Как был открыт забытый народ хетты.

Осенью 1880 года в лондонском библейском обществе профессором Оксфорда Арчибальдом Генри Сэйсом была прочитана лекция "Хетты в Малой Азии", которая вызвала сенсацию, ибо профессор утверждал, что 30-40 веков назад на территории Северной Сирии и Турции жил великий народ о котором историки забыли вообще. Речь шла не об одном городе, а о целом народе. Восхитившись, публика начала сомневаться, а затем и насмехаться над "изобретателем хеттов", о котором впоследствии Британская энциклопедия писала: «Его заслуги в научной ориенталистике трудно переоценить».

Арчибальд Генри Сэйс
Арчибальд Генри Сэйс

"Титул «изобретателя хеттов», если он вообще правомерен, должен был бы получить скорее ирландский миссионер Уильям Райт, который за два года до лекции Сэйса опубликовал статью с подобными же тезисами в «Обозрении» Британского и заграничного евангелического общества, а в 1884 году — книгу под вызывающим названием «Империя хеттов» («The Empire of Hittites»).

Вызывающим казалось уже само величание Хеттского государства империей, царством. В глазах среднего англичанина таковой была лишь Британская империя или, в крайнем случае, царская Россия, в прошлом еще наполеоновская Франция, затем габсбургская империя, «над которой не заходило солнце», и, конечно, Римская империя. Но называть империей государство, забытое человечеством, а может, и вовсе не существовавшее, — это было уж чересчур.Сэйс и Райт, однако, имели веские основания защищать свою точку зрения. Разумеется, они во многом заблуждались, но одна из их ошибок впоследствии оказалась особенно грубой: значение и роль Хеттской империи они недооценили!"

 Уильям Райт
Уильям Райт

Благодаря своей профессии Сэйс и Райт хорошо изучили Библию и приводили в качестве доказательства существования хеттов цитаты из неё. Например, в 7-й главе II Книги царств говорится: «И вот, нет там ни одного человека. Господь сделал то, что стану Сирийскому послышался стук колесниц и ржание коней, и сказали они (то есть сирийские воины) друг другу: верно, нанял против нас царь Израильский царей Хеттейских и Египетских, чтобы пойти на нас». То есть, о хеттах говорится наряду с самым могущественным тогда народом - с египтянами, причём хеттский царь упомянут прежде царя египетского. Однако, цитаты из библии всё-таки применялись не в качестве основных доказательств существования хеттов. Оба священника приводили факты и свои выводы из них, доказывающие существование в Передней Азии наряду с египетской и ассиро-вавилонской ещё третьей великой державы — хеттской.

"Первенство в открытии хеттов для науки принадлежит Райту; как это ни странно, он открыл их случайно во время одного из своих путешествий, разглядывая необычный придорожный камень."

Уильям Райт, будучи по своим "служебным" делам в Дамаске, "приобщал верующих в Аллаха к «истинной вере» в Христа, путешествовал по окрестностям, интересовался фольклором, изучая живые и мертвые языки, играл в покер и занимался другими богоугодными делами, как и подобает настоящему миссионеру." Там он и услышал о слывущем чудодейственным некоем камне, и в ноябре 1872 года предпринял вместе с британским консулом (по его приглашению) небольшую экскурсию в Хаму - древний Хамат, - в провинциальный город в турецком вилайете Сирии, где находился этот камень.

Хаматский камень с хеттскими иероглифами
Хаматский камень с хеттскими иероглифами

О том камне уже много писали, и сама поездка за камнями не обошлась без приключений. Привожу цитату из книги Войтеха Замаровского Тайны хеттов

"...за несколько лет до того двое американцев, консул Джонсон и конкурент Райта миссионер Джессап, рискуя жизнью, отправились взглянуть на него. Но если Джонсон и Джессап вынуждены были ретироваться под градом камней, которые метали в них местные жители, то для Грина и Райта поездка не предвещала опасностей. По крайней мере так им казалось.

До 1872 года этой областью правил чрезвычайно правоверный и отсталый паша, не признававший никаких европейских миссионеров, купцов, шпионов, археологов, контрабандистов, доставлявших оружие, и других носителей западной «культуры». Но его преемник Субхи-паша был человеком прогрессивным и проявлял в отношении европейских ученых просвещенный либерализм. Он пригласил своих английских друзей в Хаму и так как был превосходно информирован о настроениях населения, то присовокупил к приглашению отряд солдат. Под такой охраной они прибыли к «тому камню», а нашли даже четыре. Три оказались в кладке маленьких домишек посреди живописной базарной площади, четвертый стоял открыто у дороги. Этот последний был особенно дорог местному населению, так как излечивал от ревматизма. Стоило только лечь на него — и в результатах можно было не сомневаться.

 Хамат в 1881 г. http://gallica.bnf.fr/ark:/121...
Хамат в 1881 г. http://gallica.bnf.fr/ark:/121...

Преподобный Райт осмотрел камни, покрытые странным орнаментом, на первый взгляд очень древним, — но нет, это был не орнамент, это были письмена! Они казались похожими на египетские иероглифы и в то же время отличались от них. Здесь не было ни львов, ни длинноухих змей, ни человеческих рук, но зато были птицы, человеческие фигуры, странные треугольники, различные сочетания квадратов и какие-то загадочные символы…

Жители Хамы, разумеется, сразу сообразили, зачем явились сюда эти двое франтов с отрядом солдат: они хотели украсть чудодейственный камень, чтобы потом самим врачевать своих соотечественников. И подозрения перешли в уверенность, когда «бей в черном жестком тюрбане» приказал солдатам выломать камни. Дело не обошлось без затруднений, но у солдат были ружья, и благодаря этому вечером 25 ноября 1872 года все четыре камня, включая чудодейственный, были доставлены в резиденцию паши. Но едва преподобный Райт начал рассматривать их при свете сальных свечей, как один из носильщиков вбежал с известием, что местные фанатики хотят взять дом приступом и разбить камни, чтобы не оставлять их в руках неверных. Следующее донесение гласило, что полиция частично присоединилась к бунтовщикам. Грин, как дипломат, потребовал военного вмешательства, а Субхи-паша, как военачальник, решил вступить в дипломатические переговоры.

— Завтра утром я вам заплачу за камни.

«Это была бессонная ночь», — занес в свой дневник Райт. Улицы были запружены возмущенными толпами, а в небе появились зловещие знамения.

 Турецкие дервиши 1870г. фото Pascal Sebah http://blog.iae.org.tr/index.p...
Турецкие дервиши 1870г. фото Pascal Sebah http://blog.iae.org.tr/index.p...

Дервиши сновали по городу, убеждая каждого, кто еще не догадался сам, что это Божье предостережение. К утру кризис достиг высшей точки, к недовольным присоединилась часть войска. К Субхи-паше явилась депутация от населения, предводительствуемая разгневанным старостой, и потребовала водворить камни на место. Просвещенный паша счел бесцельным объяснять, что дождь метеоритов, прошедший ночью, был чистой случайностью и не имел никакого отношения к перевозке чудодейственного камня. Он сел и погрузился в долгие размышления.

— Нанес ли огненный дождь с неба вред хоть одному человеку, женщине или животному? — спросил он наконец.

— Нет, — признался староста, — но…

— Но нуждаются ли правоверные в еще более убедительном доказательстве того, что небо согласно с перевозом камней?

К этому Соломонову изречению он присовокупил мошну с серебром, и депутация, изумленная тем, что правитель сдержал свое обещание, не смогла произнести ни слова. Камни потом были переправлены в Стамбул, они и поныне находятся в нижнем флигеле Нового музея. Райт заказал с них гипсовые слепки, которые отослал в Британский музей.

Таким образом таинственные надписи на хаматских камнях стали доступны европейским ученым. Но и сам Райт уже не переставал интересоваться этими делами. Вскоре он обнаружил подобный же камень в алеппской мечети — тамошний камень излечивал глазные болезни.

 Во внешнюю стену Вороньей мечети в Алеппо "вмонтирован" древний камень с хеттскими иероглифами.
Во внешнюю стену Вороньей мечети в Алеппо "вмонтирован" древний камень с хеттскими иероглифами.

Позднее были найдены небольшие глиняные и металлические печати с такими же знаками, и не только в Сирии, но и в Киликии, Каппадокии, в верховьях Евфрата. И все говорило об их принадлежности к одной культуре, а может быть, и о существовании большой империи. Но что это была за культура, что это была за империя? И Райта, который всю свою жизнь читал Библию, вдруг осенило — а не могла ли это быть империя хеттов? Прошло немного времени, и Райт уже в этом не сомневался.

Голова хетта. Королевский музей искусства и истории. http://gallica.bnf.fr/ark:/121...
Голова хетта. Королевский музей искусства и истории. http://gallica.bnf.fr/ark:/121...

Между тем в Британском музее около Хаматского камня останавливались посетители и недоуменно пожимали плечами. Но один из них, так же как и Райт, с самого начала был уверен, что знаки на камне — не орнамент, а письмена. Он даже установил — и как впоследствии оказалось, совершенно правильно, — в каком направлении их надо читать!

Дело в том, что на Востоке не обязательно пишут слева направо. Евреи и арабы пишут справа налево, китайцы — сверху вниз, а для древних египтян вообще было безразлично, вытесывать ли свои иероглифы справа налево или слева направо. Но как узнавал грамотный египтянин (примерно каждый тысячный житель державы фараонов), в каком направлении читается надпись? С легкостью, хотя потом европейцы более двух тысяч лет не могли этого разгадать: текст читается в направлении, обратном тому, куда обращено, скажем, изображение совы (знак для т), стебель тростника (знак для у), протянутая рука (знак, обозначающий гортанный звук). На Хаматском же камне все изображения животных в одном ряду были обращены налево, в другом — направо. Как тут разобраться? Этот текст следует читать «бустрофедон», то есть как пашет вол! Иными словами: первый ряд — слева направо, второй — справа налево и так далее, так что писцу и читателю не приходилось понапрасну возвращаться к одной и той же стороне текста.

Как просто! Но все гениальные открытия просты (хотя не все простые — обязательно гениальны).

Арчибальд Генри Сэйс (1845–1933), открывший эту исключительную особенность письма на Хаматском камне, был англичанином (хотя и любил называть себя валлийцем), потомком старинного дворянского рода, и отличался необычайными способностями к языкам. Десяти лет он уже читал Гомера по-гречески, а Вергилия — по-латински; в четырнадцать лет — Библию на древнееврейском и арамейском, восемнадцати он мог вписать в рубрику «знание языков» кроме французского, немецкого и итальянского древнеегипетский, персидский и санскрит, а позднее ассирийский и несколько полинезийских языков или наречий. Двадцати лет он поступил в Оксфордский университет, тридцати уже был там профессором в Квинс-колледже и свыше шестидесяти лет, будучи ученым с мировым именем, занимал все ту же скромную квартиру, которую снял еще в студенческие годы.

Но квартира эта была для него скорее лишь базой и местом отдыха, потому что большую часть жизни он провел в скитаниях. (К лекторам в Оксфордском университете всегда подходили весьма либерально.) Итак, «господина с ласточкиным хвостом», как его прозвали арабские рабочие за то, что он никогда не снимал фрака англиканского священника, можно было встретить то в Египте, где он проверял воспроизведение одной довольно несложной надписи на храме Рамсеса II в Карнаке, то в Иерусалиме, где он копировал, стоя по пояс в воде, надпись на стене какого-то канала, то на скалах южноаравийской пустыни, где он срисовывал рельефы неизвестного происхождения; его видели на развалинах древнего славного Эфеса и в окрестностях Смирны, а впоследствии на Целебесе, Суматре и на бесчисленных островах Тихого океана. В каютах покачивающихся кораблей и в тиши оксфордского кабинета он писал потом свои книги: о религии народов Гвинеи, о японском буддизме, о «насаждении в Китае христианства несторианцами» и, конечно же, записывал свои научные рассуждения из области сравнительного языкознания и ассириологии, к чему отчасти обязывало его чтение лекций по этим дисциплинам.

В каком направлении следует читать хаматскую надпись, Сэйс установил еще в 1876 году, и в распространенности письма такого характера почти по всей Передней Азии он воочию убедился за время своих путешествий, а также при осмотре находок, поступивших в Британский музей. На основании своих наблюдений и толкований египетских и ассиро-вавилонских памятников, в которых на протяжении свыше пяти веков говорилось о могущественной, хотя и «терпевшей поражения» империи Ht (древние египтяне при письме опускали гласные) или Hatti (Chatti), как называли ее ассирийцы и вавилоняне, он пришел к тем же выводам, что и Райт.

Сомнений не оставалось, и в своей лекции Сэйс привел доказательства. Убедительные, научно обоснованные доказательства. Ведь он был серьезным ученым, и к этой лекции, «дата которой для древнего мира хеттов столь же знаменательна, как 12 октября 1492 года для Америки», он готовился долгие годы. Но могучая движущая сила научного (и не только научного) прогресса, именуемая критикой, заставила его пойти дальше — попытаться сделать нечто гораздо более трудное, чем обнаружить забытый народ в бездонной пропасти истории.

Абсолютно неопровержимые доказательства, перед которыми должны были капитулировать все противники и скептики, могли дать ему только сами хетты. Точнее говоря, их памятники. Для этого требовалось одно: раскрыть тайну их письменности и языка. Неизвестной письменности и неизвестного языка!

Работа "Раса и язык хеттов", Леона Lantsheere, представленная на втором Международном научном конгрессе католиков, состоявшемся в Париже в апреле 1891 - 1891...

Математики сформулировали бы эту задачу так: решить уравнение с двумя неизвестными. Мы еще к этому вернемся, сейчас же скажем только, что Сэйсу помог счастливый случай: в руки ему попал документ, о котором мечтают все исследователи, — билингва — надпись, текст которой написан на двух языках."

Рекомендую эту книгу всем, ибо написана она лёгким языком просто и доступно, кроме того, интересно, как вы уже успели убедиться по цитированному отрывку.

Хетты — это племена, которые составляли господствующий слой в многоэтническом Хеттском государстве. По имеющимся сведениям, в начале II тысячелетия до н.э. заимствовали через сирийских семитов клинописное письмо вавилонцев, а затем частично перестроили её в конце II тысячелетия до н.э. Перестройка заключалась в том, что хетты за каждым клинописным знаком сохранили только одно, максимум два  слоговых значения.  Клинописное хеттское письмо применялось для передачи нескольких языков хеттского государства: хеттского, несийского, хуррийского, лувийского и ассиро-вавилонского. Хеттскую клинопись усложнилась применением гетерограмм, т.е. шумерских и аккадских слов. Эти слова включались в хеттский текст, но при чтении заменялись соответствующими хеттскими словами. Позднейшие памятники  клинописного письма хеттов принадлежат концу II тысячелетия до н.э.

 Хеттская клинопись
Хеттская клинопись

Это - не единственная система письма, применяемая хеттами. Параллельно клинописи в государстве изпользовалось и  иероглифическое письмо; знаки которого напоминают египетские и (в особенности) критские иероглифы.

критские иероглифы
критские иероглифы

Как показали результаты разсшифровки, хеттское иероглифическое письмо применялось для передачи индоевропейского языка, который - лувийского. Иероглифическое хеттское письмо  включало около 60 слоговых знаков и сравнительно небольшое количество логограмм (знак, обозначающий слово) и детерминативов (дополнительный нечитаемый знак к слову, указующий, в каком ключе следует понимать само слово). Оно - иероглифическое письмо, - по сравнению с клинописью,  продвинулось по пути к чисто слоговому письму.

Итак, первые сведения о хеттах нашлись сначала в Библии, потом были найдены камни с надписями.  Как дело было дальше и что случилось с хеттами - в следующий раз.

продолжение следует.

Русы, Славяне

Имя руссов в истории

Гетика о славянах

Комментарии к Гетике

Протогорода

Аркаимские страдания

Пор-Бажын – загадка древности

Письма из Сибири. Крепость одиночества (Пор-Бажын)

Загадочная крепость Пор-Бажын (окончание писем)