Античная сказка на севере Европы - 3

08.11.2017

Здравствуйте, друзья :о) Усаживайтесь поудобнее, ибо перед вами будут разкрываться дела коммерческие (и не очень) давно минувших дней.

Речь зашла об античной статуе Юпитера, ныне находящейся в Эрмитаже.

То, что я сегодня узнала, пробудило возпоминание о том, как альтернативщики дружно заявляли о фальшивости древностей Азии и Востока после того, как над ними потрудились боевики ИГИЛ (запрещённой у нас организации). А как же, там же арматура торчала!!! Интересно, что они будут заявлять после сегодняшней моей статьи, ведь они сами все свои аргументы по поводу античности Питера строят не только на "затопленных" этажах, но и на античном виде и наличии античных скульптур?

В прошлой статье я начала приоткрывать завесу истории появления статуи Юпитера в Эрмитаже. Выяснилось, что в Россию она попала в результате покупки антиквариата из музея Ватикана (галереи Кампана).

Откуда она вообще взялась там?

Томас Дженкинс, Бартоломео Кавачеппи, Франческо Антонио Францони и древности Альбано I

"Территория Альбано и Кастель Гандольфо всегда представляла для посетителя богатую концентрацию исторических свидетельств, природных красот, художественных и археологических памятников. Во второй половине восемнадцатого века копатели и скульпторы-реставраторы по этим причинам выбирали её, как курорт, чтобы избежать римской летней жары, и как привилегированное место для открытия античности.

С 1775 года Томас Дженкинс, богатый английский купец, занимающийся произведениями искусства, обладал роскошным особняком в Кастель-Гандольфо, уже бывшего резиденцией генерала-отца иезуитов, где "большая группа гостей могла иметь комфортабельные номера, оживленные конференц-залы и лоджии, где вы можете спокойно прогуляться", - отмечал Гёте в своем заявлении о пребывании и опубликованном в октябре 1787 года на англосаксонском антикваре.

Другая сторона - скульптор Бартоломео Кавачеппи - итальянский реставратор, торговец и один из "законодателей вкуса" -  купил в Альбано казино, расположенное по дороге из ратуши в монастырь Капучини, откуда он отправлялся на руины амфитеатра Домициана. Оба использовали свою летнюю резиденцию также для хранения и продажи антиквариата, находящегося в их распоряжении.Оба хорошо знали друг друга. Дженкинс обращался к Кавачеппи, как к опытному реставратору и как к посреднику в продаже статуй, найденных на разкопках, которые он рекламировал, пользуясь тем фактом, что скульптор Кавачеппи с середины века приобрел международную репутацию.

Кажется, однако, что последний играл немалую роль в продажах, сделанных Дженкинсом Музею Ватикана. 15 апреля 1771 года Кавачеппи отметил, что у него был бюст Пертинаса, принадлежащий Дженкинсу, и что он вернет двадцать эскудо законному владельцу Джону Баттисте Висконти, купившему его для музея Пио-Клементино, "согласно нашему соглашению" - как он сам уточнил 12 октября того же года.Это должно было произойти вскоре после того, как 9 ноября того же года казначей Браши, будущий Пий VI, разрешил платежное поручение 180 эскудо для бюста, «представляющего императора Пертинаса». Оба они также имели древние находки из района, в котором они проживали в течение летних месяцев. Например, у Кавачеппи были архитектурные фрагменты, характеризующиеся богато украшенным орнаментом,  найденные на вилле Домициано, которые запечатлены в 3 томе коллекции древних статуй, бюстов, голов и других древних скульптур, восстановленных кавалером Бартоломео Кавачеппи.

Из великолепной обители благородной римской семьи  появились туловище и голова минотавра, которые Кавачеппи купил в 70-х годах в Риме из Барберини, перепродав их немедленно в Висконти для музея Пио-Клементина.

Однако деятельность Дженкинса в этой области была в основном связана с археологическими находками...

Годы спустя он сделал еще одну важную находку, о которой он сообщает 9 апреля 1785 года в письме к Таунли: «Я сейчас копаю виноградник моего дома в Кастель Гандольфо, Руины - благороднны, вероятно, Вилла  Домицианов, нашли торс и некоторые другие части колоссальной статуи, самую прекрасную скульптуру". Это был торс колоссальной мраморной статуи из пентликов (гора Пентелион, где добывался мрамор - Взор), позже восстановленной как сидящий Юпитер, сегодня в Эрмитаже Санкт-Петербурга. Работа не осталась у его счастливого первооткрывателя - она перешла к скульптору Карло Альбацини и архитектору Джузеппе Валадье, который, в свою очередь, в 1796 году, заказывая статуи для фасада собора Орвието скульптору Винченцо Пакетти, убедил его создать сообща компанию, чтобы восстановить и продать ее. 9 февраля 1798 Франческо Антонио Франзони принял корпоративное соглашение, вносит свой вклад в оплату покупки части скульптуры и ее реставрации вместе со своим братом Джузеппе (1802), а затем пытается облегчить покупку с помощью менеджеров музея Pio-Clementino, в 1803 году с его другими антиквариатами на 2500 эскудо, но напрасно".[1]

Надо бы несколько слов сказать и о

Бартоломео Кавачеппи

"В 1740-е приобрел уже большую известность главным образом как реставратор, умевший из отдельных найденных фрагментов (иногда различных эпох) воссоздавать статуи, бюсты, изделия декоративно-прикладного искусства. Пользовался покровительством Винкельмана, назвавшего мастерскую Кавачеппи на виа Бабуино "Museo Cavaceppi" из-за большого количества находившихся там антиков.

При посредничестве Винкельмана начал работы по изготовлению копий и реставрации памятников для собраний прусских коллекционеров и дворца в Сан Суси. В 1768 совершил с Винкельманом путешествие в Берлин. Другим покровителем Кавачеппи стал кардинал Алессандро Альбани, для виллы которого он исполнял различные работы. Сблизился с английскими художниками-дилерами из окружения Альбани — Т. Дженкинсом, М. Бретингхемом, Г. Гамильтоном, которые собирали и продавали произведения античного искусства. С 1746 Кавачеппи был главным исполнителем реставрационных работ для собрания пап. Для Капитолийского музея отреставрировал знаменитую статую Фавн из красного мрамора и бюст Фаустина Старшая; работал и для музея Пио-Клементино. Его произведения приобретали английские заказчики, например, для архитекторов братьев Дж. и Р. Адам Кавачеппи исполнил реставрацию статуй Церера (Лондон, Саймон-Хаус), Ганимед; для других частных заказчиков из Англии — копию статуи Мирона Дискобол (Англия, частное собрание); для аббатства Вобурн — копию бюста императора Каракаллы (ок. 1756—1770, Лос-Анджелес, фонд П. Гетти). Выполнял заказы знатных римских семейств Киджи, Боргезе, Торлония; в его мастерской через своих агентов приобретали работы Екатерина II, Густав II Шведский, испанский посланник, кардинал Х. Н. Д’Асара и др. В 1768—1772 Б. Кавачеппи издал каталог своей коллекции." [2]

Со всеми этими сведениями связана и история, изложенная в статье:

Танцующий фавн, утраченная статуя Павловского дворца. А. В. Круглов. [3]

"Стало возможным восполнить наши знания по истории создания коллекции античной скульптуры в Павловском дворце и воссоздать облик одной из древнеримских скульптур, погибших в пожаре 1803 года, - статуи "Танцующий Фавн". Важность последнего трудно переоценить, насколько известно, не сохранились какие-либо её графические  или живописные изображения, восходящие к эпохе Павла Петровича и Марии Федоровны, совершивших приобретения этой и других античных скульптур 24 февраля 1782 года в Риме."

И тут, обратите внимание, друзья, о проблемах учёные говорят, как всегда, открыто:

"...однако сведения о датах приобретения древнеримских статуй, их количестве, поступлении, как и сами отождествления, остаются неполными и противоречивыми"

"Основным источником информации для настоящего исследования явились материалы из Архива Таунли, хранящегося в Британском музее.  Речь идёт о недавно опубликованных и ставших доступными в больших объёмах письмах (более четырехсот) английских антикваров, диллеров, археологов и художников в РимеТомаса Дженкинса и  Гэвина Гамильтона, адресованных коллекционеру Чарльзу Таунли.

Сведения из писем оказались совместимыми с тем, что было известно о статуе Фавна, гипсовый слепок которой уже более двух столетий находится в Собрании гипсовых слепков Археологического музея Университета Геттингена. (илл. 1-2) Помимо значения в истории Гранд Тоур и истории коллекционирования антиков в России бывшая статуя Павловского дворца имеет особое отношение к истории изучения собственно античной скульптуры."

Вообще-то XVIII-XIX века не были глухими и отсталыми временами. Уже издавались газеты и журналы, а путешественники переписывались не только с родными, но и с приятелями, коих заводили по всему миру. Потому сведения о многих вещах написаны не только в докладах чиновников, не только в прессе, но и вообще, во множестве писем и дневников. По этой простой причине всякие выдумки легко разбиваются сообщениями очевидцев. Питер не был откопан, и не был античным. Античная скульптура, имеющаяся в Петербурге - вся завезена. Известно даже время её привоза и доставщики. То, что статую Юпитера выкопали, причём, сильно разбитую, и то, что её подвергли реставрации, можно найти и в римской газете "Diario ordinario', которая извещала о раскопках и находках регулярно. Вообще роль Ватикана в этом "античном эльдорадо" очень любопытна. Но об этом в другой раз :о)

На этом можно было бы и завершить тему античных скульптур Петербурга. И всё-таки:

добавлю ещё, что статуй Зевса за длительную историю накопилось много.

"В воображении греков Зевс был наделен всеми самыми благородными элементами человеческого характера. Он правил делами людей с отеческой доброжелательностью. Он вознаградил доброту, наказал нечестивых и был вместе с начальником правосудия. Кивнув головой, он изложил свою волю, и не было обжалования его указов.

Естественно, греки изображали этого бога как существа величественного роста и великого, доброжелательного лица, а скульпторы изо всех сил старались сделать статуи достойными этой концепции. По общему согласию в качестве наиболее подходящего выражения этого идеала был принят определенный тип лица. Наконец великий художник по имени Фидий создал статую, которая прекрасно воплотила все идеи, на которые нацелились другие скульпторы. Она имела колоссальный размер, выполнена из золота и слоновой кости, и была установлен в храме Олимпии. С этого момента каждый скульптор, которому приходилось представлять Зевса, должен был только повторить проект Фидия.

Теперь мы знаем, что чем дальше имитатор получает исходный стандарт, тем слабее его копия. Первые преемники Фидия сделали прямые исследования из его статуи, но те, кто пришел после работы с копиями. Еще позже художники взяли для своих моделей копии этих копий, пока, наконец, не исчезла значительная часть первоначального величия концепции Фидии.

Бюст Зевса, воспроизведенный на нашей иллюстрации, считается далекой копией главы статуи Фидия." [5]

Голова Юпитера из Отриколи. Римская копия греческого оригинала с 4-го века до н.э. Музей Пио Клементина (Ватиканский музей в Риме, Италия)

Есть копия и в Риме :о)

Roman marble copy of a Greek statue of Jupiter, 200–300 AD, 230 cm. Ex-Palazzo Verospi, Rome (c. 1680–1771); bought in December 1771 for Clement XIV. Pierluigi Lotti, ‘Alcune note su Palazzo Verospi’ in Alma Roma 3 (September–December 2000), pp.201–232 (p.214) Present location: Rome, Musei Vaticani, Inv. no. 671 (Римская мраморная копия греческой статуи Юпитера, 200-300 гг. Н.э., 230 см. Ex-Palazzo Verospi, Рим (ок. 1680-1771); купленный в декабре 1771 года для Климента XIV. Пьерлуиджи Лотти, «Alcune note su Palazzo Verospi» в Алма-Роме 3 (сентябрь-декабрь 2000 года), стр. 201-232 (стр.214) Настоящее место: Рим, Музей Ватикана, Инв. нет. 671)[4]

Статуя Зевса (Юпитера) была столь популярной, что и императоры изображались подражательно :о) В Эрмитаже имеется скульптура, прибывшая вместе с Юпитером, изображающая Октавиана Августа

В основе памятника, найденного в обломках и реставрированного итальянским скульптором Ф. Гнаккерини, лежит статуя Зевса Олимпийского, работы Фидия. Скульптура могла быть создана в Италии после смерти Октавиана Августа, после учреждения культа императора при царствовании Тиберия. Именно в это время широкое распространение получают изображения сидящего императора, а влице передаются черты всегда только молодого Августа. http://school-collection.iv-ed...

Как видим, потребность подражать героям и эталонам дожила до наших дней :о) Только нынче подражают не богам, а, например, древним украм или недорослю Митрофанушке :о)))

Ссылки:

1 -http://www.academia.edu/605548...

2 - http://evropeyskoe_iskusstvo.a...

3 - http://www.academia.edu/422556...

4 - https://www.ilab.org/catalog_view/2859/2859_018051-Mosman.pdf

5 - http://gutenberg.polytechnic.e...

Как мы с вами понимаем, осталось нам выяснить сущие пустяки. Это - в следующей статье. А пока напоминаю, где было начало разследование:

Античная сказка на севере Европы

Античная сказка на севере Европы – 2