Арси с берегов Тарима

01.01.2018

Гуамоко - автор Журнала Здравомыслие

Нихао, мои драгоценные читатели!

Конец XIX века, вне всяких сомнений, является в мировой истории совершенно особым временем. Именно на этот период пришелся самый расцвет европейских империй - и именно тогда начали завязываться те узлы, которые впоследствии пришлось рубить целыми двумя Мировыми Войнами. Именно в это время кисти ван Гога, Моне, Репина и Сурикова, перья Толстого, Достоевского, Тургенева и Диккенса, тонкое музыкальное чутье Чайковского, Верди и Вагнера творили то, что и поныне считается вершиной мировой культуры. Именно тогда вписывали свои имена в историю науки Менделеев, Рентген и Максвелл. И именно на эту эпоху пришелся романтизируемый впоследствии пик исследования и покорения фронтира. Множество путешественников в пробковых шлемах, широкополых ковбойских шляпах, русских офицерских фуражках и казачьих папахах, или даже без подобных аксессуаров, во множестве бороздили неизведанные прежде уголки суши и моря, устраняя белые пятна на картах, становясь прототипами героев Жюля Верна и Редъярда Киплинга, подталкивая, казалось бы, насквозь пропитавшихся библиотечной пылью географов, этнографов и историков к тому, чтобы пройти по их следам и, увидев своими глазами невиданные прежде диковины, пополнить сокровищницу научного знания.

Для истории исследования Средней Азии и Тибета таким человеком стал швед Свен Андерс Гедин, начиная с 1886-го года предпринявший целый ряд крупных экспедиций по региону и по их результатам составивший обширные описания ландшафтов и ранее неизвестных исторических памятников. Его книга "В сердце Азии", увидевшая свет в 1898-м году, произвела настоящий фурор в научном сообществе и вдохновила на организацию собственных экспедиций огромное множество этнографов, прежде имевших репутацию "кабинетных исследователей".

Аурель Стейн
Аурель Стейн

В числе последних был и британский ученый (тогда это звучало гордо) венгерского происхождения Аурель Стейн, главной областью интересов которого в то время являлись караванные пути, связывавшие Европу с Китаем в эпоху Римской империи. Восстанавливаемый по ходу экспедиции древний торговый маршрут привел его в долину реки Тарим. Там участниками экспедиции были сделаны две находки. Первая - деревянные таблички, на которых древним слоговым письмом брахми (имеющим, по мнению различных ученых, не то индийское, не то арамейское происхождение) были записаны тексты на неизвестном языке. И второе - мумии высоких рыжеволосых людей, несомненных европеоидов, которых, согласно тогдашним научным представлениям, в тех краях в принципе не должно было быть.

 Одна из таримских мумий. Музей Синьцзян-Уйгурского автономного района, г. Урумчи, КНР
Одна из таримских мумий. Музей Синьцзян-Уйгурского автономного района, г. Урумчи, КНР

Первоначально новообнаруженное племя было названо тохарами - по имени скифского (ираноязычного) племени, разрушившего Греко-Бактрийское царство и благодаря этому известному в европейской историографии. Казалось бы, подобная ассоциация была однозначно верной, поскольку было достоверно известно, что тохары (известные в древнем Китае как юэчжи) откочевали в Бактрию примерно из тех мест. Однако, со временем в этой версии обнаружились противоречия.

Во-первых, тохары-юэчжи во всех источниках упоминались, как кочевники, в то время как захороненные с таримскими мумиями предметы быта явно указывали на оседлую земледельческую культуру.

 Табличка с образцом надписи на тохарском языке
Табличка с образцом надписи на тохарском языке

Во-вторых, язык, на котором были записаны обнаруженные тексты, будучи явно индоевропейского происхождения, к иранской группе (к которой относится скифский) не относился. В результате дешифровки текста с табличек были найдены две версии предположительного самоназвания народа: "арси", или "кусан". Тем не менее, название "тохары", хоть и было неточным, к тому моменту уже прижилось. Используется оно и в наше время, иногда, во избежание путаницы, приобретая уклончивую форму "псевдотохары".

Так или иначе, результаты экспедиции в целом, включая и открытие тохар, произвели на научное и околонаучное сообщества предсказуемо сильное впечатление. Организатор экспедиции был посвящен в рыцари и стал именоваться "сэр Аурель Стейн", представления официальной науки о древней истории региона стали стремительно пересматриваться. А в среде и без того испытывавших нездоровый интерес к соседнему с долиной Тарима Тибету мистиков и эзотериков стало набирать силу националистическое течение. А как же иначе, если на западе Китая, как оказалось, в древности жили белые люди?

Но кем же все-таки на самом деле были загадочные "псевдотохары"-арси?

Сразу разочарую тех, кто увидел в предполагаемом этнониме "арси" намек на "арии", или считает, что любые европеоиды, обнаруженные на просторах от Карпат до Камчатки - непременно древние русы: ничего подобного. Против этого восстает язык тохарских текстов.

В лингвистике существует условное деление индоевропейских языков на группы "кентум" и "сатем". Наименования групп происходят от обозначения числа 100 в латинском (centum) и авестийском (satem) языках. Во всех индоевропейских языках обозначение числа 100 является в той или иной степени вариацией одного из этих случаев. В славянских языках, как в русском, так и в сербском, чешском, или болгарском, это "сто". В индоарийских, к примеру, в санскрите - "satam". Принадлежность их к группе "сатем" очевидна. Приведем и примеры с другой стороны: испанское "ciento" или французское "cent" ясно дают понять о принадлежности этих языков к группе "кентум". На тохарском же "сто" будет "kante". И это не единственный признак. В целом лингвистический анализ показывает, что из современных ему языков тохарский был ближе всего к древнегреческому, хеттскому и латыни (все - группа "кентум"). Не до уровня понимания без перевода, конечно, но значительно ближе, чем иранские, индоарийские и славянские языки.

Карта ареалов "кентум" (синий) и "сатем" (красный)
Карта ареалов "кентум" (синий) и "сатем" (красный)

Это же наблюдение делает тохар-арси весьма примечательным народом. Дело в том, что к группе "сатем" относятся восточные индоевропейские языки, в то время как группа "кентум" достаточно компактно размещена на западе континента. За одним единственным исключением, коим и является тохарский язык. Ряд исследователей (таких, как Л. С. Клейн и А. А. Ковалев) объясняют это происхождением от европейских неолитических культур. Другие (В.Н. Данилевский, В.В. Напольских), основываясь на данных археологии, называют предком тохар Афанасьевскую культуру, локализуемую в Минусинской котловине (Хакасия), что выглядит реалистичнее с точки зрения миграций, но не дает объяснения языковой аномалии. Таким образом, единого мнения о том, как предполагаемые европейцы (даже без приставки "индо-") попали на восток Китая, в настоящее время среди исследователей нет.

Относительно достоверно можно сказать, что история арси началась в середине II-го тысячелетия до н.э. Если точнее - в XVIII в. до н.э., которым датируются наиболее древние из таримских мумий. Примерно в это время переживала свой расцвет Микенская цивилизация, в Вавилоне царь Хамураппи формировал свой знаменитый свод законов, на острове Врангеля исчезали последние мамонты. А в интересующем нас регионе, лесостепной полосе Евразии, простиравшейся тогда изрядно шире, чем в наше время, и захватывавшей бассеин Тарима, происходили странные, небывалые события, отголосок которых ныне известен археологам, как Сейминско-турбинский транскультурный феномен. Этот феномен заключается в том, что на всем пространстве от Финляндии до Монголии в большом количестве погребений обнаруживаются бронзовые изделия характерных форм, костяные пластинчатые доспехи и нефритовые украшения, неизвестные для местных культур как до названного времени, так и после него. Как будто некий народ вихрем пронесся через весь континент, после чего исчез без следа, не оставив после себя даже воспоминания. При этом, как полагает ряд исследователей (например, упоминавшийся выше В. В. Напольских), данные археологии указывают на то, что этот народ и рассматриваемые нами тохары-арси имели общих предков, кем бы они не являлись.

  Сейминско-турбинские бронзовые изделия
Сейминско-турбинские бронзовые изделия

Дальнейшая их история может быть выявлена только косвенно. В XI-X веке до н.э. вдоль северо-западных границ древнекитайской империи Чжоу обитали жуны, которых китайцы описывали, как высоких светлоглазых блондинов с густыми рыжими бородами. Были ли это арси - неизвестно. Но весьма вероятно. К слову, царство Цинь, в III в до н.э. объединившее под своей властью весь Китай и давшее начало первой китайской империи, считалось изначально наполовину жунским.

В I веке н.э. ко двору римского императора Клавдия прибыло посольство с востока, которое, по свидетельству Плиния Старшего, описывало жителей восточного Китая, как людей выше среднего роста, с льняными волосами и голубыми глазами. Были ли это арси - неизвестно, но скорее всего - именно они.

Ко II веку н.э. относятся самые поздние из таримских мумий. Примечательно, что мумии этого периода все больше и больше начинают приобретать монголоидные черты. После этого арси по каким-то причинам прекратили хоронить своих мертвецов подобным образом.

Тем не менее, полностью не исчезли. В IV веке дальние потомки жунов, племена ди, земледельцы из Сычуани и Ганьсу, активно поучаствовали в дележе распавшегося Северного Китая и основали на его территории три из шестнадцати варварских государств. Они, впрочем, были уже почти полностью монголоидами.

В целом же среди варварских племен, обитавших вокруг Китая, в последующие столетия нет-нет, да и рождались рыжеволосые дети со светлыми глазами. Говорят, таким был Чингисхан. А является ли причиной этого кровь тохаров-арси... Кто знает?

Източник

Предлагаю прочитать:

Европеоиды древней Сибири 1

Европеоиды древней Сибири. 2

Игра в «китайского болванчика»?

Игра в китайского «болванчика»? - 2 (о таримских мумиях)

Игра в китайского «болванчика»? - 3

Индоевропейцы в пустыне 1

Улыбка чеширского кота и кое-что из истории кельтов

Кто такие были финикийцы?

Сибиряки ли наши братья сербы?

Окончательно определены истоки цыганского народа

Обнаружение хеттского государства