Древние княжества приполярного Урала

Так уж вышло, что предки мои оказались родом с двух сторон от Урала. И потому историю каждой из частей моей Родины нынче я читаю с каким-то особенным чувством. Особенно - историю Западной Сибири. Мне доводилось,будучи ребёнком, пожить на Южном Урале, довелось пожить в Тобольске, в заполярье и на Алтае. Потому при чтении тех или иных сведений об этих и близких к ним местах перед мысленным взором разворачиваются картины природы тех мест, людей, чьи предки родом оттуда, произошедшие на моём веку изменения.

Сегодня я увидела статью про обнаруженный в приполярном Урале "кремль" и решила малость посмотреть, что же там может быть :о) Приглашаю полюбоваться вместе со мной.

Это карта с рельефом. Место обнаружилось довольно быстро, благо, автор статьи про "кремль" дал ссылочку на карту. Разглядывая карту по ссылке, обнаружила два ориентира: реку Ляпин и пик Парсинъур. Именно пик и позволил установить высоту места, ибо линии рельефа лучше показаны на другом ресурсе. https://peakery.com/peak-389-m...Высота самого пика 389. Высота "кремля" - 370, то есть 120 - 170 м до подошвы холма.

Размеры тоже удалось выяснить:  примерно 1150 м х 850 м.

При разсмотрении высот картинка "стен" не возникла.

Обыкновенный холм.

Но, сразу отбрасывать версию искусственного произхождения не годится, потому как в тех местах люди селились ещё до III века н.э. (в Сургуте, например, при мне археологи стоянку разкапывали - Барсову гору). С учётом того, как менялся в течение последних двух тысячелетий климат на Урале, и с учётом археологических находок и следует разсматривать этот вопрос. Привожу сведения из различных статей:

"Приполярный Урал – самая высокая часть Урала, территориально ограниченная горой Тельпосиз на юге и истоками реки Ляпин на севере. Высшая точка Приполярного Урала – гора Народная (1895 м). Общая площадь горного массива составляет 32 тысячи кв.км. Хребты Приполярного Урала отличаются альпийскими формами рельефа, высокими вершинами, асимметричными склонами, высокими перевалами и глубокими речными долинами с высокими скальными стенками. Самые высокие хребты сконцентрированы в центральной части массива.

Самые крупные реки Приполярного Урала – Ляпин (Хулга), Щугор, Косью, Большая Сыня, Кожим – принадлежат к бассейнам Карского и Баренцева морей.

Климат: суровый, резко-континентальный, обусловленный высотой горного хребта и северными широтами. Зима на Приполярном Урале длинная и холодная (от 7 месяцев на равнинах до 9 месяцев в высокогорных районах), лето – короткое и по полярному холодное. Пик осадков приходится на лето и осень, причем в высокогорьях уже в сентябре иногда ложится снег, который сходит лишь к концу мая, а на равнинах – к концу апреля. Приполярный Урал (особенно его западные склоны) – чемпион по годовому уровню осадков, доходящим до 1500 мм. http://rusgeoportal.ru/index.p...

Территория края обширна. Площадь только горной области равна около 32 000 кв.км. В административном отношении Приполярный Урал к востоку от главного водораздела входит в состав Ханты-Мансийского национального округа Тюменской области, а к западу - принадлежит Коми АССР.

Основные богатства края - горный хрусталь (пьезокварц), каменный уголь, золото и многие другие полезные ископаемые. В прилегающих районах Западно-Сибирской низменности в последние годы обнаружены богатейшие месторождения нефти и горючих газов. Большую ценность для народного хозяйства страны представляют оленьи пастбища в горах, а в предгорьях и низкогорных районах - леса из ценных древесных пород: сосны, лиственницы, кедра, ели и пихты. Наряду с заготовкой древесины на Приполярном Урале уже много веков промышляют белку, песца, выдру, соболя, горностая, куницу, лисицу и зайца. Рыболовство на Приполярном Урале развито пока слабо, но при дальнейшем освоении края рыбные богатства приобретут несомненно большое практическое значение.

Уральский Север, и в частности Приполярный Урал, с давних пор привлекал к себе внимание предприимчивых русских людей, главным образом, своими пушными богатствами. Уже в XI в. новгородцы плавали по Печоре и ее полноводным притокам. Волоки, соединявшие реки Печорского бассейна с притоками Оби, облегчали продвижение по рекам в Западную Сибирь для торговых сношений с Югрой. В 1499 г. Югорская земля была покорена новгородцами под командованием князя Семена Курбского, которые поднялись по Щугору, пересекли Приполярный Урал и взяли город Ляпин. В то время этот край был населен, по-видимому, довольно густо, о чем можно судить по записям в разрядных книгах, описывавших поход Курбского и его соратников: "От Камени шли неделю до первого городка Ляпина ...Ляпин взяли и поймали 33 городы, да взяли 1009 человек лучших людей, да 50 князей привели". Но освоение и заселение Приполярного Урала из-за его удаленности и отсутствия прямых водных путей шло медленно. Первые поселения русских появляются лишь в XVI в. на берегах Печоры и Оби (Березово)....

В результате последнего карово-долинного оледенения склоны хребтов изъедены карами и цирками, в глубине которых залегают живописные озера, многолетние снежники, ледники; особенно много каров на восточных склонах. Некоторые хребты имеют иззубренные гребни, острые пики, скалистые отвесные склоны, местами прорезанные глубокими ущельями, куда каскадами водопадов низвергаются бурные потоки. Ряд хребтов прорезан сквозными долинами-трогами с крутыми склонами и широким дном, покрытым беспорядочным нагромождением конечных и боковых морен, валунами и небольшими озерами. В высокогорной зоне распространены также обширные плосковершинные массивы; на их склонах каменные россыпи - курумы. Для плосковершинных поверхностей среднегорной зоны характерно широкое развитие нагорных террас. http://komanda-k.ru/

Конкретно по этой местности в Большой советской энциклопедии имеются следующие сведения: https://bigenc.ru/domestic_his...

ЛЯ́ПИНСКОЕ КНЯ́ЖЕСТВО (Ля­пин­ско-кня­же­ст­во), од­но из зна­чи­тель­ных по­ли­тич. объ­е­ди­не­ний та­ёж­ных уг­ров (ос­тя­ков и во­гу­лов) Ниж­не­го При­обья 1-й пол. – сер. 2-го тыс. н. э. Рас­по­ла­га­лось в бас­сей­не рек Ля­пин (Сыг­ва) и Сев. Сось­ва. Центр – Ля­пин (Ля­пин­ский го­ро­док). Пер­вое упо­ми­на­ние о вла­де­те­лях Л. к. от­но­сит­ся к 1484, ко­гда в Мо­ск­ву при­бы­ло по­соль­ст­во от всей зем­ли Код­ской и Югор­ской во гла­ве с кн. Пыт­ке­ем. В чис­ле про­чих свои да­ры вел. кн. мо­с­ков­ско­му Ива­ну III Ва­силь­е­ви­чу от­пра­вил пра­ви­тель Л. к. – кн. Ла­ба (Ля­ба). В 1499/1500 рус. вое­во­ды кня­зья С. Ф. Курб­ский и П. Ф. Уша­тый на­нес­ли пер­вый удар по Л. к. при под­держ­ке югор­ских кня­зей, ко­то­рые пре­дос­та­ви­ли рат­ни­кам со­ба­чьи уп­ряж­ки, а князь­ям – оле­ньи.

На про­тя­же­нии поч­ти 100 лет по­сле это­го судь­ба Л. к. не про­сле­жи­ва­ет­ся по ис­точ­ни­кам. В авг. 1586 в Мо­ск­ву при­ехал кн. Лу­гуй, пред­став­ляв­ший 6 го­род­ков (Ку­но­ват, Ил­чма, Ля­пин, Мун­кос, Юил и Сум­гут-ваш). Его по­езд­ка бы­ла вы­зва­на, по всей ви­ди­мо­сти, строи­тель­ст­вом в 1585 Об­ско­го (Ман­су­ров­ско­го) го­род­ка на­про­тив устья Ир­ты­ша. Лу­гуй «бил че­лом» ца­рю Фё­до­ру Ива­но­ви­чу и при­нял его под­дан­ст­во, по­лу­чив жа­ло­ван­ную гра­мо­ту, со­глас­но ко­то­рой рус. от­ря­дам за­пре­ща­лось на­па­дать на вла­де­ния кн. Лу­гуя и брать с не­го разл. побо­ры. Лу­гуй обя­зал­ся при­во­зить в Усть-Вым еже­год­но «по се­ми со­ро­ков» луч­ших со­бо­лей. Од­на­ко ак­тив­ная рус. коло­ни­за­ция Сев.-Зап. Си­би­ри и по­яв­ле­ние там рус. кре­по­стей вы­зы­ва­ло не­до­воль­ст­во пра­ви­те­лей Л. к. В 1595 сын Лу­гуя кн. Шат­ров Лу­гу­ев, не на­ме­рен­ный ми­рить­ся с по­яв­ле­ни­ем в цен­тре его кня­же­ст­ва рус. г. Бе­рё­зов (ос­но­ван в 1593), пол­го­да оса­ж­дал его. По­до­шед­шие на вы­руч­ку то­боль­ские слу­жи­лые лю­ди и при­слан­ный из Мо­ск­вы от­ряд с ар­тил­ле­ри­ей сня­ли с го­ро­да оса­ду. В 1607 Шат­ров Лу­гу­ев и об­дор­ский кн. Ва­си­лий во гла­ве от­ря­да в 2 тыс. чел. по­до­шли к Бе­рё­зо­ву и оса­ж­да­ли его в те­че­ние 2 ме­ся­цев. Мя­теж был по­давлен вой­ска­ми, от­прав­лен­ны­ми из То­боль­ска и Ко­ды, а оба его за­чин­щи­ка каз­не­ны.

По­сле ги­бе­ли Шат­ро­ва Лу­гуе­ва Л. к. рас­па­лось, его тер­ри­то­рия раз­де­ле­на на три ясач­ные во­лос­ти Бе­рё­зов­ско­го у.: Ля­пин­скую (бас­сейн р. Ля­пин), Под­го­род­ную (бас­сейн Боль­шой и Ма­лой Оби в рай­оне Бе­рё­зо­ва, зем­ли по те­че­нию р. Во­гул­ка) и Ку­но­ват­скую (бас­сейн Боль­шой и Ма­лой Оби и их при­то­ков – рек Пит­ляр, Сы­ня и Ку­но­ват). Во­лос­ти воз­глав­ля­лись князь­ка­ми: Ля­пин­ская – по­том­ка­ми кн. Ла­бы Куш­ки­ре­вы­ми – Шеш­ки­ны­ми; Под­го­род­ная – по­том­ка­ми кн. Ла­бы Юр­ки­ны­ми и Неп­ки­ны­ми; Ку­но­ват­ская – по­том­ка­ми кн. Лу­гуя Да­ни­ло­вы­ми – Го­ри­ны­ми – Ар­тан­зее­вы­ми. С кон. 17 в. во­гуль­ские и ос­тяц­кие князь­ки управ­ля­ли во­лос­тя­ми и ясач­ны­ми людь­ми на ос­но­ва­нии вы­да­вае­мых в Мо­ск­ве жа­ло­ван­ных гра­мот.

История населения Урала вкратце

Поздний железный век Урала (III в. н.э.— начало II тыс. н.э.) по времени совпадает с ранним средневековьем Европы, поэтому некоторые исследователи называют его также началом средневековья. Переход к позднему железному веку характеризуется ухудшением климата и связанным с этим изменением хозяйства или территории обитания. Фиксируется продвижение степного и лесостепного населения в тайгу, а таежного — в степь. Толчком этих миграций стало Великое переселение народов.

Великое переселение народов — это многочисленные передвижения племен в I тыс. н. э. (II— VI вв.), начало которым положили миграции готов из Скандинавии в Крым и одной группы племен хунну с территории Юго-Восточного Казахстана. Причиной их движения могло быть осушение степей.

Именно хунну, двигаясь по степям Южного Урала, смешиваются здесь с местным населением сарматов и саргатов и с III в. известны под названием гунны. Челябинские археологи обнаружили гуннский могильник в бассейне р. Караганки на Южном Урале. Захороненные в Большекараганском могильнике, гунны относились к европеоидному населению (среднеазиатского, иранского типов). Только в одном богатом погребении была найдена девочка 14—15 лет с монголоидными чертами лица. Гунны сражались против аланов, готов и Римской империи, а по степным просторам вслед за ними прокатились авары, савыры, печенеги, огузы и др. племена. Продвижение кочевых степных племен втягивало в свою орбиту и лесостепные и даже лесные племена Зауралья и Приуралья. С этими процессами связано и формирование башкирского народа, определение прародины венгров, распространение тюркского языка на Южном Урале. С V в. н. э. известно племя тюркютов на Алтае и Саянах, которые в борьбе с другими племенами объединились в тюркскую конфедерацию и начали походы в Среднюю Азию, Закавказье, Иран. В конце VI в. Великий тюркский каганат разделился на Восточный и Западный, а спустя еще век на множество объединений хазар, башкир, кимаков и других племен, говорящих на тюркском языке.

Многие специалисты считают, что походы тюркского каганата послужили причиной переселения народов из Зауралья на запад. Южное Зауралье и Приуралье могло быть прародиной венгров «Magna Hungaria — Великая Венгрия».

Hungaria — так назвал эту землю отправившийся на ее поиски венгерский монах Юлиан (VIII в.). В конце IX в. мадьяры (венгры), обойдя с юга Волжскую Булгарию (государство Среднего Поволжья), переплывают р. Итиль (р. Волга) и двигаются на р. Дунай. Язык венгров и зауральских угров сходен.

Только к XII—XIII вв. приходит некоторое успокоение в евразийские степи. Кочевое население становится относительно однородным по составу и уровню культуры.

В лесное Зауралье из лесостепей проникли кочевые угры-коневоды, оказавшие влияние на хозяйство и быт местного населения. Это проявилось в большей мере в распространении коневодства в основном в южных районах таежной зоны. Преобладающими отраслями хозяйства оставались охота и рыболовство. Мотыжное земледелие не было распространено повсеместно. Традиционно важным занятием населения оставалась металлургия цветная (медеплавильное производство) и черная (варка железа). В окрестностях Екатеринбурга на скалистых вершинах гор (Петрогром, Чертово городище, Палатки 1) найдены следы получения железа и его обработки.

Культура предков коми-пермяков

В Верхнем Прикамье исследовано Роданово городище, по которому и названа родановская культура предков коми-пермяков (IX—XV вв.). Выделенная по археологическим объектам (свыше 400 поселений и могильников) территория ее совпадает с границами Перми Великой, описанной в житии Стефана Пермского. Поселения располагались на берегах рек (городища на более высоких, чем селища). Бревенчатые дома имели одно- или двускатную крышу и вместе с придомным участком иногда окружались оградой.

Главное занятие коми-пермяков — пашенное земледелие (на их территории найдены железные ральники, лемехи плугов, серпы, жернова из камня). У племени родановской культуры были развиты кузнечное дело, обработка кости, дерева, кож. Они также разводили скот, ловили сетями рыбу, охотились на пушного зверя.

Одним из торговых и ремесленных центров было городище Анюшкар. Расположенное на высоком и широком мысу одного из притоков Камы и укрепленное валом, оно служило местом укрытия и защиты местного населения. На городище располагались бревенчатые дома с двускатной крышей, домницы для варки железа, кузницы, многочисленные бронзолитейные печи, мастерские. Найдено и место, где жители городища проводили обряды, направленные на получение хорошего урожая, богатого приплода от скота, удачной охоты. Сохранился очаг с обломками жерновов, обгоревшими зернами и медным идолом, черепа и кости животных, уложенные в специальном порядке.

Древние коми-пермяки торговали с предками удмуртов, башкирским и угорским населением, Волжской Булгарией, Северной Русью. С XI—XII вв. на территории коми-пермяков начинают селиться русские, с приходом которых распространяется христианство.

Культура предков коми-зырян

В Северном Приуралье складывается вымская культура, в которой много сходного с традиционной культурой коми-зырян. Она сформировалась на местной основе при участии прибалтийских финнов, славян и, возможно, угров, самодийцев.

Населившие берега р. Вычегды и ее притоков предки коми-зырян вели комплексное хозяйство: занимались охотой, рыболовством, земледелием, скотоводством. Активно велась торговля с Волжской Булгарией, Северной Русью, Прикамьем. В обмен на пушнину в Приуралье поступали украшения из бронзы и серебра, металлическая посуда, замки. Были развиты металлургия, металлообработка, столярное, косторезное, кожевенное и ткацкое производства. Происходит имущественное и социальное расслоение общества, особенно быстро богатеют люди, связанные с торговлей мехами.

Культура предков манси

В Зауралье в X—XIII вв. существовала юдинская культура предков манси. На Юдинском городище, представлявшем собой круглый холм, окруженный рвом и валом, удалось восстановить конструкцию вала. Он состоял из деревянных клетей, заполненных песком и частоколом. На городище найдены керамика, кости животных, орудия из бронзы и железа, глиняные фигурки людей. Почти все поселения были укреплены, на них располагались срубные (зимние) и шатровые (летние) дома. Основным занятием были скотоводство, охота и рыболовство. На Андрюшином городище под Тюменью в жилищах были найдены кости животных и рыбья чешуя.

Приобъе

Район с III в. н. э входил в состав Обь-Иртышской археологической общности, просуществовавшей до середины II тыс. н. э. Эта общность — предки угров и самодийцев, но установить более точно истоки конкретных современных народов на этой территории пока невозможно.

Продвижение русских в Зауралье

Новгородцы в Зауралье

Уже в новгородский период русскиепроникают и за Урал, привлеченные сюда слухами о несметных пушных богатствах «полунощных стран». Первые предприимчивые искатели «мягкого золота» появились в Зауралье не позднее XI в. С XII столетия Новгородское государство начинает снаряжать по следам промысловиков военные экспедиции для сбора дани с зауральской «югры».

Самый успешный поход за Каменный Пояс новгородцы совершили в 1364 г. Руководили им воеводы Александр Абакумович и Степан Ляпа. Дойдя до Оби, войско разделилось на две части; одни пошли «на верх Оби», другие — к низовьям реки «до моря». Тогда же новгородцами были основаны за Уралом первые русские городки, в том числе Ляпинский городок, названный по имени одного из воевод. Не все историки признают достоверность последнего факта, но археологические материалы подтверждают, что в XIV в. к востоку от Урала уже были русские поселения.

Еще в дорусский период начался процесс перемещения манси с западного склона Урала на восточный (хотя широкие масштабы этот процесс приобрел с начала массового переселения на Урал крестьян из Поморья). Видимо, его надо связывать с миграцией на восток коми-зырян и коми-пермяков, постепенно вытеснявших «вогуличей» с насиженных мест. Известно, что к тому времени, когда первые новгородцы проникли за Каменный Пояс, коми уже имели здесь свои укрепленные поселения.

Пелымское княжество

За счет притока из Приуралья и ассимиляции местного остяцкого населения число манси за Уралом быстро росло. К XV в. манси, жившие по рекам Конде, Пелыму, нижнему течению Сосьвы, объединились в сильное Пелымское княжество, центр которого находился у слияния Пелыма с Тавдой; здесь стоял городок, служивший резиденцией пелымских князей. Население княжества издавна подвергалось сильному влиянию со стороны соседей-тюрков. Показательно, что «лучшим людям» в Пелымском княжестве присваивалось название «мурз»; распространенными в среде местных манси оказывались и тюркские имена. Наряду с «лучшими людьми» выделялись «черные ясачные люди», которые платили в пользу первых ясак — это свидетельствует о далеко зашедшем социальном неравенстве мансийского общества.

Пелымский городок был не только административным, но и религиозным центром княжества. Близ него находилась священная лиственница («лествица»), пользовавшаяся глубоким почитанием манси-язычников; около нее регулярно устраивались праздники жертвоприношения. Недалеко располагалось большое языческое святилище с главной кумирней (содержавшей идолов, «в подобие человеческое иссеченных») и малыми кумирница-ми, помещавшимися на высоких столбах (с грубо вырезанными на капителях подобиями человеческих лиц); в малых кумирницах хранились орудия для убоя жертвенного скота, копья, стрелы и проч. В окрестностях Пелымского городка в так называемых Черных юртах хранилось священное копье — еще одна из известных языческих святынь.

В качестве самостоятельных уделов в состав Пелымского княжества входили Кондинское княжество и Табаринская волость. Столицей Кондин-ского княжества был укрепленный Кондинский городок (Картауж). Правившая здесь династия находилась в родстве с пелымскими князьями. В Та-баринской волости должность князя считалась выборной — выбирали «лучшие люди» из своей среды. Во внутренней политике табаринские и кондинские князья были вполне самостоятельными, внешние же сношения определялись пелымскими правителями. Объединенное войско «государства Пелымского» (под таким названием Пелымское княжество фигурировало в русских документах) представляло собой весьма грозную силу, с которой приходилось считаться всем, кто претендовал на Зауралье, в том числе Москве.

Кодcков княжество

Свои государственные образования имели и ханты. Среди этих образований выделялось Кодское княжество на Оби. Правитель его — главный князь — имел резиденцию в окруженном крепостью Кодcком городке. Ему подчинялись князцы, возглавлявшие территориальные уделы. В русских документах последней четверти XV в. упоминается целый ряд «кодских» князей и стоявший над ними «большой князь» Молдан.

Обдорское княжество

На севере, в самых низовьях Оби, располагалось Обдорское княжество с центром в Пулноват-Ваше (Носовом городке). Обдорские ханты соседствовали с кочевыми самоедами-ненцами.

Ляпинское княжество

В бассейне Куновата, Сосьвы и ее притока Ляпина образовалось Ляпинское княжество. Здесь существовало несколько древних хантыйских городков: Куноватский, Ляпинский, Юильский, Березовый, Мункос, Илчма. На территории Ляпинского княжества жили и манси, переселившиеся из-за Урала. Со временем, уже в русский период, по Сосьве и Ляпину манси частью ассимилировали хантов, частью вытеснили к востоку. Некоторые исследователи полагают, что этот процесс завершился к XVII в., другие — с большим основанием — считают в данном случае рубежом первую половину XVIII столетия.

Расселение народностей и племен Урала в IX—XV вв. Историко-этнографическая карта

Продвижение Москвы в Зауралье

Москва начинает активное наступление на зауральскую Югру в 1465 г., когда по распоряжению Ивана III московская рать во главе с устюжским воеводой Василием Скрябой совершила поход на восточный склон Урала. Ратники захватили в плен и привезли в Москву двух югорских князей — Калпака и Течика. Пленники принесли Ивану III присягу в верности и обязались платить ему дань, после чего были отпущены на родину. Однако, как показало ближайшее будущее, Югра не собиралась на деле признавать власть Москвы. Особенно непримиримо вели себя пелымские князья. Регулярными становятся их набеги на русские приуральские владения. Наибольшей воинственностью отличался князь Асыка, ставший, по выражению Н. М. Карамзина, «ужасом Пермской области», не единожды им опустошаемой. Во время одного из набегов, в 1481 г., когда погиб великопермский правитель Михаил, Асыка сжег до основания городок Покчу, разорил местные погосты. Урон, нанесенный Пермской земле, был столь значителен, что Москве пришлось временно отказаться от задуманной переписи населения.

В 1483 г. состоялся ответный поход русских войск в Зауралье. Ратники перешли через Уральский хребет в верховьях Печоры или Вишеры, затем спустились по рекам Лозьве и Тавде до устья Пелыма, где и произошло главное сражение с пелымскими манси во главе с сыном Асыки Юмшаном. Пелымцы были наголову разбиты. Победители отправились по реке Тавде, затем по Иртышу, вошли в Обь, где пленили «большого» код-ского князя Молдана и еще двух югорских князей, и через пять месяцев возвратились в Устюг. Пленников отправили в Москву. В следующем году правители Кодского княжества через посредничество пермского епископа Филофея ходатайствовали перед русскими властями об освобождении Молдана и его товарищей. При этом они обещали признать себя вассалами Москвы («князю великому правити во всем») и впредь «лиха не мыслити, ни силы не чинити над пермскими людьми».

Москва решила, что она прочно укрепила свои позиции в Зауралье. Уже в 1484 г. московский государь дополнил свой титул и стал именовать себя еще и «великим князем Югорским». Однако правители югорских княжеств, как показало ближайшее будущее, не относились серьезно к принятым на себя обязательствам. В 1499 г. Иван III вынужден был снарядить новую военную экспедицию за Урал, поручив руководство князю Семену Курбскому, Петру Ушатому и Василию Гаврилову Бражнику. Поход состоялся зимой. Отряды ратников из разных городов прибыли на лыжах на р. Печору. «Щелью» перевалили Уральские горы и отправились «воевать» хантыйские и мансийские городки. Местные князья вынуждены были подтвердить прежние обещания и в присутствии представителей Москвы привели своих подданных «к целованию по их вере за князя великого». В числе тех, кто участвовал в церемонии «шерто-вания» на верность принимаемому за своего сюзерена московскому государю, находились правители Обдорского и Кондинского (входившего в состав Пелымского) княжеств. Именно поэтому с начала XVI столетия московский государь стал именоваться, помимо прочего, князем Обдорским и Кондинским.

Однако и после описываемых событий отношений прочного подданства у зауральской Югры с Москвой не сложилось. В немалой степени это объяснялось сильным влиянием на политику хантыйских и мансийских князей их южных соседей — сибирских татар, потомков тюркизированного обско-угорского населения, проживавшего на границе леса и лесостепи.

Сибирские татары

Уже в XIV в. у сибирских татар зарождается государственность. Раннее татарское политическое объединение занимало среднее течение р. Тобола и междуречье его притоков — Туры и Тавды и называлось Тюменским ханством. Центром его был городок Чимги-Тура. Первое время Тюменское ханство возглавляли ставленники золотоордынских ханов. В дальнейшем власть здесь переходит к представителям местной знати из Тайбугина рода. Однако удержаться надолго в Чимги-Туре им не удалось. Правителем Тюменского государства становится «шейбанид» (один из потомков брата Батыя Шей-бани-хана) Ибак, изгнавший местного хана при содействии ногайских мурз. При Ибаке территория ханства выросла за счет присоединенных степных районов по Тоболу.

По татарским преданиям, около 1495 г. сам Ибак был убит «тайбугином» Махметом. Именно Махмет стал создателем нового татарского государства — Сибирского ханства, объединив улусы по Тоболу и Среднему Иртышу. Столицей Сибирского ханства стал городок Сибирь, или Кашлык, расположенный на берегу Иртыша (вблизи современного Тобольска).

Махмету удалось отнять у наследников Ибака значительную часть земель, а в первом десятилетии XVI в. Тюменское ханство вообще перестало существовать, полностью войдя в состав нового Сибирского государства.

Правители татарских ханств не могли приветствовать шагов Москвы по укреплению своих позиций в Зауралье, поскольку видели в хантах и манси собственных потенциальных подданных. Они не только подогревали антирусские настроения части угорской знати (прежде всего пелым-ских князей), но и сами организовывали набеги на приуральские владения России. В 1506 г. последний тюменский правитель Кулук-салтан с большим отрядом татар осадил Чердынь, «землю нижнюю воевал всю... и в Усолье Камском варен-цы пожег, цырны разорив, а пермяков и русаков вывел и посек». Опустошительные последствия имели и вторжения в Пермскую землю ратей, направляемых сибирскими ханами. В летописи упоминается поход сибирских татар на Пермь Великую в 1547 г., когда они «погосты пожгли», а заставу чердынскую русаков и пермяков побили».

Уже при Махмете часть хантыйских и мансийских княжеств попала в зависимость от Кашлыка. Преемники первого сибирского хана продолжили его политику по собиранию зауральских земель. В Москве понимали опасность появления за Каменным Поясом нового сильного противника. Как понимали и то, что исход противоборства с последним во многом зависит от ситуации в Поволжье — Казанское ханство, являвшееся в политическом отношении преемником Золотой Орды, наглухо закрывало для русских более удобные южные пути за Урал. Задача разгрома Казанского ханства во многом облегчалась развернувшимся освободительным движением марийцев, чувашей, мордвы, башкир, южных удмуртов, не желавших более находиться под татарским владычеством. http://istoriya-urala.narod.ru...

(продолжение последует)