Каменные дела не в каменном веке

После долгих размышлений о судьбе Христофора Антоновича Миниха решила я сделать себе небольшие "каникулы" и вернуться к вопросу о камне в строительном деле. Всем известно, что реки легко и просто способны подмывать берега и менять свои русла. Текущая вода обладает своим природным умением точить даже камень. А потому просто неэкономично, выкопав канал, оставить берега без защитной одежды.

(карту можно посмотреть в увеличенном виде)

Видов и способов укрепления берега человечеством было придумано множество. До появления искусственных материалов, люди изпользовали то, что под руку попадётся, а попадаться могло и дерево, и камень. Там, где течение было медленным, а откос берега небольшим, с задачей укрепления успешно справлялись  корни зелёных друзей - кустарников и водолюбивых деревьев, а также крепкий дёрн. Поэтому с размывом успешно справлялись фашины, связки ивовых ветвей, которые легко укоренялись и берега зарастали. Там же, где такой защиты было недостаточно, берега укреплялись камнем. Это может быть простая засыпка каменным материалом или более сложное сооружение - всё зависит от грунтовых и гидравлических условий местности. (Кому этот вопрос интересен, можете обратиться к специальной литературе 1903 г. Материалы для описания русских рек и истории улучшения их судоходных условий  ). Я же хочу к этому добавить только несколько слов об укреплении берегов Ладожского канала. Пётр I, предоставил Миниху полную свободу с некоторым ограничением:

Конструкцию береговых укреплений канала разработал сам государь, которому, к сожалению, не удалось дожить до окончания его строительства (канал был закончен в 1730 году). Но и после завершения этого строительства, работы на канале периодически проводились.

Фашины представляют собой пучки хвороста, стянутые через 0,8-1 м проволокой или вицами . По способу раскладки хвороста фашины делятся на однокомельные, в которых хворост укладывается комлем в одну сторону, и двухкомельные с укладкой хвороста комлями в обе стороны. Фашины диаметром 0,3 м, длиной 2,75-4,4 м, изготовленные из одного хвороста, называют легкими. Фашины, внутренняя полость которых заполнена камнем, называются тяжелыми . Они имеют ту же длину, что и легкие фашины, но диаметр их от 0,7 до 1 м.

Фашины: а - легкая однокомельная; б - легкая двухкомелъная; в - тяжелая.

Легкие фашины  изготовляют на козлах 2. Для обжатия хвороста применяют специальное приспособление - сжим 3. Легкие фашины перевязывают вицами 1 - тонкими хворостинами диаметром до 1,5 см, длиной до 2 м, изготовленными из свежих молодых ветвей ивы, дуба и других гибких пород.

hydrotechnics.ru

Судя по сказанному, примерный срок службы береговых укреплений канала, сооружённых по предложенной Петром схеме, около 50 лет.  После смерти Петра, Меньшиков постарался припомнить Миниху былое, начав противодействие с новой силой. Не способствовали строительству и складывающееся положение со сменой правящих лиц и дворцовые интриги. Пыл Миниха, судя по всему, тоже на некоторое время снизился. Трудное время, оно трудное и для строителей. Однако, о канале время от времени вспоминали, ибо это была дорога торговая. А потому его "латали и штопали", а заодно и набирались наблюдений и опыта.

Мне не удалось найти количество уложенного камня. Потому взять за основу такие сведения для сравнения со строительством пирамид, не получится (хотя и очень хотелось сравнить со столь ранним этапом в России). Однако, обнаружились интересные описания ломки камня при прокладывании русла канала в каменном грунте.

А для сравнения уже подбирается коллекция из нескольких крупных российских объектов. Так что, "голодный волк помирать не ложится" :о)))

Ещё два слова к этому периоду. О Минихе:

Канал, построенный Минихом, служил даже тогда, когда рядом проложили новый канал - Ново-ладожский. А Миних успел поучаствовать и в перестройке Адмиралтейства. Но это уже другая история.

Книгу, цитаты из коей приведены, можно найти здесь: нэб.рф

Читайте также:

BISO KOTUWA – инженерное чудо Шри-Ланки

Непростая судьба инженера, или проект не доведённый до конца (Перри и канал Волга-Дон)

Непроходимая дремучесть, или необходимы ли преобразования? (заметки Перри о России и о Петре I)

Михаил Сердюков – гидротехник Петра I

Как Пётр Алексеевич и Михаил Иванович шлюзы строили

Ладожский канал – ещё один проект Великого Петра

Железный граф. Глава первая. Путь наверх (Бурхард Христофор Миних – строитель Ладожского канала)

Бурхард Христофор Миних, инженер и воин, ставший в России генералом

Камень в объёмах, сопоставимых с пирамидными

Ещё одна канальная история (тезянские шлюзы)

Тезянские шлюзы