Как забыть технологию

В последнее время все чаще и чаще встречается недоумение – как так выходит, что человечество теряет технологию? Как можно забыть то, что научился делать? С чего вдруг цивилизация становится забывчивой? Или более конкретные вопросы – почему египтяне больше не строят пирамиды? Куда потерялся «греческий огонь»? Почему римляне перестали строить акведуки? И при чем здесь Путин?

Ответам на эти и другие вопросы и будет посвящена эта статья. По крайней мере, она постарается ответить на причины, вызывающие утери технологий, в общем виде.

Перед тем, как попытаться найти ответы на вопросы, необходимо определиться с понятием «технология», а заодно и с историей этого понятия. Вопреки обыкновению, пойдем от современного понятия слова к первоначально возникшему. В конце концов в современное время «позабыли» только одну технологию – пилотируемые полеты на Луну. А вот во времена дней далеких таких позабытых технологий будет превеликое количество.

Современное понятие

Технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — «слово», «мысль», «смысл», «понятие»):

совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата [Некрасов С. И., Некрасова Н. А. Философия науки и техники: тематический словарь, 2010];
применение научного знания для решения практических задач [Encyclopædia Britannica. Encyclopædia Britannica Online. Encyclopædia Britannica Inc., 2016].

Как видно, современное понятие достаточно общее и расплывчатое. Это связано с тем, что в последнее столетие «технология» перестала быть уделом исключительно «материального мира» и перешла еще и в область «нематериального». Сейчас термин «технология» используется в политике, культуре, экономике, обществе. Современные технологии основаны на достижениях научно-технического прогресса и ориентированы на производство продукта (в широком смысле этого слова): материальная технология создает материальный продукт, а информационная технология, к примеру – информационный продукт. Современная технология — это не только процесс создания продукта, но и научная дисциплина, которая разрабатывает и совершенствует способы и инструменты производства.

Бытовое понятие технологии включает в себя еще и описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические требования и т.д. Технологией зачастую называют и сами операции по добыче, переработке и транспортировке, т.е. по тем операциям, которые являются составными частями процесса производства. И даже технический контроль на производстве является частью технологии. В настоящее время, разработкой технологии занимаются технологи, инженеры, конструкторы, программисты и другие специалисты соответствующих областей знаний.

Но так было не всегда. Как и все вокруг, понятие «технологии» развивалось от простого к сложному. Я же покажу этот процесс вспять.

Развитие понятия

Начнем двигаться от современного понятия в глубь истории.

Почти полстолетия назад под технологией понимались средства или деятельность, с помощью которых человек изменяет свою среду обитания и манипулирует ей [History of technology // Encyclopædia Britannica. Encyclopædia Britannica Online. Encyclopædia Britannica Inc., 2016]. Как видно, в это понятие уже не попадают технологии «нематериального мира». Примерно в этот же момент происходит разделение значений терминов «технология» и «техника». Понятием «техника» стали обозначать в основном материальные носители труда. Сама технология только в этот момент разделилась на научную и практическую.

Двинемся еще глубже.

В середине XIX века – начале XX века технология как понятие охватывала совокупность инструментов, машин, а также средств, процессов и идей. В это время «техника» еще не была отделена от «технологии». Техника в это время трактуется как мастерство в отдельных сферах человеческой деятельности.

В русских работах термин «техника» зафиксирован во второй половине XIX века. При этом понятие «техника» подменял во многих случаях нынешнее понятие «технология» и подразумевал профессиональную, целенаправленную, инженерную либо иную творческую деятельность в определенной области. Понятие «технология» возникло в России чуть раньше – в начале XIX века, но прижилось в химической отрасли, т.к. впервые использовалось в учебнике по химической технологии [Двигубский И.А. Начальные основания технологии, или краткое показание работ, на заводах и фабриках производимых, 1807], а впоследствии было повторено в других работах и учебниках, применительно к химической деятельности. В это время в остальных отраслях практической деятельности и науки использовались термины «искусство», «ремесло», «инженерное дело».

Впервые же понятие «технология» возникает в конце XVIII века. В 1777 г. Иоганн Бекман опубликовал работу «Введение в технологию», где написал: «Обзор изобретений, их развития и успехов в искусствах и ремёслах может называться историей технических искусств; технология, которая объясняет в целом, методически и определенно все виды труда с их последствиями и причинами, являет собой гораздо большее».

Как видно, изначально термин «технология» возникает как замена понятиям «ремесло», «искусство» и связано с переходом от кустарного производства к промышленному. Впрочем, последнее утверждение не столь очевидно из ранее написанного текста. Потому просто напомню, что это было время промышленной революции.

Промы́шленная револю́ция (промы́шленный переворо́т, Вели́кая индустриа́льная револю́ция) — переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике, наблюдавшийся в ведущих западных державах в XVIII—XIX веках.

Таким образом, если когда-то технология подразумевала под собой какой-то относительно простой навык и познания с ним связанные, то к настоящему времени она трансформировалась в сложный комплекс знаний, включающих в себя самые последние достижения человечества.

Технологии до «технологии»

Мы уже увидели, что технология имеет в качестве своих предков ремесло, инженерное дело и искусство. Теперь надо посмотреть и на этих «зверей».

В наиболее общем смысле искусством называют мастерство (словацк. Umenie), продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. Энциклопедия Британника дает следующее определение: «Использование мастерства или воображения для создания эстетических объектов, обстановки или действия, которые могут быть разделены с окружающими». В своем первом и наиболее широком смысле термин «искусство» (art, англ.) остается близким к своему латинскому эквиваленту (ars), который может быть также переведен как «мастерство» или «ремесло», а также к индоевропейскому корню «составление» или «составлять». В этом смысле искусством может быть названо все, что было создано в процессе обдуманного составления некой композиции. По трудовой теории, в первобытном обществе первобытное изобразительное творчество зарождается с видом Homo sapiens как способ человеческой деятельности для решения практических задач.

Инженерное дело (от фр. ingénierie; син. инженерия, инженерная деятельность, инженерно-техническая деятельность; инжиниринг от англ. engineering ← от лат. ingenium — «искусность» и лат. ingeniare — «изловчиться, разработать» — «изобретательность», «выдумка», «знания», «искусный») — область технической деятельности, включающая в себя целый ряд специализированных областей и дисциплин, направленная на практическое приложение и применение знаний с целью обращения природных ресурсов на пользу человека. Синонимом термина «инженерное дело» является слово техника (от др.-греч. τεχνικός ← τέχνη — «искусство», «мастерство», «умение»), обозначающее активную творческую деятельность, направленную на преобразование природы с целью удовлетворения разнообразных жизненных человеческих потребностей. В своих трудах Аристотель вкладывал в термин «техника» значение искусства производить вещи; древнегреческий философ усматривал различие между техникой и наукой в том, что техника направлена не на познание сущности вещей, а на их создание.

Ремесло́ — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить изделия.

Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы:

1) домашнее ремесло — в условиях натурального хозяйства;

2) ремесло на заказ — в условиях разложения натурального хозяйства;

3) ремесло на рынок.

Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью (то есть производством несельскохозяйственной продукции), ремесло на заказ и на рынок — кустарной промышленностью. Домашнее ремесло широко распространено на протяжении всей истории докапиталистических обществ. Сельское население производило большую часть потребляемых им ремесленных изделий.

Позже люди начали вести оседлый образ жизни, появились ремесленники. Многие ремесленники работали на хозяйственных угодьях царей, храмов, монастырей и рабовладельцев (Древний Египет, Древний Рим, Древняя Греция и странах Междуречья). Изначально ремесленник работал один, но так как это давало маленький доход, мастера начали объединяться в группы (цеха, артели, гильдии). Это позволяло не только упростить работу, разбив ее на этапы, но и давало возможность отстаивать интересы, а зачастую и контролировать качество.

Как мы можем видеть, все три термина – «искусство», «инженерное дело», «ремесло» - связаны между собой. Мы говорим практически об одном и том же. Здесь, конечно, можно тоже провести исследование, чтобы понять какой же из терминов будет первичным, но в данном случае это будет излишним. Здесь важно одно – все три термина говорят о процессе, в котором из чего-то создают нечто.

Теперь необходимо определиться с тем понятием слова «технология», которое будем использовать. При этом определение должно нести исторически неизменный понятийный смысл. Предлагаю использовать следующее определение:

Технология - совокупность и последовательность определенных методов и процессов преобразования конкретных исходных материалов, позволяющих получить изделие с заданными параметрами, а также знание об этом.

Предлагаю подробней посмотреть на это на небольшом примере.

На примере топора

Топо́р — инструмент, обычно с металлическим лезвием, жёстко закреплённым на рукоятке, обычно деревянной.

В принципе, все понятно. Берем лезвие и прикрепляем к ручке. Достаточно ли этого? Можно ли назвать это технологией? Только лишь в общем смысле. Ведь в данном случае неизвестно какой конкретно топор мы хотим получить. А ведь даже современные топоры насчитывают больше десятка видов.

          Вкусно и дешево: правда или миф?             Реклама Relap
Вкусно и дешево: правда или миф? Реклама Relap

Уточняем – хотим получить древний каменный топор.

Каменный топор — орудие с рабочей частью из камня, имеющее поперечную деревянную рукоятку. Материалом служил кремень, обсидиан, сланец или всякий другой подходящий камень.

Вот мы уже знаем, из чего этот топор будет сделан. Достаточно ли этого? В принципе, топор на основании этого описания сделать можно. Но как мы будем крепить камень к рукоятке? Ведь камень могли привязывать, могли вставлять в специальное гнездо на рукояти (гнездо могло быть сквозным или глухим) и приклеивать смолой или привязывать, могли вставлять специальную муфту и потом уже насаживать на рукоять. Иногда камень вставляли в еще растущее дерево, чтобы рукоять сама наросла вокруг камня (да, не самая быстрая технология). Уже много способов? А ведь в камне могли еще и отверстие просверливать, чтобы рукоять вставлять в камень.

Думаете все? Нет. Ведь мы еще не поговорили про то, как подготовить лезвие. Итак, лезвие могли делать, оббивая камень, могли подшливовывать лезвие. Могли не просто шлифовать лезвие, но вообще полировать весь топор (это характерно для топоров из нефрита, диорита).

Таким образом, достаточно правильным примером описания технологии изготовления топора могло быть следующее:

Нефритовый топор изготавливается из нефрита за счет шлифовки и полировки из камня, с просверленным отверстием, насаживается на деревянную рукоять и дополнительно обвязывается.

Давайте обратим внимание на несколько моментов, которые могут помешать сделать топор:

1. Если мы не умеем шлифовать и полировать такой камень, то мы не сможем получить топор (а методом оббивки лезвие на нефрите не выйдет требуемого качества).

2. Если мы не умеем приготовить обвязку (веревка из травы/тростника/коры/жил), то мы не сможем получить топор.

3. Если мы не умеем просверлить отверстие в таком твердом камне, то мы не сможем получить топор.

Вроде все просто? А вот и не совсем. К примеру, мы можем знать, как просверлить отверстие, можем уметь сверлить. Но можем не иметь доступа к тому, чем мы будем это делать. И топор уже не сделать. Т.е. технология топора вроде и известна, но изготовить его так уже не получится.

Важно – технология изготовления предмета зависит от наличия знаний и умений по другим технологиям.

Хорошо, перейдем к не самым очевидным моментам, как бы странно это ни казалось:

1. Если у нас нет доступа к ресурсам, а именно - материалам, из которых изготавливается топор, рукоятка, обвязка, или иным материалам, участвующим в процессе изготовления, то требуемый топор у нас не получится.

2. Если у нас нет человека, который умеет делать, хотя пусть и известно как, то топор мы можем получить не совсем требуемого качества. Вплоть до того, что эффективнее сделать более примитивный топор.

3. Если у нас есть технология изготовления железного топора, хватает для этого ресурсов (в том числе и людских), то делать каменный топор было бы как минимум странно.

4. Если у нас есть понимание, что лучше использовать саперную лопату во всех случаях вместо топора, то делать мы будем саперную лопату, как более целесообразное (по экономическим/политическим/религиозным/и​ным соображениям) орудие.

5. Если у нас есть прямой или косвенный запрет на изготовление топора в силу каких-то причин (религиозных, политических и т.д.), то топор мы не сделаем, если жить хочется.

6. Если нам в принципе не требуется делать что-то топором,… то зачем его делать?

И последний пункт, или как говорят англичане «the last but not the least» (последний в списке, но не последний по значимости) – нам необходимо иметь знание по технологии изготовления такого топора из нефрита. Т.е. мы можем уметь обрабатывать камень, можем уметь вязать веревки, но можем просто не знать о том, что такой топор можно сделать с помощью целого ряда уже известных по отдельности манипуляций. Это может быть по двум причинам – еще не догадались и уже позабыли.

Как можно забыть технологию изготовления каменного топора? Да легко.

Знания передаются от одного человека к другому. В далекой древности это делалось устно – не стало человека, исчезла и технология. В древности делалось как устно, так и иногда письменно – не стало человека и сгорела рукопись, исчезла и технология. Потеряли доступ к материалам на некоторое время, не повторяем технологию – вот и знание о технологии исчезло. Ведь переписчик может решить и не тратить свое время на переписывание какой-то неизвестной и непонятной ему лично технологии, если перед ним лежит еще много другого более понятного. Научились делать железные топоры, перестали делать каменные, знания эти не передают, так как они устарели – потеряли такое знание.

В современном мире созданы великолепные условия для многократного дублирования знания. Это с одной стороны. С другой стороны, современные технологии изготовления почти любого предмета связаны со многими другими технологиями, которые в свою очередь связаны с предыдущими и т.д. При этом многие знания сейчас представлены в виде know-how, т.е. доступны не всем, но лишь владельцам. Да, продукт такого знания доступен многим, но технология изготовления лишь избранным. Естественно, что некоторые из таких технологий не просто непродублированы, а вообще хранятся где-то в большом секрете. А значит… Значит, если это «где-то» будет уничтожено, то исчезнет и эта технология. Тогда могут исчезнуть и последующие технологии, зависящие от нее, если отсутствуют аналоги. (Многие ли догадались, на что я намекаю?)

Выводы

Каждая конкретная технология, будь это знание о создании изделия или же сам процесс, не существуют в отрыве от окружения. Каждая технология завязана как на другие технологии, или на доступные материалы, так и на такую «тонкую материю» как целесообразность.

В общем виде можно описать потерю технологии тремя простыми пунктами:

1.Мы потеряли знание об изготовлении конкретного изделия с определенными параметрами. При этом мы можем иметь знания о том, как изготавливать изделие с другими характеристиками, более лучшими, к примеру.

2.Мы потеряли ресурсы, требуемые для изготовления конкретного изделия с определенными параметрами. При этом мы можем иметь знания о том, как изготавливать другое изделие, с помощью которого можно решать такие же задачи.

3.Мы имеем ресурсы, имеем знание, но потеряли умение, так как общество не требует теперь это изделие по каким-то причинам, в том числе и по причине экономической целесообразности.

Давайте снабдим эти пункты примерами:

1.Греческий огонь. Знания о технологии изготовления были утрачены вместе с Византией. Есть лишь предположения о том, как он изготавливался. В настоящее время существуют современные аналоги.

2.Древнерусская перегородчатая эмаль. Технология исчезла (на время) из-за отсутствия драгоценных металлов (впрочем, был еще и общий упадок) по причине монгольского нашествия. Возрождение было в послемонгольский период.

3.Письменность инков. Подробнее лучше всего посмотреть в статье Взор.

И последний пример - Египетские пирамиды. Технология строительства (если вообще предположить, что она была единой) была утеряна по многим причинам. Это и потеря точного знания (ведь до нас так и не дошло конкретное описание), и потеря ресурсов (подорванная экономика Древнего Египта не могла себе позволить отвлечения людей на грандиозные стройки), и потеря целесообразности из-за многих внешних факторов – от религиозных до экономических/политических.

Какие примеры можете привести Вы?

Предыдущие статьи по схожей тематике:

Технологии, которые были забыты

Технологии, которые не исчезли

Оригинал статьи в блоге:

http://paulus-raul.livejournal...

Източник

Статья Паулюса - автора журнала Здравомыслие Блог Паулюса в ЖЖ

Предлагаю прочитать:

Секрет древнего фарфора Китая

Свет мой, зеркальце скажи, да всю правду доложи.... часть 1. От неолита до Рима.

Средневековые холявщики, их стеклянная холява и папоротник как папа фужера.

Дюраль для Туполева. Как это было

До лазеров и болгарок справлялись весьма изобретательно: просто и надёжно

Пушки липовые

Как древние добывали энергию из окружающей среды. Жизнь без лазеров и болгарок...

Глиняный холодильник и глиняный лекарь

Древне-персидский холодильник - яхчал

Базилика Максенция. Строительная эпопея

Удивительные инструменты древности

Каменные шестерни

Золото – двигатель прогресса?

Железо древней Шри-Ланки

Сталь для исламских мечей III в до н.э.

Шри-Ланка – авангард прогресса древних

Античный взлёт науки и техники

Камень мягкий, как пластилин

Алмазные свёрла для камей и бусин 2000 лет назад

Как дожились до стремян

Ашины ввели моду на стремена в Тартарии

Монгольское железо?

Рождающаяся из алхимии

Сообразили, так сообразили :о)

Дерево, камень, кирпич… может быть и Москву откопали?

Изобретения и изобретатели прошлого

Всё оказалось гораздо интересней и загадочней :о)

Коралловый замок другими глазами :о)

Иструменты и металлы

Дерзкий интеллект

Часовых дел наука

Сакральные знания народу! Как выпрямляли бивни мамонтов

Питьевая вода для Венеции

Как? Сакральные знания народу (каменные сети, вуали и пр…)

Сакральные знания – народу! Строителям пирамид посвящается (реконструкция метода каменной обработки камнем)

Велика Пермь водопроводом, Но лучше о Соловках :о)

Как изготавливали деревянные трубы

Как изготавливали деревянные трубы-2

фальшивый мрамор Зимнего дворца

Терракотовая армия. А васька слушает, да ест

«Тесто» для армии первого императора Китая

Инструменты, человек и мышление

Русские лыком не шиты! (подъём обелиска и др)

Карьеры и камнерезное дело инков

Карьеры и камнерезное дело инков 2

Технологии дожелезья. Сакральные знания – народу :о) (видео)

Акведук Понт дю Гард и камень. Что возможно

Дороги инков – 2

Дороги инков – 3, или мосты – совсем не ерунда

Наши предки были превыше инопланетян :о)

Римский бетон приоткрывает свою тайну пытливому уму

Сакральные знания – народу! Как неандертальцы клей изготавливали

Луч смерти или боевые зеркала Архмеда

На чём работали станки завода Бёрда, если электричества ещё не было?

Знакомьтесь, - солитон!

Между традицией и прогрессом

Между традицией и прогрессом 2

Древние карьеры строителей пирамид

Порт, как пирамида наших дней

О пергамене

Дымный порох. Полный провал официальной изТОРии, производство селитры, или Как неграмотные олухи позорно садятся в лужу.

"Школа" каменного века возрастом 400 тысяч лет

Пытаемся установить что на фото!