Цензура вымарала "вольность" великого художника

"Исаак ван Остаде (Isaac van Ostade, 1621 - 1649) - великий нидерландский художник. Является родным братом известного художника Адриана ван Остаде (1610-1685). Адриан был не только братом Исаака, но и его главным учителем. Работы двух художников так схожи по стилистике, технике и сюжетам, что их часто путают.

Исаак ван Остаде родился в Харлеме в 1621 году и прожил довольно короткую жизнь, всего 28 лет. Однако его жизнь была очень плодотворной и за отведённый ему судьбою срок, он успел создать около ста картин, которые сегодня считаются настоящими шедеврами мирового значения и занимают почётное место в истории всего изобразительного искусства. Искусство Исаака ван Остаде - это жанровые сцены на открытом воздухе, с тонкой передачей характера освещения, с серебристыми тонами и драматичной светотенью. Работы Исаака сегодня можно увидеть в музеях Берлина, в парижском Лувре, Мюнхенской Старой Пинакотеке, Национальной галерее в Лондоне, музее Тисена-Борнемиса в Мадриде, а также в петербургском Эрмитаже "Замёрзшее озеро". Большая часть картин находится в частных коллекциях ценителей высокого искусства." Отсюда

Группа фигуристов в крестьянском доме
Группа фигуристов в крестьянском доме
Замерзшее озеро
Замерзшее озеро
Зимний пейзаж с фигуристами на замершем канале
Зимний пейзаж с фигуристами на замершем канале

Ребята, да он же такой был молодой!!!

  Исаак ван Остаде,  автор Корнелис Дюсарт
Исаак ван Остаде, автор Корнелис Дюсарт

На картинах голландца ван Остаде закрашивали обнажённых крестьян

ЛОС-АНДЖЕЛЕС. Голландский живописец XVII века Исаак ван Остаде (Isack van Ostade) всегда считался более спокойным художником, чем его брат и учитель Адриан (Adriaen van Ostade), известный своими веселыми, а иногда и нахальными сценами из повседневной жизни крестьян. Однако, недавняя реставрация картины из британской Королевской коллекции, показала, что и младший брат иногда проявлял незатейливый юмор при написании своих картин, изображая, например, писающего человека. А на днях музей Нортона Саймона (Norton Simon Museum) в Пасадене поделился аналогичным открытием: на картине 1641 года ван Остаде-младшего реставраторы нашли крестьянина, совершающего акт дефекации.

Исаак ван Остаде -- Крестьяне разделывают свинью перед сельским домом (1641). До реставрации.
Исаак ван Остаде -- Крестьяне разделывают свинью перед сельским домом (1641). До реставрации.

“На протяжении долгого времени, люди думали об Исааке как о более скромном и менее скандальном из двух братьев, авторе спокойных сцен из повседневной жизни крестьян”, — говорит Кэрол Тогнери (Carol Togneri), главный куратор музея Нортона Саймона. — “Теперь мы видим и его грубоватую сторону.”

Оба брата работали в своем родном Гарлеме в развивающейся в то время области жанровой живописи, изображая обычную жизнь и не трогая библейские, исторические или мифологические темы. Адриан рисовал больше сценки в интерьере, в то время как Исаак — удивительно плодовитый, учитывая, что он умер в 28 лет — тяготел к изображению людей и ландшафтов.

Что касается картины из британской Королевской коллекции, то на отреставрированном полотне «Деревенская ярмарка с церковью позади» (A Village Fair With a Church Behind), принадлежащем королеве Елизавете и в настоящее время входящем в реестр голландской живописи Букингемского дворца, крестьянин, сняв штаны, приседает в некотором удалении от толпы. Ориентировочно в 1903 году фигуру крестьянина «превратили» в куст, что больше соответствовало вкусам того времени. Кстати, королева Виктория, например, определяла стиль голландских картин в своей коллекции как «низкий».

Не известно, кто и когда «дорисовал» картину из коллекции музея Нортона Саймона «Крестьянин около фермы, где разделывают свинью» (Peasants Outside a Farmhouse Butchering Pork). Калифорнийский промышленник Нортон Саймон приобрёл полотно в 1969 году у дилера из Амстердама. К тому времени картина демонстрировала все признаки почтенного возраста: пожелтевшие слои лака, горизонтальные трещины вдоль центральной части деревянной панели. Однако, она имела и признаки частичной реставрации, в том числе, в нижнем левом углу, где человек, одетый в зеленые штаны, сидел на стуле и, казалось, наблюдал за тем, как мясники разделывают свинью.

На том месте, где был изображён сидящий человек, «краска была гладкой, более непрозрачной и не такой тонкой, как на остальном полотне, что было немного подозрительно», рассказала Деви Ормонд (Devi Ormond), реставратор Музея Гетти (Getty Museum), которая и работала над картиной по заказу музея Нортона Саймона на протяжении последних двух лет (мелкие музеи часто передают картины на реставрацию в более крупные центры). Ормонд решила провести дополнительные исследования, просветив картину на рентгене, а также попыталась частично снять верхний слой краски при большом увеличении при помощи скальпеля.

Под зелеными штанами она увидела оранжевую краску, которая соответствовала тону кожи других персонажей. Нарисованный стул, как оказалось, также не имел отношения к первоначальной картине, скрывая полуголую фигуру.

Деви Ормонд впервые сделала открытие в 2014 году, но лишь в ноябре этого года полностью завершила свою работу. Говоря о картине, она отметила, что когда её студию посещали высокопоставленные персоны, картину ван Остаде приходилось переворачивать таким образом, чтобы не смущать никого изображением на ней.

В музее Нортона Саймона полотно снабдили поясняющей надписью: «В ходе реставрации было обнаружено, что человек в левом нижнем углу решил ответить на вызов природы».

Анна Сидорова © Gallerix.ru Източник

Трезвый голос с галёрки:

Автор статьи, Анна Сидорова, очевидно очень далека от голландского искусства 17 века. Занятно читать ее тексты типа: "нахальными сценами из повседневной жизни крестьян". Если бы она потрудилась хотя бы что-нибудь узнать об изобразительном языке голландских живописцев той поры, то узнала, что это, на первый взгляд обывателя, простое бытописание, на самом деле весьма затейливое иносказание. Я представляю, каково будет возмущение госпожи Сидоровой, узнай она, что обычные куры в траве у забора, на полотнах голландцев, на самом деле означают можно сказать непристойную сцену. Вы уж поберегите, пожалуйста, нашу нравственность.

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

На сегодня культ-поход завершён :о)))

Предлагаю прочитать:

Глухой телефон альтернативщиков (о сфумато Леонардо да Винчи)

Вуаль на мраморной вуали (как делаются мраморные вуали)

Двуглавый орёл Монтесумы (история одного портрета)

Красота от античности - 1 (о свастиках и стиле ампир)

Красота от античности – 2 (о Наполеоне-императоре)

Красота от античности – 3 (русские особенности ампира)

Красота от античности – 4 (полы во дворцах)

Красота от античности – 5

Почти тысячу лет назад (древнейшая церковь с удивительной росписью)

Портретное дело на Руси (и о Петре)

Свастики Романовых (портреты Петра и Екатерины)

Каждый из нас, видя себя в зеркале, и не задумывается…

Кузнецы Телангана

Как и когда мадонны Леонардо да Винчи попали в Эрмитаж

Античная сказка на севере Европы – 2

Античная сказка на севере Европы -3

Античная сказка на севере Европы – 4

Чудеса не в решете, чудеса – в истории :о) (бронза)

Об иконе Сергия Радонежского и татаро-монголах

Макеты – это не игрушки, а произведения искусства

Создатель модели Исаакиевского собора – Максим Салин

Кованная поэма Элизабет Голуч