Quantum Quintum Weekly #6

07.04.2018
Автор: Константин Кичинский, Technical Evangelist в Microsoft
Telegram:
https://t.me/quantumquintum
Blog:
https://outofline.ru/

Всем привет! Продолжаю публиковать подборки новостей из моего Telegram-канала Quantum Quintum.  Ключевые темы номера:

* Как думают про будущее Илон Маск и Джефф Безос?

* Искуственного интеллекта в играх будет еще больше

* Уроки от дизайнеров Facebook по разработке VR-приложений

Кратко
Искусственный интеллект

Как сделать игры разумнее?

В прошлом выпуске я писал про анонс Windows ML, платформы для искусственного интеллекта внутри Windows. Под капотом этой платформы лежит новая версия DirectX 12. Поэтому, очевидно, что одно из фокусных направлений — это игры. В статье ниже коллеги подробнее рассказывают о нескольких сценариях применения ML в игровой разработке (от адаптации окружения и поведения до улучшения качества изображений), а также делятся техническими деталями реализации в DirectX.

1. Обзор: https://blogs.msdn.microsoft.com/directx/2018/03/19/gaming-with-windows-ml

2. Дополнительный контент (с GDC):

Deepfake для цифровых игроков FIFA

Интересная идея: использовать техники deepfake (это где накладывают реальные лица на лица других людей/актеров) для улучшения игровой графики. Chrintan Trivedi рассказывает, как натянуть такие "фейковые" лица на игроков в FIFA 2018, которые в свою очередь сделаны через моделирование фигур и лиц реальных футболистов. Сейчас это просто эксперимент, но потенциально — это очень перспективное направление.

https://towardsdatascience.com/using-deep-learning-to-improve-fifa-18-graphics-529ec44ea37e

AI на страже вырубки лесов

Photo by Erin Baker on Unsplash
Photo by Erin Baker on Unsplash

Красивая история от Google про использование машинного обучения и TensorFlow для борьбы с незаконными вырубками лесов. Внутри: переделанный Android-телефон, подключенный к солнечным батареям и микрофонам, детектирующий звуки вырубки (характерный транспорт, бензопилы и т.п.).

https://blog.google/topics/machine-learning/fight-against-illegal-deforestation-tensorflow

Учебные материалы от ARM по оптимизации AI под мобильные сценарии

Несколько недель назад ARM представила свой дизайн чипсетов для AI (Project Trillium). Вместе с этим компания начала выкладывать много технических материалов по оптимизации решений под мобильные процессоры.

https://pages.arm.com/machine-learning-artificial-intelligence-education-materials.html

Искусственный голос, как элемент бренда

Неожиданная ниша для AI, которая еще несколько лет назад казалась фантастикой из-за недоразвитости технологий, а уже завтра может встать на поток в медиа-индустрии.

Стартап Voicery, поддержанный Y-Combinator, предлагает компаниям сформировать свой уникальный (сгенерированный) голос, который будет дополнением к общему бренду. Почему это интересно компаниям?

Потому что такой голос можно использовать во внешних коммуникациях, он всегда будет один и тот же и не требует дополнительных контактов с человеческим носителем (со всеми вытекающими в виде зависимости от поведения того или иного персонажа). Конечно, есть тонкость в том, что (пока) для изначальной генерации голоса все же требуется "живой" образец, скажем, нанятый вами актер.

Помимо атрибута бренда у таких технологий есть еще несколько перспективных ниш. Первая — это возможность актерам или дикторам "сдавать" в аренду свой голос. Представьте, что вы могли бы купить 5 минут голосом вашего любимого артиста/певца/оратора и т.п., например, чтобы озвучить мультфильм? Вторая — это возможность "продлить" жизнь узнаваемым гососам, в том числе после смерти актера. Ну и третья — это, конечно, всевозможные фейки, пранкерство и т.п.

https://www.fastcodesign.com/90166206/the-future-of-branding-synthetic-voices-that-sound-100-human

AR/MR/VR

Опыт Facebook: как создать эффект погружения в VR

Екатерина Костюкова, VR-дизайнера в Facebook, делится опытом работы над VR-проектами и FB Spaces, в частности: VR как возможность оставаться на связи в любое время и любом месте.

Катя рассказывает личную историю эволюции коммуникаций в разорванной расстоянием семье: от дорогих телефонных международных звонков к первым видео-звонкам в Skype, когда стало возможным видеть друг друга, и к VR, как следующему шагу. Хотя сегодня VR не является массовым продуктом (в масштабе "есть у каждого дома"), команда Facebook нацелена именно на такое будещее. С помощью FB Space вы сможете почувствовать, как будто вы находитесь в одной комнате вместе со своими друзьями, семьей и т. п.

В основе такого опыта лежат люди. Команда выделает 3 типа ощущения присутствия:

Само-ощущение: "я чувствуют, что это именно я в VR"

Социальное ощущение: "я чувствую, что я с другими людьми"

Пространственное ощущение: "я чувствую, что я именно здесь"

Само-ощущение ставит множество вопросов по трансляции индивидуальности: от системы настройки аватаров до степени их реалистичности (оказывается, что излишняя реалистичность наоборот отпугивает). Социальное ощущение требует наличия узнаваемых черт (лица, поведения и т.п.), выражения социального контакта (жесты, взгляд, эмоции). Сегодня тут много аспектов, которые в силу технических ограничений приходится симулировать. Пространственное ощущение оказывается влияет на диалог (одно дело общаться внутри собора или храма, другое — в темном подвале). Текущее решение — нейтральное окружение с возможностью настроить его с помощью 360 фото или видео.

Другое направление поиска — это синхронные и асинхронные коммуникации. Если первое — это "просто" встречи в VR, когда все собрались в одно время. То второе — это отложенный эффект через селфи, видео и живые трансляции.

Еще одна тема: симметричность и ассиметричность связи. Симметричная связь — это когда все участники используют сопоставимые VR-устройства и получают схожий опыт. Но мы пока не тут. Поэтому возникает вопрос, как сделать ассиметричную коммуникацию, когда кто-то в шлеме, а кто-то, скажем, просто с камерой мобильного устройства или веб-камерой.

https://medium.com/facebook-design/how-vr-and-facebook-spaces-helps-us-stay-connected-anytime-anywhere-11b2732e0ed9

Опыт Facebook: 5 дизайн требований для проектирования VR-решений

Gabriel Valdivia из дизайн-команды JigSaw (дочка Alphabet), в прошлом работавший в Facebook, рассказывает про опыт проектирования приложений для мобильного VR.

Миссия команды иммерсивного дизайна — помочь людям пережить моменты как будто они в них действительно участвовали. Все началось с возможности добавить и смотреть фото и видео в 360 просто в ленте пользователей (в том числе из мобильных приложений). Для еще большего погружения команда сделала приложение Facebook 360 (тогда для Savsung Gear VR).

Уроки:

— Контекст просмотра 360-контента существенно отличается в VR. С мобильными устройствами люди смотрят ленту по несколько раз в день. В VR это скорее более выборочные и длинные сессии. Люди обычно специально выделяют время для иммерсивного опыта.

— Хотя людям нравится смотреть 360-контент с мобильных устройств, взаимодействовать с ним, двигая телефоном, может быть неудобно. Особенно в публичных местах. Отсюда появилась сквозная интеграция с возможностью отложить контент на телефоне, чтобы потом посмотреть его в шлеме.

— Когда человек уже в шлеме, возникла вторая задача — помочь ему найти классный контент, который он обычно не находил сам. Отсюда появился отдельный поток Explore. Понравившийся контент можно фоловить, поэтому в VR фактически появляется отдельная лента, независимая от обычного опыта потребления.

5 дизайн-требований, направлявших проектирование приложения:

1. Пассивный иммерсивный опыт. Оказалось, что большинство пользователей используют шлем, сидя в кресле или на кровати (а не стоя). А взаимодействие с тачпадом на шлеме утомляет. Решением стал автоматический переход к следующей порции контента, если пользователь не возвращается к сетке (контента).

2. Поддержка дополнительных путей. По возможности дизайнеры закладывали возможность достичь нужной цели несколькими способами. Например, управлять можно взглядом или с тачпада.

3. Использование глубины для поддержки иерархии. Центральная точка собирает внимание, поэтому естественным становится ранжирование информации по дальности. При этом окна превью можно использовать как "окна в другой мир".

4. Оптимизация для медлительности. Исходя из взаимодействия направлением взгляда как основным способом, нужно было снять нагрузку с точности позиционирования и тем самым облегчить пользователю жизнь. Отсюда точки притяжения в интерфейсе.

5. Все всегда нужно пробовать в шлеме. С новичками и экспертами. Проверяйте все гипотезы, предположения, комфортные зоны, ментальные модели и т.п. как можно раньше. То, что кажется очевидным в 2D на экране, часто оказывается более сложным для восприятия в шлеме в шлеме.

p.s. Иммерсивный = погружающий

https://medium.com/inborn-experience/designing-facebook-for-mobile-vr-df4823282d02

Дополненное зрение

Примерно как в фантастических фильмах какой-нибудь очередной герой с помощью продвинутого слуха, специального прибора или супер-зрения смотрит на человека и видит, как пульсирует его лицо (пульс) или едва заметные изменения в окраске лица в зависимости от настроения субъекта. Я помню были даже исследовательские работы, которые визуально усиливали изменения в оттенках лицах по видео-ряду.

Проект Cardiolens от AI&Research (Microsoft) позволяет в реальном времени и без дополнительных приборов (кроме Hololens) измерять и визуализировать флуктуации подкожных потоков крови и жизненных показателей для нескольких людей в области видимости.

https://www.microsoft.com/en-us/research/video/cardiolens-pulse-and-vital-sign-measurement-in-mixed-reality-using-a-hololens

В дополнение: интервью с Dr. Daniel McDuff про проектирование агентов, чувствительных к эмоциям, технологии, стоящие за Cardiolens, и о пролеме приватности и доверия в мире с устройствами, знающими ваши (скрытые) чувства. https://www.microsoft.com/en-us/research/blog/when-psychology-meets-technology-with-dr-daniel-mcduff

Квантовые вычисления

Введение в язык Q# и квантовые вычисления

Коллеги начали перевод цикла статей про квантовые вычисления:

"Возможно, вы узнали о выпуске пакета средств квантовой разработки Quantum Development Kit и подумали, что это звучит безумно круто… а потом вспомнили, что про квантовую механику почти ничего не знаете. Но ничего страшного. Через 30 минут вы будете знать о кубитах, суперпозиции и квантовой запутанности достаточно, чтобы написать свою первую программу и, что более важно, неплохо понимать, что она делает."

https://habrahabr.ru/company/microsoft/blog/351622

Кстати, подписывайтесь канал Qubit (Quantum Daily) от Стаса Павлова.

Блокчейн

Главные выводы с SXSW

На прошлой неделе в Техасе закончилась большая конференция SXSW. Lolita Taub делится в Hackermoon ключевыми выводами на тему криптовалют и блокчейна:

1. Мир без доверия: никто никому не верит. Когда спрашивают, зачем нужен блокчейн, один из популярных ответов — решить проблему отсутствия доверия (тут даже придумали термин trustlessness). Гипотеза в том, что прозрачные и распределенные системы могут создавать фундамент для доверия. Соответственно запрос на доверие заменяется запросом на верификацию.

2. Кейсы: финансы, цепочки поставки и здравоохранение. Если оставить за скобками внимание к "крипте", основное внимание к корпоративном сегменте приковано к этим трем областям.

3. В чем бизнес-ценность блокчейнов? Масса шуток про добавление слова "блокчейн" в название, анонсы и т. п. как способ роста стоимости активов. Как материализовать ценность от внедрения решения именно на блокчейне — все еще большой вопрос (хотя есть растущий список перспективных кейсов).

4. Оценка ценности "крипты". Много спекуляций на тему заработков на криптовалютах: от более стабильного средства инвестирования для развивающихся рынков (в том числе как способ формирования доходной части населения) до поиска новых направлений для инвестирования.

5. Почему интерес к блокчейну продолжает подогреваться? Ключевой ответ — FoMO (синдром упущенной выгоды). Компании боятся, что они останутся за бортом волны изменений, поэтому они вынуждены смотреть на блокчейн. Спасение в здравом смысле и критичном мышлении.

6. Разрастание "секты" блокчейна. Блокчейн сообщества, чтобы быть успешными, стремятся к объединению и сотрудничеству. Не удивительно, учитывая, что самая идея внедрения блокчейна предполагает координацию множества игроков.

7. Люди игнорируют блокчейн, потому что не понимают. Но хотят быть в деле. В большинстве случаев мы не готовы ответить на вопрос "может ли блокчейн решить вот эту проблему", особенно, если никто не понимает, что такое блокчейн. При этом все хотят узнать еще, подробнее, понять, как им быть в теме, чему учить, чему учиться и т.п.

8. Что случится с блокчейном, когда придут квантовые вычисления? Ответ: узнаем, когда придем в будущее с квантовым компьютером.

9. Опыт пользователя блокчейна ужасен. Все испытывали боль, заводя свой первый крипто-кошелек. Что делать? Нанять кого-то, кто понимаем в UX.

10. Взлет приватных блокчейнов. Публичные блокчейны не выгодны корпорациям, так как слишком дороги, хотя и находят свое место в стартапах и ICO.

https://hackernoon.com/sxsw-2018-10-crypto-blockchain-takeaways-d9c397b887e4

Большие истории
Как думать о будущем

Думать как Джефф Безос. Главный вопрос: "что останется неизменным"?

Многих лидеров успешных компаний часто спрашивают: "Что изменится в следующие 10 лет? Во что нам инвестировать?" Кто-то может начать перечислять модные технологии. Но как быть уверенным, что они и дальше будут на взлете? Тот же ИИ пережил две большие "зимы" падения интереса.

Автор статьи, Michael Simmons, рассказывает, что пообщавшись со множеством успешных инвесторов, заметил контринтуитивный паттерн. Надо начать с того, что сам по себе вопрос "что изменится" неправильный. Джефф Безос говорит, что правильный вопрос: "Что не изменится в ближайшие 10 лет?" Например, навряд ли через 10 лет покупатели будут хотеть сделать сервис медленее, а разнообразие меньше. Все как раз наоборот и в этом мы можем быть уверенными. Это и есть то, куда надо вкладывать свою энергию.

Интересный факт: в 2012 Kauffman Foundation провели исследование и, согласно их подсчетам, оказалось, что в сумме венчурная инвестиция до сих пор не вернула инвестиции, вложенные с 1997 года. Возможно, фокус на трендах не всегда правильная точка приложения усилий?

Почему предсказания будущего не работают для инвестирования? Howard Marks, один из самых успешных инвесторов описывает это так: 1) самые очевидные ставки собирают наибольшую конкуренцию, что делает их менее выгодными, 2) удача и случайность - большие и неизбежные факторы, 3) быть постоянно правым сложнее, чем кажется, 4) даже если вы угадаете с направлением, вы наверняка ошибетесь со временем.

Поэтому Уоррен Баффет инвестирует в основном не в крутые технолические стартапы, а в направления, в которых основы не изменятся или будут менять медленно (например, Geico, Coca-Cola, American Express).

Что же делать вместо предсказаний будущего? Еще раз: фокусироваться на областях, которые практически гарантированно будут иметь ценность в будущем, несмотря ни на что. Еще одна выжимка из этой мысли: фокусироваться на стабильном знании — это мощный подход для жизни в целом. Автор называет это "основной техникой".

Большая часть знаний имеет переходный и временный характер и соответственно, они быстро устаревают. Основы, или долговременные знания, базируются на фундаментальных принципах и ментальных моделях и могут применяться ко многим контекстам.

Тут автор приводит в качестве примера подход "главных (первых) принципов", в части используемый Илоном Маском (см. также следующую статью). Так кто-то изучает нейронные сети мозга, кто-то сети социальных отношений, а кто-то компьютерные. Но в основе — понятие сетевых механизмов, паттернов и т.п. Надо фокусироваться на них.

Резюме: 1) стройте дерево долгосрочных (фундаментальных) знаний, 2) адаптируйтесь к любому будущему быстро и с успехом, 3) быстрее понимайте, что случилось и что это означает, 4) сокращайте риски инвестирования в области, которые не выйдут победителями.

https://medium.com/the-mission/be-prepared-to-lose-your-job-in-the-future-if-you-dont-learn-this-one-skill-now-8a87ade2a268

Думать как Илон Маск. Первые принципы.

"Первые принципы" -- это подход, по слухам, часто применяемый Илоном Маском, а до него многими другими известными мыслителями (вплоть до Аристотеля и, возможно, дальше).

Одна из историй в разрезе деятельности Маска выглядит так: ракета для запуска спутника в космос стоит до $65 миллионов. "Я стараюсь смотреть на вещи с точки зрения физики, — сказал Маск в одном интервью. — Физика учит докапываться до основ (первых принципов), а не исходить из аналогий. И так, из чего сделана ракета? Аэрокосмические сплавы аллюминия, титан, медь и углеродные волокна. Сколько стоят эти материалы на открытом рынке? 2% от стоимости ракеты."

Все остальное — добавленная стоимость, связанная со сложностью технологии, процесса и т.п., но на этом можно играть, снижая последовательно стоимость запуска.

Первые принципы — это базовые гипотезы, которые не могут быть разложены на другие составляющие. "Думать в первых принципах" — это веселый способ сказать "думать как ученый". Ученый начинает с вопросов вроде: "В чем мы действительно можем быть уверены?" Рене Декарт применял похожий подход, который мы сейчас называем Cartesian Doubt (принцип сомнения Декарта). В нем он последовательно сомневался во всем до тех пор, пока не оставалось ядро, которое было несомненной правдой.

На практике, не обязательно закапываться так глубоко. В повседневной жизни достаточно копать на один-два слоя глубже, чем большинство людей.

Сложность, однако, в том, что мы обычно стараемся оптимизировать форму, а не функцию. Например, дороги, сумки, колеса и телеги были еще во времена Древнего Рима. Но только в 70х годах прошло века догадались прикрутить колеса к чемодану.

Как следствие, когда мы пытаемся думать о будущем, мы стараемся спроецировать форму, а не функциональность. Например, летающие машины уже есть (самолеты, вертолеты), но люди ожидают что летать будут именно их обычные машины. Это и есть перенос аналогии, о котором говорит Маск.

Первое (форма) дает постепенные улучшения. Первые принципы позволяют отказаться от давления формы и отталкиваться от функциональности. Соответственно, фокус смещается на цели (чего вы хотите достичь), функциональные задачи и т.п.

Но чтобы не было иллюзий: инновации в любом случае требует экспериментов и эволюционного развития. Прежде, чем первые разгонные блоки SpaceX начали возвращаться, прошло огромное количество симуляций, экспериментов и неудачных попыток. Первые принципы позволяют повлять на направление этих итераций, изменить траекторию развития.

https://medium.com/the-mission/first-principles-elon-musk-on-the-power-of-thinking-for-yourself-8b0f275af361

Как правильно брейнштормить?

Брейнштормы для интровертов

IDEO рассказывает о пяти стратегиях участия в брейнштормах для интровертов:

1. Цепь молчания. Попросите каждого участника записать вопрос "как мы могли бы..." на стикере и повесить его в комнате. В течение 15 минут, все ходят вокруг них молча, добавляя любые идеи, которые придут им в голову. В конце каждый возвращается к своему вопросу с кучей идей, подаренных коллегами. Удобно для больших групп, так как вовлекает каждого, позволяя сфокусироваться в тишине.

2. Музыкальные стулья. Разделение больших групп позволяет услышать более тихие голоса. Чтобы ограничить число участников, разделите их на подгруппы в 3-4 человека и сыграйте в "музыкальные стулья". Разместите по зонам в комнате кучки вопросов "как мы могли бы...", назначьте каждой свою группу и включите музыку. Когда она закончится все переходят на следующую станцию. Так у каждой группы получается не так много конкурирующих голосов и каждый может высказаться. В конце дайте время добавить идей.

3. Добраться до конца колоды. Упражнение может занять пару часов. Все зависит от того, сколько у вас времени. Дайте каждому по пачке стикеров (или половине пачки, если времени меньше). Задайте вопрос. Каждый должен заполнить целиком всю пачку. Все происходит в тишине. Когда все закончили, можно обмениваться идеями. Другие скидывают похожие, чтобы склеить их вместе.

4. Офисные часы. Вместо того, чтобы собирать людей на выделенную часовую встречу, договоритесь о месте, где каждый может остановиться и поделиться за 5-10 минут идеями. Вопрос можно задать накануне, чтобы было время подумать.

5. Медленная стройка. Разместите вопрос на видном месте (кухня, туалет, раздевалка и т.п.) и позвольте людям дополнять идеями в течение нескольких дней.

https://www.ideo.com/blog/5-brainstorming-exercises-for-introverts

Как брейнштормить вопросы?

HBR рассказывает про подход "question burst" от Hal Gregersen (Executive Director в MIT Leadership Center). Основной посыл в том, что придумывать надо не ответы, а вопросы. Это позволяет преодолеть многие предустановки и заглянуть на незнакомую территорию.

Методология:

1. Подготовьтесь.

Выберите проблему, которая действительно вас волнует. Пригласите несколько людей, которые помогут вам взглянуть на проблему под новым углом. Обычно хорошо включать 2-3 человек, которые не сталкивались с проблемой раньше и чьи стили мышления или опыт сильно отличаются от ваших.

В течение 2-3 минут опишите свою проблему или задачу для участников. Не нужно детальных пояснений, дайте верхнеуровневое описание, не вводящее дополнительных ограничений или направлений поиска. Озвучьте только самое важное, например, как все изменится, если проблема будет решена, или почему мы еще не в светлом будущем.

Объясните участникам два важных правила: 1) участники предлагают только вопросы (а решения, в том числе как реакция на новые вопросы не принимаются) и 2) нельзя давать вводные или объяснения вопроса (потому что они будут подсвечивать проблему в том или ином ракурсе).

2. Брейнштормите вопросы.

Засеките таймер и следующие 4 минуты попробуйте совместно придумать как можно больше вопросов про проблему. Как и в классическом брейншторме, не отвергайте ничьих идей.

Будьте внимательны. Людям очень сложно устоять перед желанием начать отвечать, проявить свои знания или ответственность (например, если вопрос касается зоны влияния одного из участников). Вопросы, особенно контринтуитивные создают для нас некомфортные условия, и нам кажется, что любой дефолтный ответ, сэкономит нам время.

Сосредоточьтесь на количестве вопросов. Попробуйте добиться как минимум 15 вопросов в этом заходе. Вы можете также добавить свои вопросы, это поможет понять паттерны в вашем собственном восприятии проблемы. Следите за временем и прогрессом.

Поделитесь, как вы себя ощущаете в отношении проблемы, услышав новые вопросы? Что думают остальные в группе. Дальше вы можете повторить упражнение, вернуться к нему на следующий день, сменить участников и т.п.

—-

Когда вы думаете над вопросами, держите в голове следующие принципы:

— Традиционные техники дивергенции мышления (случайные ассоциации, смена персоны, обстоятельств и т.п.) помогают сформулировать новые вопросы, а, значит, новое пространство для поиска.

— Вопросы лучше, когда они открытые, а не закрытые, коротки, а не длинные, и простые, а не сложные.

— Описательные вопросы (что работает, что нет, почему?) лучше озвучивать до спекулятивных (что если, что бы мы могли, почему бы и нет?).

— Переход от простых вопросов, требующих просто что-то вспомнить, к когнитивно сложным, требующих творческого синтеза, дают прорывы в понимании.

— Вопросы раздражают и отвлекают, если они не исходят из глубокого понимания группой преследуемых целей.

— Вопросы становятся токсичными, если они задаты агрессивно, ставят конкретных людей под удар, вызывают сомнения в чужих идеях или формируют культуру страха.

—-

3. Определите путь и следуйте ему.

Самостоятельно изучите выписанные вопросы, концентрируйтесь на тех, которые дают новые направления. В 80% случаях вы получаете хотя бы один вопрос, которые успешно переопределяет проблемы и дает новый взгляд на ее решение. Выберите несколько, которые вам нравятся, кажутся перспективными или даже ставят вас в некомфортное положение.

Попробуйте развить их в новые наборы связанных вопросов или вопросов-следствий. Например, вы можете использовать технику пяти "почему/зачем". Почему вопрос показался вам важным? Почему озвученная вами причина важна? И т.д.

Наконец, ваше внутреннее обязательство попробовать хотя бы одно новое направление. Сделать это по-честному, в полную силу. Сформулируйте на ближайшие три недели план конкретных действий, которые вдохновлены новыми вопросами.

https://hbr.org/2018/03/better-brainstorming