Baker Motor Vehicle Company – американская электромобильная мечта начала XX века (часть I)

06.11.2017

История становления компании Baker Motor Vehicle Company

Большую историю американских электромобилей сложно представить без такого бренда, как Baker Motor Vehicle Company.

Baker Motor Vehicle – это предприятие, которое было основано в конце XIX века Уолтером Бейкером, крупнейшим американским инженером и предпринимателем.

Бейкер родился в 1868 году в городе Лейквуд штата Огайо. Получив образование в Школе прикладных наук в Кейсе, Бейкер с дипломом инженера некоторое время помогает Педро Сэлому и Генри Моррису в конструировании их первого электромобиля Electrobat.

Позже, в 1894 году, он поступает на службу в Cleveland Machine Screw Company, а в 1898 году организовывает и собственное предприятие по производству подшипников (American Ball Bearing).

Подшипников, однако, Уолтеру оказывается мало, и уже в следующем году он основывает вместе с американскими промышленниками, братьями Райт, компанию Baker Motor Vehicle Company (в 1899 году).

История этой электромобильной компании насчитывает всего 15 лет, но за это время Baker Motor успевает стать одной из самых значимых в сфере производства и выпуска на американский рынок электромобилей – модели машин этого бренда можно было увидеть в каждом крупном городе США вплоть до 20-30-х годов прошлого века.

Первые модели электромобилей Уолтера Бейкера

Самой первой моделью стал Baker Electric Runabout 1900 года выпуска – её Бейкер представил на национальном автомобильном шоу, проходившем в 1900 году в нью-йоркском Мэдиссон Сквер Гарден. По внешнему виду Runabout мало чем отличался от прочих автомобилей того времени. Лёгкий, достаточно высокий четырёхколёсный двухместный экипаж на эллиптических рессорах и с загнутой наверх передней частью кузова, к которой крепилась единственная осветительная фара – такими транспортными средствами простых граждан в то время было уже не удивить.

Управление электромобилем осуществлялось за счёт поворотного рулевого рычага. Электромотор крепился в центре нижней части кузова, а батарея располагалась под сиденьями. Baker Electric Runabout без труда разгонялся до 20 км/ч, проезжая при этом без подзарядки до 40 километров.

В 1901 года эта модель была чуть усовершенствована. Во-первых, Runabout обзавёлся тентом и более удобным, мягким кожаным сидением. Во-вторых, был слегка усовершенствован электрический мотор – его мощность в одну лошадиную силу позволяла разгоняться до 25 км/час, проезжая в одну поездку до 60-ти километров.

  Сохранившийся до наших дней модернизированный красавец Baker Electric Runabout
Сохранившийся до наших дней модернизированный красавец Baker Electric Runabout

Любопытно, что одним из первых покупателей Baker Electric Runabout стал известнейший на весь мир изобретатель, отец множества прорывных технологий, использующих электричество, – Томас Альва Эдисон. Эдисон вообще очень живо интересовался электромобилями, собирая у себя в гараже целый коллекционный автопарк. И он же вместе со своим деловым компаньоном, мега-бизнесменом и крупнейшим автомобилестроителем Генри Фордом, двенадцатью годами позже планировал выпуск фирменного автомобиля Edison-Ford. Историю этого, увы, провального проекта можно в деталях прочитать в шикарном материале «Популярной Механики», тут даже и добавить нечего.

Эти первые автомобили Бейкера вообще пользовались спросом не только у простых городских жителей. Так, доподлинно известно, что некоторое количество электрокаров было закуплено президентской администрацией для автопарка Белого дома. А один из электромобилей был приобретён королем Сиама (Сиам нынче известен нам под названием Таиланд), который отделал машину золотом и слоновой костью. Этот роскошный электромобиль был исполнен в варианте кузова Brougham – откидная крыша была также инкрустирована элементами слоновой кости. Крылья автомобиля, украшенные роскошными национальными гербами из серебра, и панель приборов были изготовлены из белой лакированной кожи. Внутри салона царили шелка, жемчуга и мягкие персидские ковры устилали пол.

Вернёмся, однако, к Baker Motor Vehicle Company. К 1904 году компания расширяет модельный ряд за счёт выпуска на рынок модели Baker Electric Stanhope. Этот экипаж, оснащённый трёхскоростной передачей, с электродвигателем в 1,75 лошадиную силу весил 431 килограмм – стоимость авто на старте продаж составляет ни много, ни мало, а 1600 долларов (что, напомним, по тем временам составляло значительную сумму денег). Двигатели обеих автомобилей подзаряжались от 12-ти элементной аккумуляторной батареи.

К 1906 году с конвейера Baker Motor Vehicle Company выходят уже около 800 электромобилей, и это один из лучших результатов производительности по меркам начала XX века (реклама в американских газетах утверждала, что завод Бейкера был самым крупным в мире, но это вряд ли соответствовало действительности). Всего в электромобильном ассортименте было представлено на тот момент 17 моделей, можно даже перечислить часть из них (по типу кузова) – это Stanhope, Newport, Surrey, Imperial Carriage, Physician's Chapelette, Suburban, Victoria, Depot Carriages, Landolet, Brougham, Extension Front Brougham, Inside Drive Coupe.

Рекламная афиша с изображением Baker Electric Stanhope
Рекламная афиша с изображением Baker Electric Stanhope

Стоит отметить, что с самого открытия Baker Motor Vehicle Company взоры Уолтера Бейкера были обращены и в сторону мира спорта. Так, в 1902 году он выпускает две спортивные модели электрокаров – Torpedo и Torpedo Kid. Именно на своём «торпедном» электромобиле Бейкер попытался побить мировой рекорд скорости на скоростных гонках в Нью-Йорке, рассказ об этом, увы, печальном случае вас ждёт в одном из ближайших постов – большой переводной материал-репортаж от американского колумниста Майкла Доминцки уже подготавливается.

Гоночная Torpedo была оснащена 12-ти сильным электромотором, выпускаемым фирмой Elwell-Parker. Кузов электромобиля был исполнены в виде пулеобразного корпуса из белой сосны, окна в авто – слюдяные. В отличие от серийных моделей, оснащённых карданом, болид Baker Electric Torpedo работал на основе цепного привода, а в кузове у него располагалось 40 батарей.

О том, какие электромобили выпускались Baker Motor Vehicle Company вплоть до дня своего закрытия, чем они стали знамениты и о том, что произошло с компанией вообще, расскажем в следующем посте.

Дополнительные материалы: небольшое пятиминутное видео с рассказом о сохранившемся до наших дней электромобиле Бейкера.
Подписывайтесь на наш канал, скоро будет много интересного по теме ретро-автомобилей. А ещё лучше - просто добавляйте страничку канала в избранное и читайте новые материалы в любое удобное время.