар с полиэллипсоидным от­ра­жа­те­лем без те­не­во­го эк­ра­на (он ус­та­но­в­лен в са­мой про­ек­ци­он­ной фа­ре);
лам­па D2R с те­не­вым эк­ра­ном для фар про­же­к­тор­но­го ти­па с па­ра­бо­ли­че­ским от­ра­жа­те­лем.
Га­зо­раз­ряд­ные ис­точ­ни­ки све­та в обыч­ных фа­рах мо­гут обес­пе­чить или ближ­ний, или даль­ний свет. Это свя­за­но с тем, что в од­ной кол­бе слож­но осу­ще­ст­вить два по­ло­же­ния ду­ги, по­доб­но двум ни­тям в лам­пах на­ка­ли­ва­ния. В двух­фар­ных си­с­те­мах это при­во­дит к не­воз­мож­но­сти вклю­че­ния даль­не­го све­та, ес­ли нет до­пол­ни­тель­ных при­спо­соб­ле­ний.
Би­к­се­нон (BiXenon). Пе­ре­к­лю­че­ние ближ­не­го све­та на даль­ний, при ис­поль­зо­ва­нии га­зо­раз­ряд­ных ламп, мож­но ре­а­ли­зо­вать раз­лич­ны­ми спо­со­ба­ми — из­ме­не­ни­ем по­ло­же­ния от­ра­жа­те­ля, пе­ре­дви­же­ни­ем лам­пы или пе­ре­ме­ще­ни­ем элек­т­ри­че­ской ду­ги вну­т­ри кол­бы. На­и­бо­лее эф­фе­к­тив­ным ока­зал­ся ме­ха­низм, в ко­то­ром с по­мо­щью со­ле­но­и­да, ры­ча­га и об­рат­ной пру­жи­ны га­зо­раз­ряд­ную лам­пу пе­ре­дви­га­ют в од­но из двух по­ло­же­ний для ближ­не­го и даль­не­го све­та. Су­ще­ст­ву­ет воз­мож­ность ре­гу­ли­ро­вок и пе­ре­клю­че­ния от ле­во­сто­рон­ней к пра­во­сто­рон­ней си­с­те­ме све­та с по­мо­щью встро­ен­но­го при­спо­соб­ле­ния.
Ва­ри­о­к­се­нон (VarioX). Даль­ней­шим раз­ви­ти­ем спо­со­бов пе­ре­клю­че­ния яв­ля­ет­ся при­ме­не­ние ба­ра­бан­но­го ме­ха­низ­ма вме­сто ры­ча­га с об­рат­ной пру­жи­ной. Он обес­пе­чи­ва­ет до че­ты­рех кон­фи­гу­ра­ций ближ­не­го све­та, при­ме­ни­тель­но к раз­лич­ным ус­ло­ви­ям дви­же­ния ав­то­мо­би­ля, и по­з­во­ля­ет вклю­чить даль­ний свет.

Срав­ни­тель­ные свой­ст­ва ламп

Из таб­ли­цы вид­но, что га­зо­раз­ряд­ная лам­па D2R со­з­да­ет све­то­вой по­ток при ближ­нем све­те в 2,8 раза силь­нее, чем га­ло­ге­но­вая лам­па Н4.
В свя­зи с этим уве­ли­чи­ва­ет­ся ос­ле­п­ле­ние во­ди­те­лей встреч­но­го транс­пор­та и тре­бо­ва­ния по кон­т­ро­лю пра­виль­но­сти ре­гу­ли­ров­ки долж­ны быть го­раз­до стро­же.
В слу­чае ис­поль­зо­ва­ния “ксе­но­но­во­го” све­та не­об­хо­ди­мо при­ме­не­ние си­с­те­мы ре­гу­ли­ров­ки, ко­то­рая ав­то­ма­ти­че­ски из­ме­ня­ет угол на­кло­на лу­ча све­та при дви­же­нии ав­то­мо­би­ля, в за­ви­си­мо­сти от его ко­ле­ба­ний на под­ве­с­ке.
Кро­ме то­го, пра­ви­ла­ми ЕЭК ООН пред­пи­са­на обя­за­тель­ная ус­та­нов­ка си­с­те­мы при­ну­ди­тель­ной фа­ро­очи­ст­ки.

Пе­ре­о­бо­ру­до­ва­ние под га­зо­раз­ряд­ный свет

Ес­ли в про­да­же име­ют­ся фа­ры с га­зо­раз­ряд­ны­ми лам­па­ми, пред­на­зна­чен­ные для дан­но­го ав­то­мо­би­ля, наи­бо­лее це­ле­со­об­раз­но при­об­ре­сти пол­ный ком­п­лект “ксе­но­но­во­го све­та”, по­ме­нять фа­ры в сбо­ре и ус­та­но­вить со­от­вет­ст­ву­ю­щее пу­с­ко­ре­гу­ли­ру­ю­щее уст­рой­ст­во.
При­ме­не­ние ламп D2S или D2R в обыч­ных фа­рах не­воз­мож­но, так как они име­ют спе­ци­аль­ные цо­ко­ли и мо­гут ус­та­на­в­ли­вать­ся толь­ко в пред­на­зна­чен­ные для них дер­жа­те­ли. В свя­зи с этим не­ко­то­рые про­из­во­ди­те­ли пред­ла­га­ют не­стан­дарт­ные га­зо­раз­ряд­ные лам­пы с обыч­ным цо­ко­лем. Для них все рав­но не­об­хо­ди­мо спе­ци­аль­ное пу­с­ко­ре­гу­ли­ру­ю­щее уст­рой­ст­во. При ус­та­нов­ке воз­мож­ны сле­ду­ю­щие ва­ри­ан­ты:
при че­ты­рех­фар­ной си­с­те­ме, где на даль­ний и ближ­ний свет ра­бо­та­ют раз­ные лам­пы, со­хра­ня­ет­ся воз­мож­ность пе­ре­клю­че­ния ближ­не­го и даль­не­го све­та;
в слу­чае двух­фар­ной си­с­те­мы ос­та­ет­ся толь­ко ближ­ний свет.
Тех­ни­че­ские и пра­во­вые по­с­лед­ст­вия за­ме­ны. За­т­ра­ты на пе­ре­обо­ру­до­ва­ние под га­зо­раз­ряд­ный свет со­ста­в­ля­ют от 15000руб. и вы­ше. При са­мо­де­я­тель­ной ус­та­нов­ке све­то­вые па­ра­ме­т­ры ско­рее все­го не бу­дут со­от­вет­ст­во­вать дей­ст­ву­ю­щим нор­ма­ти­вам. Обо­ру­до­ван­ный “ксе­но­но­вым све­том” ав­то­мо­биль не смо­жет прой­ти тех­ос­мотр, ес­ли бу­дет ус­та­но­в­ле­но, что в его кон­ст­рук­цию вне­се­ны не­санк­ци­о­ни­ро­ван­ные из­ме­не­ния. Кро­ме то­го, сле­ду­ет по­м­нить о не­ко­то­рых осо­бен­но­стях экс­плу­а­та­ции и об­слу­жи­ва­ния:
от мо­мен­та вклю­че­ния свет по­сте­пен­но на­ра­с­та­ет до но­ми­наль­ной ве­ли­чи­ны, при­мер­но за 3—5 сек. Не­мед­лен­но вклю­чить свет нель­зя, по­ми­гать даль­ним све­том в этом слу­чае не­воз­мож­но;
га­зо­раз­ряд­ные лам­пы не­об­хо­ди­мо ме­нять по­пар­но, по­сколь­ку кол­ба те­ря­ет про­зрач­ность при­мер­но че­рез 200 ча­сов ра­бо­ты. При за­ме­не толь­ко од­ной лам­пы фа­ры бу­дут све­тить раз­ным све­том.

“Псев­до­к­се­но­но­вые” лам­пы

В свя­зи с ро­с­том ин­те­ре­са к “ксе­но­но­во­му све­ту” по­я­ви­лись га­ло­ге­но­вые лам­пы с из­ме­нен­ным спек­т­ром, близ­ким к сол­неч­но­му. По яр­ко­сти они пре­во­с­хо­дят обыч­ные. Лам­пы с из­ме­нен­ным спек­т­ром от из­вест­ных про­из­во­ди­те­лей впол­не со­от­вет­ст­ву­ют ев­ро­пей­ским стан­дар­там.
Од­на­ко не­об­хо­ди­мо от­ли­чать от этих из­де­лий со­м­ни­тель­ную про­дук­цию с кол­бой си­не­го или го­лу­бо­го цве­та. Для по­лу­че­ния не­об­хо­ди­мо­го све­то­во­го по­то­ка “лже­ксе­нон­ки” де­ла­ют бо­лее мощ­ны­ми (до 100—180 Вт), в свя­зи с чем мо­гут воз­ник­нуть серь­ез­ные про­б­ле­мы с элек­т­ро­обо­ру­до­ва­ни­ем. При­ме­не­ние та­ких ламп (в не­ко­то­рых слу­ча­ях) сни­жа­ет по­лез­ную све­то­вую мощ­ность фар и кон­т­ра­ст­ность ос­ве­ще­ния из-за су­же­ния цве­то­во­го спек­т­ра. Они ху­же ос­ве­ща­ют до­ро­гу и бы­ст­рее пе­ре­го­ра­ют.

Об­щие ре­ко­мен­да­ции

В слу­чае от­сут­ст­вия ав­то­ма­ти­че­ско­го (не руч­но­го) кор­ре­к­то­ра не­об­хо­ди­мо пе­ри­о­ди­че­ски про­ве­рять пра­виль­ность ус­та­нов­ки фар и по не­об­хо­ди­мо­сти ее ре­гу­ли­ро­вать.
Ес­ли при дви­же­нии но­чью с ближ­ним све­том встреч­ные во­ди­те­ли сиг­на­ли­зи­ру­ют об ос­ле­п­ле­нии – не­мед­лен­но про­верь­те ре­гу­ли­ров­ку све­та. Заг­ряз­не­ние, да­же не­зна­чи­тель­ное, рас­се­и­ва­те­лей мо­жет при­ве­с­ти к 3—4-х крат­но­му умень­ше­нию ос­ве­щен­но­сти про­стран­ст­ва пе­ред ав­то­мо­би­лем.
Для уда­ле­ния гря­зи це­ле­со­об­раз­нее не вы­ти­рать фа­ры “всухую”, а мыть их, так как твер­дые ча­с­ти­цы, со­дер­жа­щи­е­ся в ней, мо­гут по­ца­ра­пать по­верх­ность рас­се­и­ва­те­ля или за­щит­но­го сте­к­ла, умень­шая его про­зрач­ность.
При за­ме­не лам­пы не сле­ду­ет при­ка­сать­ся ру­ка­ми к кол­бе. Жировые пят­на, ос­та­ю­щи­е­ся на по­верх­но­сти, при на­гре­ва­нии за­мут­ня­ют кол­бу. В даль­ней­шем сте­к­ло мо­жет трес­нуть из-за тер­ми­че­ских на­пря­же­ний.
Пос­ле за­ме­ны ламп же­ла­тель­но вос­ста­но­вить гер­ме­тич­ность фар.
При­чи­ной сни­же­ния си­лы све­та мо­жет быть не­на­деж­ность элек­т­ри­че­ских кон­та­к­тов. На­и­бо­лее ча­с­тая не­ис­прав­ность — кор­ро­зия в ме­с­те кон­та­к­та про­во­да мас­сы с ме­тал­ли­че­ским кор­пу­сом фа­ры или ку­зо­вом.
Не сле­ду­ет ус­та­на­в­ли­вать в фа­ру лам­пы с мощ­но­стью, зна­чи­тель­но пре­вы­ша­ю­щей ре­ко­мен­ду­е­мую. Не­до­пу­с­ти­мо при­ме­нять лам­пы, для нее не пред­на­зна­чен­ные, с ис­поль­зо­ва­ни­ем раз­лич­ных адап­теров. Это при­ве­дет к ос­ле­п­ле­нию встреч­ных во­ди­те­лей из-за боль­шей яр­ко­сти и на­ру­ше­ния ус­та­нов­ки све­та.
Кро­ме то­го:
уве­ли­чи­ва­ет­ся ве­ро­ят­ность пе­ре­го­ра­ния спи­ра­ли лам­пы из-за пе­ре­гре­ва;
воз­мож­но оп­ла­в­ле­ние пла­ст­мас­со­вых де­та­лей и рас­тре­с­ки­ва­ние сте­кол;
по­вы­шен­ный ток мо­жет при­ве­с­ти к по­вре­ж­де­нию кон­та­к­тов и изо­ля­ции.
До пе­ре­обо­ру­до­ва­ния под га­зо­раз­ряд­ные лам­пы сле­ду­ет оп­ре­де­лить по­с­лед­ст­вия, свя­зан­ные с су­ще­ст­вен­ным из­ме­не­ни­ем кон­ст­рук­ции ав­то­мо­би­ля (см. Пра­ви­ла до­рож­но­го дви­же­ния). По мне­нию спе­ци­а­ли­стов, это не­до­пу­с­ти­мо, так как вы­пол­нить все обя­за­тель­ные ус­ло­вия ус­та­нов­ки пра­к­ти­че­ски не­воз­мож­но.
При­ме­не­ние пла­ст­мас­со­вых за­щит­ных кол­па­ков не­же­ла­тель­но, так как они:
бы­ст­ро те­ря­ют про­зрач­ность из-за низ­кой аб­ра­зив­ной стой­ко­сти ма­те­ри­а­ла;
да­же но­вые умень­ша­ют си­лу све­та при­мер­но на­по­ло­ви­ну;
де­ла­ют ука­за­тель по­во­ро­та в блок-фа­ре тру­д­но­раз­ли­чи­мым;
су­ще­ст­вен­но ухуд­ша­ют ох­ла­ж­де­ние фар.

1 “Ксеноновые” газоразрядные лампы стали применяться с 1992 года. Сегодня многие крупные производители устанавливают их как стандартное оборудование автомобилей.
2 Цветовая температура это спектральная характеристика излучения источника света. Солнце имеет световую температуру около 5000—6000 град. Чем ближе цветовая температура лампы к этой величине, тем ближе спектр источника излучения к солнечному свету.
Цветовой диапазон газоразрядных ламп ограничен в Правилах ЕЭК ООН № 99 диапазоном 3500-5000К.
Увлекаться источниками света с цветовой температурой выше 5000К не стоит, так как восприятие глазами света с такой цветовой температурой заметно хуже по сравнению с 4300К.
С одной стороны ослепление прямым светом с высокой цветовой темературой ощутимо сильнее, с другой стороны отражается такой свет от мокрой дороги плохо, что сильно снижает видимость дороги и отрицательно влияет на безопасность дорожного движения.
3. Письмо ФГУП НИИАТЭ об эффективности использования газоразрядных ламп в фарах, предназначенных для галогеновых ламп.