«Драконья печь» - античная технология

10.03.2018

Драконья печь гениально проста. Китайская пословица “Печь с  дымоходом – дрова на ветер” не про неё. В этой печи нет ни дымохода, ни трубы.  Тяга в ней создается за счет разности высот  “Головы дракона“ - главной топки, расположенной внизу холма,  и выходного  отверстия на его вершине — “ Хвоста дракона“.
Драконья печь гениально проста. Китайская пословица “Печь с дымоходом – дрова на ветер” не про неё. В этой печи нет ни дымохода, ни трубы. Тяга в ней создается за счет разности высот “Головы дракона“ - главной топки, расположенной внизу холма, и выходного отверстия на его вершине — “ Хвоста дракона“.

Такая конструкция создает оптимальные условия для воздушной тяги и поддержания в печи необходимого температурного режима (до 1350° С). Атмосферный режим в печи мог быть окислительным при открытом доступе воздуха через специальные отверстия в корпусе либо восстановительным, если не было прямого контакта обжигаемых изделии с кислородом. Средневековые «драконовые» печи сооружались из кирпича, имели длину от 30 до 60 м и использовались для обжига различных видов фарфоровой и керамической продукции. В провинциях Чжэцзянь, Лиьхой, Цзянсу и других сохранились остатки десятков, если не сотен, древних гончарных мастерских с «драконовыми» печами10. Некоторые из них превращены в музеи.

Действующая сегодня «драконовая» печь находится в небольшой керамической артели в деревне Чжаншу, рядом с Исппом. Специалисты и местные гончры утверждают, что эта печь работает в течение уже 300 лет. Она располагается на искусственно созданном земляном склоне. Длина печи — 45 м, ширина — 2,3 м, высота — 1,8 м, внутренний объем — 80 куб. м. Для одного полного обжига требуется 5000 кг сухой сосны и 1500 кг угля. Максимальная температура в печи — 1200°С. Лучший участок для обжига — центральная, часть печи, где температура наиболее устойчива и легко поддается контролю. Весь процесс состоит из нескольких этапов. Первый — загрузка печи керамической продукцией, где заняты 8 чел. в течение 5-7 часов. Второй этап — предварительный нагрев печи — длится 22-24 часа и требует участия 3 чел. Обжиг продолжается 12-14 часов; в этой операции заняты две рабочие группы по четыре человека каждая. В ходе обжига через сквозные боковые отверстия в длинных стенках печи внутрь подбрасывается топливо. После обжига, когда израсходован весь запас дров и угля, печь остывает в течение 24 часов, затем групна из восьми человек за 5-7 часов разгружает печь.

Приведенные данные позволяют судить о значительной трудоемкости и длительности операции обжига в традиционном гончарстве. Кроме того, печной обжиг требует много топлива...". Отсюда

Чайник из "Драконьей печи"

Будучи большим поклонником керамической чайной посуды, каждый раз, оказываясь в районе Шанхая или Ханчжоу, стараюсь посетить городок Исин — центр производства известной посуды «из фиолетового (багрового) песка» (цзыша 紫砂).

Для производства такого рода керамики используется добываемая в здешних же горах глина, благодаря наличию окислов железа, чаще всего, имеющая бурый оттенок. Чайники из этой глины, с одной стороны, имеют главное достоинство фарфоровой посуды: прочность и устойчивость к резким перепадам температуры, с другой — большие, по сравнению с фарфором, поры, в связи с чем, хороши для невнимательных, нетерпеливых и забывчивых чаеведов: термоизолирующие свойства посуды выше, а посему меньше шансов обжечься; благодаря высокой степени адсорбции чай из такой посуды можно пить и через сутки — он не испортится. Единственный эстетический недостаток — матовость (бурая глина не глазируется при обжиге). Она уходит по мере использования чайника: он начинает блестеть за счет впитываемых из чая масел. Если пойти дальше, то можно даже вырастить в чайнике «чайные горы» (чашань) из откладывающихся на стенках чайника экстрагируемых веществ чая. Коллекционированием этой полезной во всех отношениях посуды я занялся около 5 лет тому назад: потихоньку научился не бросаться на красивые, но бесполезные декоративные чайники, стал ценить простоту форм и матовость цвета, завел знакомство с некоторыми исинскими мастерами, стал интересоваться историей исинской керамики. И вот тут-то я в очередной раз убедился в величии Московской Чайной Культуры: в Москве обнаружился древнейший пласт китайской культуры. Здесь мне впервые попались чайники «драконового обжига». Лун-яо (дословно «драконовая печь») — это традиционная для старого Китая печь для обжига керамики. Такого рода печи я чаще встречал на страницах книг и в музеях (например, в Ханчжоуском музее фарфора восстановлена печь эпохи Сун). О том, что кто-то сейчас еще обжигает свои работы на дровах (а именно они служили топливом для луняо), я до этого не слыхал. И хотя авторитетные Московские хранители обоженых на дровах чайников наивно полагают, что исинские чайники делаются на гончарном круге, само слово «драконий обжиг» в душу запало. В один из визитов в Исин решил сразу прижать мастеров-«барыг», продающих неопытному иностранцу обжигаемые в газовой (или электро) печи чайники: «Куда вы от меня прячете чайники обоженые на дровах? И не говорите, что у вас их нет, у нас вся Москва такими заполнена!» И ОНИ ЗАГОВОРИЛИ: В Исине действительно существует Драконья печь Лунъяо. Но — это памятник культуры, охраняемый государством. Для обжига чайников она не используется. Да и вообще, учитывая стоимость дров, ее разводят раз в месяц-два, для поддержания материального благополучия ее смотрителей: государственных средств на памятник выдают не столь уж много, вот они и крутятся. Конечно, мы не поверил в такие рассказы и попросил предъявить печь для инспекции. Печь предъявили

Традиционная печь для обжига исинской керамики Печь представляла собой длинную постройку, спускающуюся с холмика под углом около 45 градусов. Табличка гласила, что эта печь была взята под защиту государства 22 октября 2002 года. В печи шла активная работа по загрузке.

Загрузка печи Как выяснилось, каждый обжигаемый предмет помещается в печь внутри двух горшков: для защиты от попадания мусора и обеспечения равномерности обжига.

Защитные горшки для  обжига
Защитные горшки для обжига

Что же в эту печь грузили? Достаточно грубые большие вазы, цветочные горшки и т.п. предметы. Ни одного чайника. Как сказали мастера, обжигать в этой печи чайники — дело неблагодарное: сложно выдержать необходимую температуру. Все что сейчас в ней обжигается — это имитация (не будем употреблять слово подделка) древней керамики: благодаря этому она получается столь же грубой и с теми же дефектами.

Продукция Лунъяо
Продукция Лунъяо

После знакомства с драконовой печью, самым естественным желанием было проверить, а чем же будут отличаться чайники, вышедшие из этой печи, от обычных (обоженных в современной печи)? На проведение такого эксперимента после энергичных уговоров согласился мой давний знакомый мастер-самоучка (то есть не принадлежащий к известной гончарной семье) Шэнь Хэпин. Почему его пришлось уговаривать? Во-первых, надо стать в очередь на обжиг и принести не один чайник. Решено: заказом 3 чайников. Во-вторых, в связи с отсутствием современной системы регулирования температуры (датчики температуры в драконовой печи не предусмотрены, и основным способом регулировки температуры является открывание и закрывание расположенных по всей печи небольших отверстий) нет никакой гарантии, что чайник не изменит форму или треснет. Кроме того, получить в таких условиях однородный цвет очень и очень сложно. Решено: согласием выкупить даже черепки по цене нормального чайника, а также заменой материала с багровой глины на желтую (дуаньни), менее требовательную к четкому соблюдению условий обжига. В итоге, после 3 попыток (на что было потрачено более 2 месяцев) удалось получить очень даже симпатичный чайник, в котором наличествуют основные особенности «драконового обжига».

Исинский чайник  традиционного обжига
Исинский чайник традиционного обжига

По мнению Шэня, к ним относятся:

1. глянцевость поверхности (получившаяся за счет использования смолистых сосновых веток и неизбежной при открытом обжиге золы)

2. более темный цвет и узорчатость раскраски (заметные особенно на крышке прожилки), то ли по тем же причинам, то ли из-за другой температуры обжига.

Следы обжига в Луняо
Следы обжига в Луняо

По моему убогому мнению, симпатичность его прежде всего в неизбитости и аутентичности технологии. Отчет о его потребительских cвойствах появится позже (пока могу сказать, что снаружи сосной не пахнет), ну а по внешнему виду его можно оценить лишь на троечку: пятна и узоры золы сильно мешают эстетическому восприятию, привыкшему к современным высоким технологиям. Несмотря на это, данный экземпляр остается в коллекции и в продажу не поступает! Будем его дальше испытывать и постепенно докладывать о результатах.

Източник

В Гонконге имеется одна единственная драконья печь. И она - в опасности

Единственная полная драконья печь Гонконга в городе Туен-Мун находится под угрозой урона, даже разрушения, из плана строительства государственного жилья на её участке.

[камера обжига длиной 20 метров (66 футов). Фото Цанг Ят-хо.]
[камера обжига длиной 20 метров (66 футов). Фото Цанг Ят-хо.]

Традиционная форма драконьей печи восходит к династии Шан (ок. 1600-1046 гг. до н. э.), когда сначала начали обжигать керамику, которая требует очень высокой температуры (1200 ° C или выше), а удлиненная, тонкая куполообразная форма печи дракона, построенная на склоне для захвата возгорания, позволила достичь таких высоких температур, а также сразу вести обжиг несколькими партиями. Ранние печи были более скромными размерами от 5 до 12 метров, но на протяжении веков они выросли до огромных размеров, длиной до 60 метров. Так что, печь в Гонконге - карликовая.

Поскольку печь должна разполагаться на уклоне (холме), то сооружение печей такого рода для городской местности - редкость. Таких печей единицы, и печь в Гонконге - редкость. Именно поэтому её пытаются отстоять неравнодушные китайцы. Об этом здесь

Предлагаю прочитать:

Секрет древнего фарфора Китая

Железо древней Шри-Ланки

Сталь для исламских мечей III в до н.э.

Шри-Ланка – авангард прогресса древних

Античный взлёт науки и техники

До лазеров и болгарок справлялись весьма изобретательно: просто и надёжно

Пушки липовые

Как древние добывали энергию из окружающей среды. Жизнь без лазеров и болгарок...

Глиняный холодильник и глиняный лекарь

Древне-персидский холодильник - яхчал

Римский бетон приоткрывает свои секреты пытливому уму

Терракотовая армия. А васька слушает, да ест (бронзовое вооружение гробницы первого императора Китая было изследовано учёными)

Колесницы древнего Китая - это вам не колесницы Аркаима

«Тесто» для армии первого императора Китая

«Тесто» для терракотовой армии

О лицах воинов терракотовой армии

Как были изготовлены воины терракотовой армии?

BISO KOTUWA – инженерное чудо Шри-Ланки