Как разговаривали наши предки в Х веке?

Как разговаривали наши предки в Х веке? К одной претензии родноверов к фильму "Викинг"

Боярышня Лидия, сидя в своем тереме старинной архитектуры, решила ложиться спать. Сняв с высокой волнующейся груди кокошник, она стала стягивать с красивой полной ноги сарафан, но в это время распахнулась старинная дверь и вошёл молодой князь Курбский.
Затуманенным взором, молча, смотрел он на высокую волнующуюся грудь девушки и её упругие выпуклые бёдра.
— Ой, ты, гой, еси! — воскликнул он на старинном языке того времени.
— Ой, ты, гой, еси, исполать тебе, добрый молодец! — воскликнула боярышня, падая князю на грудь, и — всё заверте…
                                                                            А. Авереченко "Неизлечимые"

За что нужно нужно сказать спасибо фильму "Викинг"? Тем что он нанес огромный удар по сусальному образу опереточной языческой Руси, который уже третье десятилетие создают борзописцы, вроде А. Асова (в миру Барашкова), и легион неоязыческих липовых "волхвов". В их бредовых писаниях языческая Русь показана слащавой, тошнотворной картинкой, где ведические эльфы в белых одеждах водят хороводы вокруг языческих истуканов со свастиками на всех местах и управляют всеми видами энергии.

 Это реальность родноверов. На большее фантазии не хватает.
Это реальность родноверов. На большее фантазии не хватает.

Уже третье десятилетие десятки неоязыческих пропагандистов и сотни их последователей пытаются внедрить в наш народ ложный образ языческой Руси, как о некоем райском прошлом, золотом веке некой ведической цивилизации, которую мы якобы потеряли. Сектанты в свастичных вышиванках, обвешанные свастиками-амулетами и татуированные свастиками, в поте лица и постоянными истериками в интернете убеждают нас, что буквально всё, всё, что было создано непосильным трудом ведическими арийцами за сорок тысяч лет украло, разрушило и спрятало "жидо-христианство". Папоротник завял, планетарные батарейки сели, арийские гаплогруппы съежились. Чего они хотят? Возрождения опереточной Руси, которую они обрели в своих фантазиях и писанине неоязыческих борзописцев. На самом деле предел их мечтаний - фашистская диктатура по образу и подобию Третьего рейха. Вот отрывок из одной их типичной декларации:

"В арийском обществе православие и прочие виды семитофильского сектантства должны быть объявлены вне закона: собрания и любая форма пропаганды полностью запрещены, а лица и главари, наиболее повинные в насаждении православных антирусских и антирасовых доктрин, отданы под суд. Православным должен быть закрыт путь к любым государственным постам, доступ к властным полномочиям в науке, культуре, искусстве, образовании, армии, органах охраны правопорядка. Тиражирование еврейской Библии и разнообразной «святоотеческой» бредятины должно караться со всей строгостью".
 Свастика из жести, приколоченная гвоздиками к уродливому истукану. Священный идол долбославов! Вот она историческая правда!
Свастика из жести, приколоченная гвоздиками к уродливому истукану. Священный идол долбославов! Вот она историческая правда!

Православным уготована роль евреев в Третьем рейхе. Неоязычники не оригинальны: все их идеи сплошной плагиат, все их доказательства сфабрикованы, "священные писания" - новодел, даже свастики не настоящие - история родноверческих свастик не знает.

Фильм "Викинг" нанес удар по родноверческим сказкам о языческой Руси, за что заслужил от неоязычников потоки смешной истерики и даже жалоб в обком, то есть в подаче петиций на запрет фильма. Респект и уважуха создателям фильма.

 Ведический волхв без бубна - это не правильный волхв. По фигу, что славяне в бубен не камлали никогда.
Ведический волхв без бубна - это не правильный волхв. По фигу, что славяне в бубен не камлали никогда.

Среди истеричных неоязыческих обвинений фильма "Викинг" встретился и так сказать лингвистический:

"Речь славян показана примитивной.
Герои фильма говорят на ультрасовременном языке, невысокого культурного уровня. Общение на уровне князя и его окружения происходит в стиле: «Ты чё? Да ни чё!»"

Не понравилась экзальтированной родноверке речь наших предков в фильме, мол примитивная какая-то. Какой же речь была в Х в. на самом деле? Неужели наши предки на самом деле разговаривали как киногерои из киносказки, вроде "Ой, ты, гой, еси, исполать тебе, добрый молодец!"? Попробуем разобраться.

Начнем с того, никакой Руси в начале жизненного пути князя Владимира еще не было. Была аморфная территория нескольких славянских племенных союзов, которой правили три брата династии Рюриковичей - единственное, что пока связывало славянские племенные союзы. Легче перечислить чего у славян не было: письменности не было, городов-полисов не было, каменного строительства не было, искусства не было. Точнее искусство было на любительском уровне. Судите сами, вот оно языческое искусство.

Вот такую ляпоту мы потеряли. Это еще лучшие образцы. Христиане, по мнению родноверов, должны просто скулить от зависти к языческой эстетике.

Наши предки в Х в. были людьми простыми и неприхотливыми, если такое искусство их удовлетворяло. "Повесть временных лет" сохранила рассказ о культурологическом шоке язычников, когда русские послы впервые оказались в христианском храме:

"И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали мы — на небе или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь жить".

Соответственно и речь наших предков особыми риторическими изысками не отличалась. Говорить красивые речи было не зачем и не перед кем. Кругом одни крестьяне-общинники да немногочисленные княжеские дружинники. Речь наших предков была на редкость лаконичной и ёмкой. Это не сложно заметить, если прочитать "Повесть временных лет" -  там наши предки разговаривают на редкость ясным языком, понятным нам гораздо больше, чем более развитой русский язык 15-17 вв. Древнерусские писатели умели в короткой фразе выразить чувства и идеи, на которые иные современные авторы тратят целые страницы. Литературные произведения Древней Руси на удивление небольшие по объему. Лев Толстой написал по объему больше, чем все древнерусские авторы. Это говорит, что наши предки старались не растекаться мыслию по древу, а формулировали свои мысли кратко, ёмко и доходчиво.

Дошедшие до нас памятники древнерусской литературы донесли до нас образцы речи того времени. Сравним речь Святослава своим воинам перед битвой с византийцами:

"Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвым не ведом позор. Если же побежим — позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о себе сами позаботьтесь".

А теперь сравним эту же речь в передаче образованного византийца:

"Погибла слава, которая шествовала вслед за войском росов, легко побеждавшим соседние народы и без кровопролития порабощавшим целые страны, если мы теперь позорно отступим перед ромеями. Итак, проникнемся мужеством, [которое завещали] нам предки, вспомним о том, что мощь росов до сих пор была несокрушимой, и будем ожесточенно сражаться за свою жизнь. Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством; [мы должны] либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, [достойные] доблестных мужей!"
Лев Диакон "История", кн. IX, 7.

Почувствовали разницу? Те же мысли, но в два раза больше слов. Не любили наши предки зря языком болтать, потому и фразы были короткие. Вот, например, знаменитая фраза Святослава Игоревича: "И посылаше къ странам, глаголя: «Хочю на вы ити»". Коротко и ясно, и враги знали за что от русского князя люлей отхватят. А вот диалог княгини Ольги с сыном:

Так и Ольга часто говорила: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь Бога — тоже станешь радоваться». Он же не внимал тому, говоря: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». Она же сказала ему: «Если ты крестишься, то и все сделают то же».

Вот и вся аргументация! Слов мало, а друг друга поняли. А это диалог с вятичами:

"И пошел на Оку реку и на Волгу, и набрел на вятичей, и спросил вятичей: «Кому дань даете?» Они же ответили: «Хазарам по щелягу с сохи даем»".

Святослав только спросил кому вятичи дань платят, а какой короткий и точный ответ получил. И кому и сколько и как именно платят вятичи дань. Всю налоговую систему в пять слов описали. А вот описание осады Киева печенегами в 968 г.:

"И стали тужить люди в городе и сказали: «Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, — сдадимся печенегам». И сказал один отрок: «Я смогу пройти». Горожане же обрадовались и сказали отроку: «Если знаешь, как пройти, — иди»".

Задачу горожане сформулировали точно и кратко. Еще немногословнее оказался некий отрок. А вот как Святослав объясняет матери свою новую внешнюю политику:

"Сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае, ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — паволоки, золото, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха, и воск, и мед, и рабы».

Все разложено на полочкам, все выгоды переноса центра государства на Дунай. Ни одного лишнего слова. А вот как новгородцы вели переговоры со Святославом:

"В то время пришли новгородцы, прося себе князя: «Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя». И сказал им Святослав: «А кто бы пошел к вам?» И отказались Ярополк и Олег. И сказал Добрыня: «Просите Владимира». ... И сказали новгородцы Святославу: «Дай нам Владимира».

А это ответ дружины князю Игорю во время похода на Константинополь в 944 г.:

"Сказала же дружина Игорева: «Если так говорит цесарь, то чего нам еще нужно, — не бившись, взять золото, и серебро, и паволоки? Разве знает кто — кто одолеет: мы ли, они ли? Или с морем кто в союзе? Не по земле ведь ходим, но по глубине морской: всем общая смерть»".

Напомню, византийцы были готовы к нападению - их предупредили болгары. Где-то рядом находился греческий флот с греческим огнем. Как точно описали дружинники выгоду от договора по сравнению от неизбежного поражения от огненосных дромонов.

А вот как выразил свои чувства князь Ярополк над телом брата коротким вопросом Свенельду:

"И пришел Ярополк, плакал над ним и сказал Свенельду: «Смотри, этого ты и хотел!"

Берестяные новгородские грамоты донесли до нас этот же неповторимый древнерусский стиль общения:

"Грамота отъ Гюрьгя къ отьчеви и къ матери. Продавъше дворъ, идите же сѣмо — Смольньску ли Кыеву ли: дешеве ти хлебе. Али не идете, а присълите ми грамотичу, сторови ли есте".
"От Павъла из Ростова къ Братонѣжъку. Аже то лодия присълана кыяниня, обѣсти ю кънязу, дати не буде присловъя ни тобѣ, ни Павълови".
"Покланяние от Домажира ко Якову. Я у тебе слышу, цето ты молвише. Оце е тобе не годена, а попровади ко моне сестру. Азъ быле лони наделиле, а ныне быхо посолале. А ныне слышю болену сестру. Оце ю Бого поемете, а присоли сыно ко моне со ее знатебою, оте побуде сыно у мене, а я ся имо потешу, и посолю ю опяте во городо. Пакы ли не управише того, а я тя передамо святее Богородице, ко нее же еси заходиле роте".

Итак, наши предки говорили очень скупо и лаконично. Но в скупых словах они умели выразить целую гамму чувств, ясно изложить свою мысль, задать правильный вопрос и получить точный ответ. Мы, потомки, во многом утратили такой стиль общения. Но это не значит, что наши предки не ценили красивое слово. Ценили и очень высоко, иначе бы не дошли бы до нас былины. Иначе бы не оценили наши предки красоту греческой риторики. Иначе бы не создали литературу Древней Руси. Но искусством слова владели единицы. У скандинавов такие люди назывались скальдами. Как они назывались на Руси не известно.Судить о поэтическом слове дохристианской Руси можем только по поздним былинам, например о Волхе Всеславьиче:

"Дружина спит, так Вольх не спит,
Разбудил он удалых добрых молодцов:
«Гой еси вы, дружина хоробрая,
Не время спать, пора вставать,
Пойдем мы ко царству Индейскому!».
И пришли оне ко стене белокаменной,
Крепка стена белокаменна,
Вороты у города железныя,
Крюки-засовы все медные,
Стоят караулы денны́-нощны́,
Стоит подворотня дорог рыбей зуб,
Мудрены вырезы вырезено,
А и только в вырезу мурашу́ пройти".
Из сборника Кирши Данилова, XVIII в.

Как видим, "гой еси" наши предки не говорили - это поэтический прием древнерусских поэтов для украшения своих песен.

Теперь вспомним глупую претензию родноверки-истерички: "Герои фильма говорят на ультрасовременном языке, невысокого культурного уровня. Общение на уровне князя и его окружения происходит в стиле: «Ты чё? Да ни чё!»". Остается только поражаться убогости и невежеству так называемых родноверов! Они корчат из себя самых русских из всех русских людей, а сами не знают ни русской культуры, ни русской истории. Да, наши предки именно так и говорили на языке своего культурного уровня - уровня родового строя, но это был уровень их культуры, которой они владели виртуозно. Это у нас такой стиль считается деградацией, потому что такой человек не пользуется всем богатством русского языка, прошедшего тысячу лет развития. Но в Х в. это был живой стиль, живой язык, которому предстояло впереди тысяча лет разговорного и литературного развития. Именно это и отразили авторы фильма "Викинг". А родноверам - позор за их убогую опереточную сказочную языческую Русь, где ведические эльфы выдают высокопарные речи. Не было такой языческой Руси никогда - она существуют только в кислотных фантазиях родноверов, порожденных убогой фантазий воспаленных псевдо-индуистским ведизмом мозгах.

Източник

KAMAS - автор журнала Здравомыслие

Другие статьи:

Сибирь - это «север» или «се бэр»?

Сам ты скрыт! (Ещё раз о любительской лингвистике)

О лингвистах-любителях. Часть 2

Язык предназначен для сближения и объединения

Памяти Андрея Анатольевича Зализняка...

Игра в китайского «болванчика»? - 3

Как расшифровывали берестяные грамоты. Часть вторая: женские письма.

Почему мы не говорим на монгольском?

Сказка – взгляд в языческое прошлое русского народа. Белая уточка