Российские электроомнибусы – новое явление в городской среде начала XX века

Омнибус на электротяге Ипполита Романова

Изобретение одного вполне себе действующего электромобиля творческих поисков Ипполита Владимировича Романова никак не притушило. Наоборот, теперь он задумывается о создании полноценной единицы общественного вида транспорта, и обращает своё внимание на омнибус.

Омнибусом в начале прошлого века называлась многоместная пассажирская карета на конной тяге. Соответственно, Романов задумал переоборудовать её таким образом, чтобы двигатель приводился в движение за счёт электричества.

И первая модель была готова уже в 1899 году. Основу экипажа составлял застеклённый кузов с двумя открытыми площадками. Передняя площадка предназначалась для водителя (здесь находились приборы управления), заднюю площадку конструктор оставил для кондуктора. Внутри самого салона были оборудованные вдоль боковых стен скамеечки, – всего в электроомнибусе могло размещаться 15 человек.

Электроомнибус Ипполита Романова на улицах Петербурга
Электроомнибус Ипполита Романова на улицах Петербурга

Конструкция транспортного средства была несложной. Омнибус запитывался энергией из 44 батарей, располагавшихся в восьми ящиках задней части кузова. Таким образом, электроомнибус с их помощью мог проезжать на автономном ходе до 68 километров (это приблизительное расстояние), на самом деле, скорее всего, запас хода был гораздо меньшим). Электрический мини-автобус Романова был оснащён двумя двигателями общей мощностью в 12 лошадиных сил. Максимальная скорость омнибуса составляла 11 км/ч, при этом его конструкция позволяла передвигаться задним ходом.

Плавность передвижения обеспечивалась за счёт мягкой подвески с эллиптическими рессорами, оснащёнными специальными винтовыми пружинами. Колёса, обрамлённые резиновыми шипами, вращались по команде, исходящей от рычага управления. Дополнительно электроомнибус Романова оснащался сигнальными боковыми фонарями, электропрожектором и звонком, предупреждающим о манёврах на поворотах.

Омнибус, выпущенный на московском заводе «Дукс»

Стоит отметить, что помимо Романова реализовать электроомнибусы пытались и другие люди. Так, свою действующую модель подобного транспортного средства представил московский завод «Дукс».

Фирма «Дукс», основанная в 1893 году предпринимателем Юлием Александровичем Миллером, первоначально занималась выпуском велосипедов (которые пользовались, к слову, большим успехом и у москвичей, и у жителей других крупных городов Российской империи). Позже завод «Дукс» существенно расширил производство, приступив к конструированию и выпуску на отечественный рынок паровых автомобилей.

О Мюллере, его заводе и продукции, выходившей из ворот завода, мы поговорим в отдельной статье, здесь мы лишь отметим то, что попробовал Юлий Александрович поэкспериментировать и с электродвигателем.

Дуксовский электроомнибус
Дуксовский электроомнибус

В 1903 году «Дукс» представил широкой публике свой фирменный электроомнибус, рассчитанный на перевозку десяти человек. В конструкции этот омнибус имел множество заграничных деталей, но это нисколько не мешало ему передвигаться по московским дорогам. Пожалуй, единственный его недостаток обнаружился в рулевом колесе, с помощью которого совершался поворот, – передняя ось, как и у конных экипажей, поворачивалась полностью на вертлюге, в то время как в конструкции автомобилей с двигателем внутреннего сгорания тогда уже использовалась более эффективная рулевая трапеция Жанто.

Стоит отметить, что единственный дуксовский электроомнибус некоторое время обслуживал гостевой маршрут от вокзалов до гостиницы «Бристоль» (на Неглинном проезде).

Электрические автобусы – русский проект, который в начале XX века так и не выгорел

Несмотря на все попытки запуска в Санкт-Петербурге и Москве регулярных маршрутов электроомнибусов, закончились они, увы, бесславно.

К примеру, Ипполит Романов, сам разрабатывавший для Питера направления городских маршрутов, даже получил от Городской Думы разрешение на организацию движения электроомнибусов по десяти линиям. Всего Романов предполагал сконструировать и выпустить на улицы до 80 единиц транспорта, однако, этому помешали тяжёлые финансовые условия. У изобретателя просто не хватило денег – стоимость изготовления одного такого автобуса составляла 7 тысяч рублей (очень большие деньги по тем временам). Попытка организации акционерного общества закончилась неудачей, а спонсоров у проекта, увы, не нашлось.

В Москве смелое предложение по налаживанию линии с электроомнибусами от Москворецкого моста до Сущёвки и вовсе у местной городской власти вызвало скепсис. Чиновники посчитали затею легкомысленной и опасной с точки зрения конкуренции для привычных всем извозчиков и конки (видимо, не обошлось тут без предпринимательского лоббирования).

Любопытно, что неутомимый Ипполит Романов позже пытался наладить движение общественного электрического транспорта в Одессе, но и там это начинание ни к чему не привело.

Подписывайтесь на наш канал, скоро будет много интересного по теме ретро-автомобилей.