Первые прототипы автомобилей в России – самобеглая коляска Леонтия Шамшуренкова

19.10.2017

Самобеглая повозка по стоимости в «тридцать рублёв»

Не только в Западной Европе учёные и изобретатели-самоучки отмечались на ниве конструирования самодвигающихся механизмов. Россия, как известно, богата самородками по типу лесковского книжного Левши, и в стороне от передовой европейской мысли отнюдь не простаивала.

Итак, Леонтий Лукьянович Шамшуренков – так звучит имя русского героя, известного изобретением в XVIII веке самодвигающейся повозки. Сведений о нём, обычном крестьянине из деревни Большаково Яранского уезда Нижегородской губернии, сохранилось мало, да и те весьма отрывочны.

Тем не менее, богатая фантазия смекалистого человека, позволила задумать ему нечто особенное. Вот как он описывал своё изобретение в отправленных в правительственный Сенат бумагах:

«…коляску он, Леонтий, сделать может подлинно, на четырех колесах, так что она побежит без лошади, только правима будет через инструменты двумя человеками, стоящими на той же коляске, кроме сидящих в ней праздных людей, а бегать будет хотя через какое дальнее расстояние и не только по ровному местоположению, но и горе, буде где не восьма крутое место. А та коляска может сделана быть, конечно, через три месяца со всем совершенством, и для апробации на сделание первой такой коляски потребно ему казны денег не более тридцати рублёв...».

Идея Шамшуренкова, видимо, пришлась чиновникам по душе, и он был вызван в Санкт-Петербург для осуществления своего замысла на практике. Целых пять месяцев, с мая по ноябрь 1752 года, трудился Леонтий Лукьянович над детищем, детали которого обдумывал долгие годы до этого.

Общая конструкция коляски Шамшуренкова

Любопытно, что материалы для изготовления самобеглой коляски выписывались (не без помощи чиновников) и из-за границы. Достоверно известно, что металлические детали были исполнены из «железа сибирского мягкого», а кузов «самоходки» – из «дерева, кожи да рогожи», которые промазывались по всем швам воском и салом (в целях влагонепроницаемости).

Двигатель шамшуренковской коляски, несмотря на его схожесть действия с велосипедным двигательным механизмом (при помощи ног), всё же несколько отличался в работе. В основном потому, что вращать запускающий колёсный привод ворот должны были два человека, что, конечно, создавало в условиях XVIII века определённый дискомфорт.

Поздняя реконструкция коляски по типу шамшуренковской (без пассажирского отсека)
Поздняя реконструкция коляски по типу шамшуренковской (без пассажирского отсека)

Тем не менее, позаботился в конструкции своей коляски Шамшуренков и о пассажирах: для них был предусмотрен огороженный от водительского места достаточно просторный отсек.

Удивительное дело, но коляска спокойно развивала сумасшедшую по тем временам скорость –15 км/ч.

В 1753 году, после одобрения построенной коляски чиновниками из Сената, Леонтий Лукьянович Шамшуренков был вновь вызван в Петербург, где и был награждён 50 рублями (по тем временам это была большая сумма денег, на которую ни о чём особенно не заботясь простому человеку можно было прожить целых полгода).

Через пару лет Шамшуренков несколько усовершенствовал свою самобеглую коляску – приспособил так называемый верстометр – своеобразный прообраз современного спидометра. Этот прибор позволял не только мерить пройденный коляской путь, но с его помощью также производились приблизительные расчёты скорости повозки.

К сожалению, дальнейшего развития проект Шамшуренкова в имперской России XVIII века не получил. Согласно некоторым источникам, самобеглая коляска использовалась членами царской семьи для увеселения (поговаривали даже, что на ней каталась её императорское величество Елизавета Петровна), но спустя какое-то время её оставили загнивать в дальнем углу царского каретного двора.

Однако, сама идея Шамшуренкова отнюдь не умерла, и была использована в дальнейшем другими русскими изобретателями при конструировании других, более усовершенствованных механизмов для передвижения.

Подписывайтесь на наш канал, скоро будет много интересного по теме ретро-автомобилей.