Паровая повозка Кюньо – прототип и автомобиля, и паровоза

19.10.2017

История создания

Самым первым видом наземного транспорта, действующим на основе парового двигателя, считается так называемая «паровая телега» Никола-Жозефа Кюньо. Сам Кюньо, известный французский изобретатель, сперва обозначил её в качестве «огненной телеги», поскольку предназначалась она для перевозки артиллерийских орудий.

Сконструированная в 1763 году телега, была способна передвигаться по ровной поверхности без рельсов. Имея ряд технологических недостатков, конструкция Кюньо всё же обладала единственным важным преимуществом – она была прочной.

В 1769 году изобретатель впервые испытал свою «машину» в полевых условиях. Её паровой котёл в первой конструкции не имел топки, поэтому для разогрева воды огонь разжигали на земле (!!) под самим котлом. При этом давление пара в телеге хватало всего лишь на 12 минут, – затем требовалось снова наполнять котёл водой, разжигая под ним костёр.

Схематичный макет-рисунок телеги
Схематичный макет-рисунок телеги

Конструкция Кюньо чрезвычайно заинтересовала военного министра тогдашней Франции, и он заказал изобретателю конструирование паровой машины большего размера.

Уже 22 апреля 1770 года Кюньо представил парижской публике вторую модель своей телеги (её котёл имел уже собственную топку), Однако, в момент демонстрации телеги сам Кюньо не смог справиться с управлением, и в результате аварии снеся своей «машиной» одну из стен французского Арсенала. Котёл при этом взорвался «с грохотом на весь Париж» (как писали об этом инциденте французские газеты).

Усовершенствованный вариант «паровой телеги» Кюньо был подготовлен к 1771 году, но испытать его уже не успели, так как покровительствующий изобретателю военный министр был отправлен в отставку. Денег на продолжение самостоятельной разработки и модернизации конструкции у Кюньо не было.

В 1794 первую телегу Кюньо поместили в парижский Музей искусств и ремёсел, где он до сих пор сохраняется во вполне приличном состоянии.

Модель телеги Кюньо, находящейся на экспозиции в музее родного села изобретателя – Вуа-Ваконе
Модель телеги Кюньо, находящейся на экспозиции в музее родного села изобретателя – Вуа-Ваконе

Любопытно, что в 1796 году все наработки талантливого француза были использованы для создания ещё одной модели паровой телеги. Возведённая в недрах парижского Арсенала, она оказалось слишком тяжёлой: толстые железные листы, крупные болты, медные втулки и заклепки, дубовые брусья создавали вес в одну тонну. Неудивительно, что такая махина, двигаясь со скорость 2-4 километра в час, сама могла перевозить грузы не более трёх тонн.

Конструкция телеги Кюньо

По своему виду телега представляла оборудованную на трёх колесах (без рессор, с передним направляющим) массивную дубовую раму. Паровой котёл закреплялся над передним колесом.

Интересно то, как была исполнена трансмиссия телеги. Дело в том, что пар из котла отводился в два цилиндра с поршнями, работающими попеременно. Сами поршни соединялись коромыслом, обеспечивая тем самым движение рычагов в противоположные направления.

Проворачивание переднего колеса происходило за счёт двух толкающих рычагов, каждый из которых нажимал по очереди на соответствующие вырезы в ободах, укреплённых по обеим сторонам переднего колеса. Это приводило к тому, что повозка без проблем могла двигаться и вперёд, и назад, – в зависимости от того, в каком положении находилась защёлка самого механизма. Собственно, идея переднего привода была заимствована изобретателем из принципа движения лошадиных экипажей (поскольку лошадь находится перед экипажем, утягивая его за собой).

«Исторический» момент ДТП, произошедшего в Париже с телегой Кюньо
«Исторический» момент ДТП, произошедшего в Париже с телегой Кюньо

Конструкция телеги Кюньо, безусловно, была революционной для своего времени. Проблема же заключалась в том, что вся техника XVIII века была в целом неразвитой. И каждый элемент в механизме французу пришлось изобретать самостоятельно, практически с нуля.

Что и говорить, идея трансмиссии, возможно, была позаимствована Кюньо из часового механизма, подвеска представляла собой примитивный тележный вариант. Тормозная система при этом отсутствовала вовсе. Но основная проблема заключалась в примитивности переднемоторной компоновки агрегата, – в идеале для безотказной работы такого двигателя требовалось включение в работу машиниста и кочегара (неудивительно, что телега Кюньо считается более или менее работающим прототипом не только автомобиля, но и паровоза).

Технические характеристики телеги Кюньо

Двигатель телеги Кюньо

Длина: 7,25 м.

Ширина: 2,19 м.

Колесная база: 3,08 м.

Ведущее колесо диаметром 1,23 м, ширина колеса – 0,19 м. Колесо деревянное, с железным обручем.

Диаметр задних колес: больше диаметра переднего колеса.

Расстояние между задними колесами составляет 1,75 м.

Двигатель — двухцилиндровый, паровой.

Диаметр цилиндров — 325 мм.

Ход поршня — 378 мм.

Диаметр котла составляет 1,5 м.

Высота котла: 0,98 м.

Диаметр топки: 1 м.

В качестве топлива использовались дрова

Вес телеги — 2,8 т.

Грузоподъемность — 5 т.

Средняя скорость — 2-4 км/час.

Максимальный угол поворота: 15 градусов (как влево, так и вправо).

Подписывайтесь на наш канал, скоро будет много интересного.