8,3K подписчиков

Камень, технология, инструменты и мышление

Здравствуйте, уважаемые читатели!

продолжение статьи о связи  мышления, способности ума, работы тела, ремесла и инструмента

Как-то в уже давние времена небезызвестная старожилам КОНТа компашка Раремана, корча из себя глубокомыслящих людей, мутила воду со своим проектом "Русь возрождение". Так вот, в отличие от подобной несъедобной туфты предлагаю вам продолжение статьи о связи мышления, способности ума, работы тела, ремесла и инструмента (а если кратко - производительного труда и мышления). Несколько сложная (+ с элементами философии) для возприятия тема, поскольку она более понятна именно тем, кто сам изготавливает своими руками вещи, то есть, ремесленникам и мастерам. Ведь можно сколько угодно наблюдать процесс созидания вещи, находясь извне, но понятен он полноценно лишь действующему, особенно, когда действующий во время процесса хотя бы иногда наблюдает за собой, созидающим. Но и в таком случае изложить, перевести действие на язык слов - невероятно сложная задача. А перевести одно из таких изложений с иностранного языка, в котором ни бе, ни му, ни кукареку... Потому прошу заранее у вас прощения за возможные огрехи.

Статья появилась на сайте проекта, посвящённого мастерству каменному, - Stone project (одна из заставок его на первой картинке, остальные - из статьи на сайте проекта). К сожалению сайт проекта был удалён. Однако, статью можно найти через "вайбакмашину" по ссылке. Предыдущая статья была первым продолжением после начала. А сегодняшняя будет продолжена, когда у меня появится время для этого. (Поскольку тема и без того сложна, изменяю своей привычке изпользования любимой буковки "З")

Продолжение (ч.2)

Техника

Контроль легче осуществлять в небольших чётко очерченных областях. Именно здесь инструменты вступают в свои права. Чем серьёзнее проблема, тем меньше возможностей перестроить мир. Если контекст достаточно велик, то остается только приспосабливаться. Мастера, которые могут понять намёк, изучат способы обработки материала, а затем приспособят свои навыки соответственно ему. Слова из "И-Цзин", кажется, описывают самых искусных мастеров: "... если он действует по природе, он следует энергии природы; если он действует до природы, природа не противоречит ему". Идеальный мастер настолько осведомлён о том, как функционирует мир, что невозможно отделить его от его бытия. Он избегает ошибок не из-за сдержанности, отрицания или навязанной ему воли, но потому, что им был усвоен каждый потенциал в этом процессе. Нам вспоминается определение святого, данное Полом Тиллихом: "Святой является святым не потому, что он” хороший", а потому, что он прозрачен для чего-то большего, чем он сам.

В новой мастерской Червиетти ремесленник деликатно  шлифует мраморную поверхность одной из скульптур серии Evolution Марка  Куинна с помощью вращающейся шлифовальной машины.
В новой мастерской Червиетти ремесленник деликатно шлифует мраморную поверхность одной из скульптур серии Evolution Марка Куинна с помощью вращающейся шлифовальной машины.
Тщательно следуя изогнутой линии, начертанной по  шаблону, студент веймутского колледжа формирует блок известняка с  помощью широкого плоского долота и муляжа молотка. Уэймут, Англия.
Тщательно следуя изогнутой линии, начертанной по шаблону, студент веймутского колледжа формирует блок известняка с помощью широкого плоского долота и муляжа молотка. Уэймут, Англия.

Такой взгляд на вещи представляет само обучение в ином свете. Таким образом, ко всему процессу образования нужно подходить по-другому. Обучение больше не может быть обучением правилам и формулам, потому что оно больше не связано с соответствием установленным нормам. Как научиться так внимательно слушать и наблюдать так пристально, чтобы, когда нужно приложить усилие, оно не искажало лучшего из того, что даётся? Выбор ремесленника состоит в том, чтобы не иметь выбора. Предвосхищение - это согласование с тем, что может произойти в любом случае.

Использование иронии - это отклонение, которое лучше всего приберечь для другого раза, и его не следует путать с юмором или проницательностью. На данный момент единственное, что нужно сказать, - это то, что это рискованно. Вначале это можно рассматривать как комментарий, но не оставаться на нём. Он высвобождает отношение, но не Надежду, которая остаётся надёжно скрытой. Ирония требует необычайного мастерства, потому что она редко даёт успех.

*

"Люди часто пытаются подменить критериями деятельность по различению существенного и случайного. Эссе может быть оценено как хорошее из-за журнала, в котором оно опубликовано; картину или здание хвалят, потому что это стоит больших денег; достижение считается хорошим, потому что некоторые люди говорят, что это так. Использование критериев - это уклонение от ответственности за мышление (обязанности думать). Во многих областях мы должны полагаться на критерии, потому что мы не можем стать экспертами во всём, но если мы несём ответственность за вынесение суждения в конкретной области, если наша оценка и решение имеют значение, мы обязаны знать об этом вопросе достаточно и приложить достаточно усилий, чтобы позволить основам проблемы утвердиться в нашем сознании."

- Роберт Соколовский, "Присутствие и отсутствие", 1978

Мастерская Цюй Яна (Qu Yang), Хэйбэй, Китай -  каменщики высекают большой рельеф в мраморе с удивительной быстротой,  используя промышленные алмазные режущие и шлифовальные  электроинструменты.
Мастерская Цюй Яна (Qu Yang), Хэйбэй, Китай - каменщики высекают большой рельеф в мраморе с удивительной быстротой, используя промышленные алмазные режущие и шлифовальные электроинструменты.
Каменщик в гранитной мастерской Деланка сглаживает  поверхность резной формы с помощью алмазно-чашечной шлифовальной машины.  Корнуолл, Англия.
Каменщик в гранитной мастерской Деланка сглаживает поверхность резной формы с помощью алмазно-чашечной шлифовальной машины. Корнуолл, Англия.

Самый опасный риск для мастерства на данный момент (современности - Взор) - это не ирония или разрыв в происхождении, а рост того, что было названо "deskilling" (упрощение труда, путём разложения его на элементарные операции ради повышения выработки - Взор). Это процесс, в котором квалифицированный труд и знания устраняются технологиями, которые могут исполняться менее квалифицированными или даже полностью неквалифицированными рабочими. В "Magazin Wheelwright" (Магазине колёсных мастеров) подробно рассказывается о том, как более ста лет назад всё шло уже в этом направлении. Возможно, дескиллинг,  прокрался в образование, где захватывает власть идея взаимозаменяемого студента или даже взаимозаменяемого преподавательского состава. Протокол - это искусственный навык, который независимо от сложившейся ситуации гарантирует уровень функциональной компетентности. Он идёт рука об руку со стандартизированными процедурами и продуктами. Все больше и больше протоколов заменяется гибким ответом. Похоже, что Закон Грэшема устанавливает структуру, на которой строятся другие вещи.

продолжение статьи о связи  мышления, способности ума, работы тела, ремесла и инструмента-6

"Выражение "качество изготовления с риском" означает, что в любой момент, будь то из-за невнимательности, неопытности или случайности, качество изготовления (действия) может испортить работу. Оно находится в оппозиции к "мастерству определённости", в котором качество результата предопределено и находится вне контроля действующего. Это проницательные концепции, которые преодолевают большую часть путаницы, порождаемой такими многозначными терминами, как мастерство, качество производства, ручная работа и навыки."

- Джон Келси, Введение в природу и искусство мастерства, Дэвид Пай

продолжение статьи о связи  мышления, способности ума, работы тела, ремесла и инструмента-7

Привлекательность того, что Дэвид Пай называет "мастерством определённости", вероятно, непреодолима в культуре, не склонной к риску. Это означает, что беспорядочное образование заменяется чистой определённостью (уверенностью) производства. В результате образование вытесняется обучением, поскольку установленные стандарты заменяют видение образования как поиска и исследования.

В масонской школе Карменскола молодые  студенты сначала учатся резать известняк, используя ручные инструменты,  которые, по общему мнению, восходят к римским временам. Пучишка, Брач,  Хорватия
В масонской школе Карменскола молодые студенты сначала учатся резать известняк, используя ручные инструменты, которые, по общему мнению, восходят к римским временам. Пучишка, Брач, Хорватия
Каменщик в мастерской Джона Файфа  мастерски обрезает края гранитного мемориального камня с помощью  дубинки-молотка и питчингового инструмента. Старый Мелдрум, Абердин,  Шотландия.
Каменщик в мастерской Джона Файфа мастерски обрезает края гранитного мемориального камня с помощью дубинки-молотка и питчингового инструмента. Старый Мелдрум, Абердин, Шотландия.

Инструменты для резьбы по камню - введение

Инструменты для резьбы по камню можно разделить на три основные группы: две из этих групп участвуют в формировании камня и используют принципы удара и эрозии. Третья группа связана с измерениями.

продолжение статьи о связи  мышления, способности ума, работы тела, ремесла и инструмента-10

Ударные инструменты включают в себя молотки отдельно или в сочетании с долотами. Топоры по камню объединяют в себе функции молотка и зубила в одном инструменте. Любая из профильных (фасонных) режущих кромок, характерных для долот - острие, коготь или зуб, бучарда и т. д. - может быть объединена в одной головке топора.

продолжение статьи о связи  мышления, способности ума, работы тела, ремесла и инструмента-11

Резьба молотком и зубилом - классическое разделение труда. Одной рукой мы держим молоток, который через долото "вбивает" энергию в камень, мягко регулируя силу в соответствии с потребностями момента. Другая рука направляет долото, устанавливая его угол и регулируя его положение на камне. Направляющая рука многократно прекращает и восстанавливает контакт между долотом и камнем, что позволяет выполнять несколько мелких корректировок.

В резьбе по камню суть ударного инструмента - управляемая ломка. Для абразивных инструментов это эрозия (истирание). Камню можно придать форму только с помощью абразивной обработки, но сегодня истирание, скорее всего, используется на финишных стадиях, непосредственно перед завершением работы над камнем.

Измерительные инструменты используются на каждом этапе в какой-то момент рабочего процесса. В карьере измерение определяет вероятные размеры камня и подбирает их в соответствии с потребностями клиента. Измерение также позволяет рабочему карьера рассчитать вес камня. Квадрат, циркуль, спиртовой уровень, линейка и шаблон находят свое применение при формировании камня. Измерение важно при работе над внутренними пропорциями и интервалами в резьбе. Оно также необходимо при размещении скульптуры на земле.

Ударные инструменты

Молотки

Первыми молотками были камни. Большинство молотков были выбраны из практических соображений, таких как удобная посадка в руке или соответствующая твёрдость. Обычно более твёрдый материал используется для обработки более мягкого материала; в противном случае сначала может израсходоваться сам инструмент. Археологи могут отличить древние камни-молотки от гальки естественной формы по месту их обнаружения и признакам износа. Некоторым камням-молоткам придавалось духовное значение.

Схемы откола кремня
Схемы откола кремня
продолжение статьи о связи  мышления, способности ума, работы тела, ремесла и инструмента-13

Более поздние доисторические отбойные молотки

Довольно распространёнными являются древние церемониальные нефритовые топоры. Вероятно, они были ценны с самого начала, потому что нефрит - редкость, с ним трудно работать, и люди заботились об этих предметах настолько, чтобы переносить их на большие расстояния от источников камня. В своей книге «Разум в пещере» Дэвид Льюис Уильямс (David Lewis Williams) описал круглые кварцевые молотковые камни, используемые коренными американцами на юго-западе. Кварцевые камни обладают триболюминесценцией, что означает, что при трении друг о друга они излучают внутренние вспышки света. Это было особенно эффектно в тёмных местах. Не обязательно это происходит, когда они используются в качестве молотков, но кажется, что этого странного качества самого по себе могло быть достаточно, чтобы придать духовное значение кварцевым молотковым камням. В некоторых случаях пары кварцевых камешков всё ещё называют «камнями молнии» или «камнями удачи». Это «электроинструменты» иного рода, чем то, как мы используем этот термин сегодня.

С тех пор, как были использованы эти первые камни, молотки приобрели необычайное разнообразие форм и размеров. Их можно найти повсюду, но в формах, столь же непохожих друг на друга, как клюшки для гольфа из автомобильных поршней.

продолжение статьи о связи  мышления, способности ума, работы тела, ремесла и инструмента-14
продолжение статьи о связи  мышления, способности ума, работы тела, ремесла и инструмента-15

Большинство современных автоматических инструментов являются версиями того, что уже существовало как ручные инструменты, усиленные энергией, поступающей из другого источника. Пневматические, или пневмомолоты, - одно из немногих отличных изменений, которые будут представлены в качестве автоматического инструмента. Хотя многие автоматические инструменты основаны на вращательных движениях, пневмомолоты нарушают образец, используя многократно повторяющееся движение поршня цилиндра. Пневматический молот наносит множество крошечных ударов, а не несколько больших: сила заменяется скоростью и количеством. Пневматический молот способен создавать очень длинные плавные линии. Пневматический молот имеет больше общего с внутренней частью автомобильного двигателя, чем с ударом традиционного ручного молота. Тот же принцип, но в более грубом масштабе, используется отбойными молотками, которые разбивают тротуары на улицах.

продолжение статьи о связи  мышления, способности ума, работы тела, ремесла и инструмента-16

Деревянный молоток часто используется при резьбе по мягкому камню или дереву. Дерево не деформирует ударный конец металлического инструмента, как большинство металлических молотков, оно также смягчает силу, поступающую для удара режущей кромкой. Есть и иная «пружина». Пластиковые молотки из нейлона, поликарбоната или полистирола всё чаще используются резчиками по тем же причинам.

продолжение статьи о связи  мышления, способности ума, работы тела, ремесла и инструмента-17

Молоток Бидля, большой деревянный молоток с круглой сосновой головкой и закругленными краями. Голова имеет диаметр от 18 до 15 дюймов (38-46 см), а её ручка - около 3 футов (0,91 м) в длину. Он используется в павильонах для забивания брусчатки в нужное положение при укладке камней на песчаную основу.

Молотки с разделяемой головкой имеют съёмные грани, которые можно адаптировать к любой работе. Это своего рода гибридный инструмент, подобный некоторым каменным топорам, сочетающий в себе использование долота, кузнечного молотка или каменного топора.

Молотки с металлическими головками бывают нескольких форм: форма металла может быть прямоугольной или изогнутой, чтобы имитировать размах молотка, или круглой, напоминающей деревянные молотки (но намного меньше, потому что деревянные молотки должны быть сравнительно больше для того, чтобы иметь достаточный вес.)

Длина рукояток молотка также варьируется. Многие молотки для карвинга (резьбы) имеют короткие рукоятки, позволяющие сохранять сосредоточение веса и действующего удара. Американские ручки для резьбы по граниту делаются длинными, утоньшающимися к голове. Это дает легкое хлыстовое движение, которое увеличивает резкость удара. Японские молотки могут ещё больше расширить этот принцип, поскольку они оснащены ещё более длинными ручками из натуральной ветви, что придает японскому молотку характерную пружинность и резкий удар.

продолжение статьи о связи  мышления, способности ума, работы тела, ремесла и инструмента-18
продолжение статьи о связи  мышления, способности ума, работы тела, ремесла и инструмента-19

Молоток не может быть сделан, если не существует другого молотка, кузнецу нужен один молот, чтобы сделать другой.

(продолжение впереди)

Обоснованные правки принимаю с благодарностью :о)