Этрусские орнаменты и узоры.

08.11.2017

Известны этруски стали со времени около 1000 лет до новой эры, и как самостоятельный народ прекратили своё существование около 3-го столетия до н.э. То есть, они жили ещё до зарождения христианства. Это были очень умелые художники, скульпторы и строители. Конечно, вопрос их произхождения окончательно ещё не разрешён, но то, что в их искусстве и в образе жизни просматриваются следы древнегреческой и анатолийской культур, говорит о преемственности и заимствовании.

Этрусски были весьма общительными, в результате их мастера побывали во многих городах Европы, делясь своими умениями. Поэтому, не только древние римляне учились у этрусков, но римляне - учениками были отменными - https://cont.ws/@efiere/465843

Этрурия находилась на берегу Тирренского моря, простираясь на восток до Апеннинского горного хребта, в конце VII в. до н.э.на севере она доходила до реки По.

"На этрусское искусство большое влияние оказала Греция. В орнаментике этрусков сначала преобладали образы реальных и фантастических животных, а в более поздний период главной темой орнаментов становится человек. Часто в этрусских орнаментах появляются геральдические мотивы: украшенные перьями шлемы, мечи, воины. Иногда в орнаментике встречаются изображения ювелирных изображений.

Наибольшее количество сохранившихся памятников этрусского искусства относится к VI - началу V в. до н.э. В это время Этрурия испытывала сильное воздействие греческой культуры, и в этот же период этрусское искусство переживало свой расцвет. Из архитектурных сооружений Этрурии лучше всего сохранились гробницы.

Большой интерес представляют росписи стен этих гробниц. От VI - начала V в. до н.э. дошло несколько десятков росписных склепов - в Корнето, Кьюзи, Черветри, Вульчи, Орвьето и др. Обычно две стены в соответствии с формой перекрытия были выше других, заканчиваясь выступами в форме усеченного поля фронтона. Расположение живописи подчеркивало архитектуру склепа.

Палитра этрусского художника в архаический период состояла из черной, белой, красной и желтой краски, позже появляются голубой и зеленый цвета. Белый или желтоватый грунт служил фоном для изображений. Живопись на стене располагалась поясами. Вверху стен помещались декоративные фигуры, главным образом зверей, изображавшихся часто в геральдических позах (например, в гробнице «Леопардов»); средний, широкий пояс занимали главные изображения, над ним, а иногда и под ним проходил узкий фриз с фигурами. Цоколь обозначался рядом продольных разноцветных полос. Живописная декорация гробниц в известной мере связана с расписными греческими вазами ориентализирующего и чернофигурного стилей.

Сюжеты росписей сравнительно немногочисленны и часто повторяются. Обычно это сцены, где умерший изображен участником веселого, многолюдного пира, сопровождаемого танцами юношей и девушек. Изображения эти насыщены множеством характерных черт как в позах, жестах, мимике человеческих фигур, так и в тщательно переданных костюмах, узорчатых тканях, подушках, утвари и мебели.

Пир и танцы происходили, по-видимому, в саду под открытым небом, на что указывают деревья и птицы. Иногда встречаются портретные изображения умерших, сопровождаемые надписью. Распространены изображения гладиаторских боев, состязаний атлетов, торжественных погребальных шествий, в единичных случаях встречаются сцены охоты и пейзажи.

В некоторых гробницах преобладают мифологические сюжеты, как в гробнице Орка в Корнето, где фигурируют боги подземного царства - Гадес и Персефона - и трехликий великан Герион, а также крылатые гении этрусского пантеона. Судя по мифологическим сюжетам, этрусская религия и мифология имели мрачный характер, были лишены светлой гармонии миропонимания греков.

Фреска "Флейтист с двумя флейтами" из гробницы «Леопардов» . V в. до н. э. Тарквиния, Этрурия Музей Виллы Джулиа, Рим

Фреска из гробницы «Буйволов» . VI в. до н. э. Тарквиния, Этрурия. Музей Виллы Джулиа, Рим

Фибула из гробницы Реголини-Галасси . VII в. до н. э. Золото.

Неотъемлемой частью декораций этрусских зданий были терракотовые расписные рельефы и статуи, столь распространенные в период архаики по всему античному миру. Кровли зданий украшались акротериями (Акротерий (от греческого - вершина, фронтон) - скульптура или скульптурно исполненный орнаментальный мотив над углами фронтонов зданий, построенных в античных ордерах), с рельефными изображениями отдельных фигур или групп, и антефиксами (Антефиксы - украшения из мрамора или терракоты, обычно помещавшиеся по краям кровли вдоль продольных сторон античных храмов и домов. Антефиксы имели разнообразную форму (листа, растения, плиты, щита и т. п.) и обычно украшались исполненными в рельефе орнаментами, головами людей или фантастических существ), на которых часто изображали голову Медузы Горгоны, отвращающей зло от живущих в доме, голову силена или девушки. Эти изображения были ярко раскрашены. Фризы снаружи и внутри зданий также покрывались терракотовыми раскрашенными рельефными плитами с изображениями мифологических сцен, эпизодов состязаний и битв.

Източник

В дополнение сказанному я приведу несколько картинок Посмотрите, как популярны были у этрусков меандр и спирали

Эти же узоры мы видим на одеждах этрусков

"В узоре тканей этрусками использовались россыпи горошин и крестиков. Некоторые платья и плащи украшались вышитым бордюром с узором из кругов с точкой посередине или полосой иного цвета, чем сама ткань. Последний тип декора перешел в костюм римлян."

А не подобное ли этому:

(посмотрите на верхнюю полосу орнамента) Это нам уже встречалось

(Продолжение следует)